Президент Владимир Путин насовещании с правительством 27 сентября негодовал: меры по топливу приняты, а бензин продолжает дорожать. Он потребовал от чиновников конкретного результата для потребителей — снижения цен. Эксперты рассказали, дождутся ли его граждане, а также объяснили, что нужно сделать, чтобы это поручение президента было выполнено.
«Бардак есть везде», но…
Президент Владимир Путин, выслушав доклад курирующего энергетику вице-премьера Александра Новака, подчеркнул:
«Меры приняты, а цены растут. Что там происходит в других звеньях, потребителя мало интересует. Потребителю нужен результат».
Политолог Сергей Марков считает, что глава государства недоволен тем, как была проделана работа по стабилизации цен на топливо.
«Он указал подчинённым на то, что те доводы, которые они привели в своих отчётах, — это всё внутренняя, бюрократическая работа, у которой должен быть конечный результат, и потребовал, чтобы члены правительства его добились», — сказал Марков.
Таким образом, считает политолог, глава государства в очередной раз показал, что он не просто руководитель правительства, администратор, но и представитель народа. За него, в том числе, голосовали аграрии, которые ждут снижения цен на дизтопливо, нужного для уборки урожая, отметил Марков:
«Избиратели отдавали свой голос для того, чтобы Путин жёстко требовал с бюрократии понижения цен на дизель. Путин это и делает».
Марков не сомневается в том, что конкретный результат для потребителей будет достигнут — цены на бензин и дизтопливо снизятся.
«Что касается бюрократической системы, во всём мире так. Поверьте мне, бардак везде», — уточнил Марков.
Неудивительно, что при текущей бюрократической системе «Путин играет роль Супермена», подчеркнул председатель АНО «Центр исследований и развития евразийства», политолог Юрий Самонкин.
Но «это не совсем хорошо», по мнению Самонкина: после завершения специальной военной операции в стране нужно проводить глобальную реформу бюрократической системы.
«Мы внесли поправки в Конституцию, но этого оказалось недостаточно. Президент вынужден решать и муниципальные вопросы, и глобальные задачи. Так не должно быть. Вертикаль власти должна определять ответственность каждого аппарата, министерства по различным вопросам. Повторюсь: по завершении СВО стране будет нужна глобальная, радикальная реформа», — сказал ForPost Самонкин.
Читайте также по теме: Как чиновники спасают россиян от «кусачих» цен на бензин
С чего нужно начинать?
Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что аналитикам, которые предлагают президенту механизмы борьбы с ростом цен на товары, следует отказаться от учебников по экономике столетней давности.
«Теоретики, которые исследуют проблему роста цен, не совсем верно докладывают президенту о проблемах. Они всё пытаются найти ответы в учебниках по мировой экономике столетней давности, которые были написаны тогда, когда был свободный рынок. На нём цена формировалась, исходя из объёмов спроса и предложения. Неудивительно, что эти люди полагают, что цены растут из-за того, что где-то образовываются дефициты. Им нужно перечитать учебники 50-летней давности, которые были написаны во временном отрезке, когда в мире свободный рынок повсеместно переформатировался в рынок монополистического формирования», — сказал ForPost Беляев.
В условиях такого рынка сейчас существует современная Россия, пояснил экономист. Специализированные рынки, в том числе продовольствия и топлива, захватили пять-шесть крупнейших компаний, которые диктуют свои цены.
«Этим отличается монополистический капитализм от капитализма обычного — рынка свободной конкуренции, на который в своих отчётах президенту ссылаются теоретики. Они не до конца осознают, что монополисты, используя рыночные предлоги, — дефицит, логистику — многократно усиливают цены. Перед нами олигополия, цель которой повышать цены всеми доступными способами. Отмечу: участникам такого рынка даже договариваться не надо», —сказал Беляев.
Он уверен: пока в правительстве не осознают этого, конечный результат для потребителя, о котором говорил на совещании президент, достигнут не будет — топливо на заправках дешевле не станет.
