Стоит оказаться в выставочном зале культурного центра «Казачья бухта», где представлены скульптурные композиции и рисунки Станислава Чижа, приуроченные к 90-летию со дня рождения легенды, как искусство приобретает почти бытовую простоту – и одновременно парадоксальную глубину.
Ведь речь идёт не просто о формах и линиях, а о судьбах города, превращённых в камень и бронзу.
Для севастопольцев Чиж давно перестал быть просто автором памятников – он часть городского кода, буквально «плоть Севастополя». Его творчество – не музейное молчание экспонатов, а активная и живая беседа с прошлым и будущим.
На юбилейной выставке «Станислав Чиж и его время» героями стали не только скульптуры, но и воспоминания: архивы, рукописи, рисунки детства, бережно сохранённые матерью мастера и его дочерями Александрой Станиславовной и Яной Станиславовной.
Время как ремесло
Тема времени не случайно проходит лейтмотивом через все работы, представленные в экспозиции.
В словах дочерей скульптора, организаторов и искусствоведов звучит простой, но очень важный месседж: Чиж был «мастером своего времени», человеком, который не только ощущал ход истории, но и умел вживаться в каждого героя, которого изображал.
Создавая фигуру бойца Крымской войны, он словно жил с ним бок о бок, погружаясь в портрет архитектора или моряка, учился видеть их глазами.
Камень у мастера становился одновременно и документом, и поэтически точным высказыванием о своей эпохе.
«Выставка не зря носит такое символичное название, потому что для Станислава Чижа его время – это поколение войны, поколение тех детей, которые познали все тяготы Великой Отечественной. Отец создал огромную галерею героев. Героев Крымской войны, героев Великой Отечественной. Он лепил героев труда.
Дочь Станислава Чижа - художник Яна Чиж (справа)
Он создавал образы архитекторов, писателей, поэтов, коллег его, друзей, тех людей, которыми гордится Севастополь, которыми гордится наша страна», – обратилась к посетителям выставки дочь скульптура Александра Чиж.
Открытая интонация экспозиции отражает дух самого художника, ибо он был, по словам замдиректора музея им. Крошицкого по научной работе Людмилы Смирновой, блистательным рассказчиком и хорошо чувствовал аудиторию.
Горожане (особенно новые поколения) получают шанс не только увидеть, но и почувствовать внутреннюю «закваску» Севастополя — через бытовую историю, через скульптуру, через стихи, через архивные семейные открытки.
Севастопольцы буквально выросли на памятниках Чижа, которые стали частью визуального ландшафта города и даже не всегда осознаются как произведения искусства. В этом смысле выставка мастера – не ретроспектива «застывших» работ, а процесс оживления городской памяти.
Город-архив и город-фантазм
Скульптуры Чижа, графические работы, ранние детские рисунки, архивы газетных вырезок и фотографий, представленные в экспозиции, – это не попытка консервации прошлого, это возможность вписать плоды его творчества в напряжённый сегодняшний пульс Севастополя.
Современникам важно не столько восхищаться героями прошлого, сколько научиться видеть в них себя – горожан XXI века, неравнодушных, мыслящих, жаждущих понимания.
Именно поэтому такие выставки становятся важнейшим элементом актуальной культуры. Через композиции и истории Станислава Чижа каждый может услышать свой город по-новому – как живую ткань человеческих судеб.
Экспозицию можно посетить в культурном центре «Бухта Казачья» до 7 октября включительно. Вход свободный.
Руслан Микаилов
Фото автора