Жить в Севастополе у моря и не иметь возможности искупаться в нём — с таким парадоксом каждое лето сталкивается, наверное, почти любой работающий севастополец. Причины банальны - не хватает времени, сил, желания.
Но есть те, у кого возможность встретиться с ласковой манящей морской водой связана с доступностью городских пляжей. Речь о людях с ограниченными возможностями здоровья: на кресле-коляске или костылях не к каждому берегу подойдёшь.
Да, в городе то здесь, то там появляется доступная среда для таких граждан. Но всё же это ограниченное количество мест. Увы, пляжи в этот перечень не входят.
Чисто по-человечески
Жительница Севастополя Ирина воспитывает сына-инвалида первой группы. Семья живёт недалеко от парка Победы, но недоступность пляжа — для них по-прежнему огромная проблема.
По словам Ирины, пока сын был маленький, она купала его в море сама, на руках. Но когда он вырос — сейчас парню уже 25 лет — купать его в море женщине стало гораздо сложнее.
Об отсутствии доступных пляжей для инвалидов в Севастополе Ирина писала куда только могла. Наконец, несколько лет назад зону для купания инвалидов организовали в районе второго пирса пляжа парка Победы.
Поставили там спасательную вышку, закупили инвалидное кресло, оборудовали раздевалку, проложили пандус с поручнями к воде.
Но проблему это, увы, не решило.
«Они сделали это всё в том месте, где купать инвалидов вообще невозможно. Потому что там очень каменистое дно с огромными булыжниками. Мне трудно устоять в воде, да ещё и с сыном на руках, который сам плавать не может», — рассказала собеседница.
Выходом могла бы стать расчистка дна, но для этого необходим плавкран, а это дорогое мероприятие. Вручную разобрать огромные камни тоже не получится.
«Проблема в том, что человека надо держать. То есть я с ним вхожу в воду и держу его, потому что он сам не может плавать. Там либо маленьких детей купают, которые ногами ещё не достают до валунов на дне, либо взрослые инвалиды плавают, которые могут сами», — пояснила она.
Медпункта или врача на случай чрезвычайной ситуации на пляже тоже нет, добавила Ирина: «Это вообще недопустимо! Пляж для инвалидов есть, а врача нет».
Посильную помощь оказывают спасатели, но они могут помочь довезти на коляске инвалида до воды, а дальше разбираться приходится самим.
«Спасатели всё время меняются, и я с каждым лично пытаюсь договориться чисто по-человечески, чтобы помогли довезти сына хотя бы до воды», — отметила собеседница.
Вариантом решения проблемы, по мнению Ирины, могло бы быть обустройство места купания инвалидов в районе крайнего пирса с левой стороны, где дно выстелено мелкой гладкой галькой.
Несколько лет назад женщина предлагала такой выход, но получила отказ — тот пляж неофициально считается детским.
«Сказали: не положено, хотите — идите туда купайтесь, но там мы вам помогать не будем», — рассказала мать инвалида.
Добраться до другого пляжа с сыном в инвалидном кресле женщине тяжело. Да и ехать особо некуда, зон для купания маломобильных людей практически нет.
«Купаться в Омеге инвалидам, которые, как мой сын, могут заглотнуть воду, просто опасно. Там закрытая бухта с тёплой, загрязнённой водой. Чтобы вообще его вывезти на море, нужны огромные физические затраты, зачем ещё этот дополнительный риск?» — пояснила Ирина.
К сожалению, в инвалидной среде не так много активных членов, многие просто махнули рукой на проблему и не верят, что её можно решить. У многих просто не хватает времени на такую активность — всё время посвящается на постоянный уход и заботу об ограниченных в возможностях детях.
Поэтому вопрос с доступностью пляжей в городе почти не поднимается, считает Ирина.
«Просто таких желающих и устремлённых не так уж много, у которых взрослые дети, которые не могут самостоятельно плавать. Они просто забили на это всё», — сказала она.
За что мы отдали лучшие годы?
Отметим: с проблемой доступности пляжей сталкиваются не только родители детей-инвалидов, но и взрослые маломобильные люди.
Капитан 2 ранга в отставке Сергей Коптев стал инвалидом в результате ДТП. После этого без помощи костылей мужчина передвигаться уже не мог.