Дело в том, что наша экономика «работает по закону храпового колеса», отметил Беляев. Напомним, храповое колесо с несимметричными зубьями крутится только в одну сторону.
«С этими ценами то же самое. Самый яркий пример — стоимость кофе. Когда на мировом рынке цены поднялись, на внутреннем рынке они увеличились. Когда на мировом рынке цены упали, стал ли кофе в России дешевле? То же самое с бензином», — отметил Беляев.
Он считает, что власти должны жёстко регулировать рынок. Все заявления чиновников о невмешательстве в ценообразование он назвал «лукавством».
«Это передергивание в чистом виде. Вы ограничиваете монополистическую нахлобучку, а не цены. Вы разрешаете компаниям получать прибыль, которая складывается в результате нормальных рыночных отношений, но не разрешаете им диктовать свои цены. Отговорки ''А как мы посчитаем?'' не принимаются. В Великобритании считают, в США считают. Не умеете — снарядите командировку, посмотрите, как там считают, а потом приедете и поделитесь опытом», — отметил Беляев.
Читайте также по теме: В Севастополе повысились цены на такси
Китайский опыт нам поможет?
Чтобы выполнить поручение президента о достижении конкретного результата для потребителя, нужно менять подход в экономике, согласен политолог Самонкин.
Но он предлагает учиться не у американцев, а у правительства КНР, которое не только сумело решить ряд глобальных проблем, связанных с необоснованным ростом цен, но и сделать китайскую экономику одной из ведущих в мире.
«Нужно избавляться от западного капитализма, который был нам навязан в 90-е годы. В своё время он привел Россию к социальному краху. Сейчас, когда страна рассматривает собственные ориентиры, экономику нужно подгонять под эти стандарты», — сказал Самонкин.
Первое, что нужно сделать, — стабилизировать ситуацию в сырьевом сегменте, подчеркнул наш собеседник.
«Сейчас мы наблюдаем парадоксальную тенденцию: в странах, где практически нет нефтедобычи — Китай, Индонезия — бензин дешевеет, а в России, где много нефти, но и бюрократии и чиновничьего идиотизма, где принимаются решения только тогда, когда президент даст по шапке, бензин дорожает», — сказал Самонкин.
Он уверен: российская экономика должна быть национальной. При этом речи о советской плановой экономике не идёт.
«Мы должны использовать потенциал дружественных стран, но с привязкой к национальным интересам. Примерно такое сейчас происходит в Белоруссии. Такая модель нам интересна. За основу можно взять и китайский опыт. Только так мы избавимся от парадокса: в стране-лидере по добыче нефти бензин дорожает, когда как во многих странах он дешевеет», — сказал политолог.
Кандидат экономических наук Михаил Беляев считает, что без усиления ФАС все экономические реформы, в том числе озвученные Самонкиным, обречены на провал. Он уверен: до тех пор, пока антимонопольная служба не станет такой же влиятельной, как в США, стабилизации цен ждать не стоит.
«Загнивание капитализма — процесс неостановимый. Поэтому во многих странах действуют сильные антимонопольные ведомства со своим правом расследования ситуации. Вопрос цен на топливо — это не вопрос Новака, а ФАС. До тех пор, пока не будет усилено антимонопольное законодательство, ждать стабилизации цен по многим группам товаров не стоит», — резюмировал Беляев.
Читайте также по теме: Россиян ждёт серьёзный рост тарифов на «коммуналку»
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
"...Марков не сомневается в том, что конкретный результат для потребителей будет достигнут — цены на бензин и дизтопливо снизятся...".
А бензин в продаже будет?
"Путин потребовал от чиновников конкретный результат..." - жаль что так и нет информации с кого конкретно он это потребовал, в какой конкретно срок, под какую конкретно ответственность и в чем конкретно выражается этот "конкретный результат", если в снижении цены на топливо, то до каких конкретно сумм, или конкретно на сколько процентов?
На днях в новостях сообщили, что рубль вырос над долларом и евро на несколько десятков копеек. Это безусловно прорыв. Методики опробованы и по всей видимости теперь их используют для снижении цены на топливо.