Безликость и топорность арт-объектов — проблема, с которой Севастополь знаком очень близко. В управленческих головах тяжело приживается мысль о том, что хорош не каждый дарёный или даже купленный конь. И тогда от неуместных одуванов, зелёных человечков и даже от слишком большого для Приморского бульвара памятника Потёмкину — Севастополь защищают сами горожане.
Типовая бронзовая масса всё же прорывается в Севастополь, но есть и примеры достойных, сразу же ставших родными скульптур. Одна из них появилась на Матросском бульваре во время его реконструкции. В работе над картой-памятником в честь брига «Меркурий» победила флотская достоверность. Теперь сюда приходят за исполнением желаний, в том числе — карьерных.
Сейчас авторы скульптурной композиции Константин и Денис Цихиевы совместно с архитектором Георгием Григорьянцем предлагают создать ещё одну информативную карту-памятник эпохи первой обороны Севастополя в 1854-1855 гг.
На эскизе купол памятного бронзового объекта представляет собой рельефную карту Севастополя. На ней с максимально возможной достоверностью и точностью вылеплены улицы и оборонительные сооружения: жилые, административные и военные здания, церкви, бастионы, батареи, редуты и форты.

На карте отлит текст с датами обороны и её ключевыми событиями, обозначены бухты, пристани, казармы и доки, понтонные мосты и места затопления кораблей. В окружении военно-морских атрибутов изображены портреты адмиралов Корнилова, Нахимова, Истомина, генерал-инженера Тотлебена, а на боковой стороне памятника указан перечень полков и флотских экипажей, оборонявших город.
«Скульптурные карты наглядны и вызывают интерес к истории города, к подвигу защитников Севастополя. По карте на Матросском бульваре видно, что такие объекты очень интересны людям всех возрастов, и что особенно ценно — детям и подросткам. Карта памятник первой обороны стала бы не только интересным туристическим объектом, но и учебным пособием, которое украшает город», — говорит Константин Цихиев.
Подчеркнём, что это не инициатива чиновников, а предложение севастопольского скульптора.
Предполагаемый диаметр карты-памятника — 2,5-3 метра в зависимости от места установки, высота — примерно 1 метр. Форма и размеры делают карту органичной для разных севастопольских мест, и лучшее из них горожане могли бы выбрать сами.
Фотомонтаж позволяет представить, как скульптура впишется в ту или иную площадку.
Самое красивое решение — вместо солнечных часов на Приморском бульваре — одновременно и самое радикальное. Часы особой смысловой нагрузки не несут, для горожан они — не более чем ориентир, но менять сложившуюся картинку севастопольцы вряд ли захотят. Хотя роза ветров под часами была бы уместна и для карты-памятника.

Впрочем, решения могут быть разные.





Год назад обновлённую набережную в Евпатории украсила созданная Константином Цихиевым скульптурная группа. Она посвящена повести «До свиданья, мальчики!» евпаторийского писателя Бориса Балтера.
Больше о Константине Цихиеве и его работах — на ForPost в разделе «Лица».
Светлана Косинова