Долгое время единственным доступным местом для купания для него был яхт-клуб «Юг». Вместе с такими же товарищами-инвалидами Сергей Коптев покупал годовой пропуск на территорию клуба. Там была отведена специальная стоянка для инвалидов рядом с пляжем и оборудован пирс с трапом в воду.
«Нас собиралось от 5 до 10 человек. Кто на костылях, кто с тростью, кто в инвалидной коляске. У нас были общие интересы и темы для разговоров, учитывая, что практически все бывшие спортсмены — пловцы, ватерполисты, мастера парусного спорта, морские многоборцы. Мы обеспечивали на нашем участке порядок, поддерживали чистоту», — вспоминает ветеран ВМФ.
Так продолжалось лет пять, пока в клубе не сменилось руководство. Тогда заезд на стоянку вблизи пляжа закрыли, а потом и вовсе её снесли, а трап убрали.
Снова встал вопрос: где купаться? Стали обследовать пляжи.
В Ушаковой балке не оказалось стоянки поблизости. В Карантинной балке и на территории Херсонеса — каменистая местность, к воде не подъедешь. На «Солнечном» и в Омеге от стоянки далеко идти, да и по песку или гальке передвигаться сложно.
«Попробуйте войти в море по гальке или песку на костылях без посторонней помощи!» — предложил Сергей Коптев.
В итоге выбор пал на парк Победы — там как раз тогда только оборудовали место для купания инвалидов.
«Из сообщений по телевизору и печати узнал, что есть место для купания маломобильных в парке Победы. На деле же оказалось: стоянка далеко, на коляске на сам пандус не въедешь, на костылях не войдёшь — скользко», — поделился неутешительными выводами собеседник.
Два года Сергей Коптев с товарищами с переменным успехом купались в Казачьей бухте, но потом шлагбаум закрыли — подъехать ближе к морю и там стало невозможно.
«Лично я каждое начало лета ищу место для купания, и, по правде сказать, их становится всё меньше и меньше. Места, где можно войти в воду, не оборудованы, находятся в частных владениях, запрещающие знаки не позволяют подъехать», — рассказал собеседник.
Последним приемлемым местом для купания оказалось дикое побережье бухты Омега в районе военного госпиталя. Там и для подъезда на машине место есть, и вода чистая, отмечает Сергей Коптев.
Вместе с друзьями и родственниками инвалиды выложили дорожки в море, расчистили территорию от мусора. Вопрос решён, обрадовались активные пенсионеры.
Но через год на столбе появился знак «Купаться запрещено», а ещё через год появилось железное ограждение и шлагбаум с табличкой «Въезд запрещён». Но ведь, если эту зону оборудовать для инвалидов, и проблем бы не было, считает Сергей Коптев.
«И вот возникает вопрос: за что я и такие, как я, отдали свои лучшие годы жизни? Мы честно отслужили на флоте, а в итоге, так как у нас нет нефтяной скважины или банка, мы не можем искупаться в море», — сетует ветеран Черноморского флота.
Кому-то проблемы мамы инвалида Ирины или ветерана ВМФ Сергея могут показаться не таким уж важными и уж точно не первостепенной задачей социально ориентированного государства. Может, и так. Но это лишь два частных примера жизни людей, которые проживают её, как могут и как позволяют обстоятельства. А таких примеров, думается, гораздо больше.
«Все думают, что ноги вечные. А поэтому абсолютно не задумываются о том, что они могут отказать, по той или другой причине. И если вы раньше могли искупаться в любом месте Крыма, невзирая на состояние побережья — камни, скалы, песок, галька, удалённость от стоянки авто- или общественного транспорта, то, получив справку об инвалидности и уверенно встав на костыли или присев в инвалидную коляску, понимаешь: как было раньше, уже не вернуть.
Каждый лишний шаг от стоянки до уреза воды даётся всё труднее. И даже если у вас первая часть получилась, то ещё надо войти в воду. При этом постараться не сломать то, что ещё не сломано», — описал нюансы инвалидного быта Сергей Коптев.
Чтобы выяснить, как в Севастополе на деле реализуется право инвалидов на доступные пляжи, ForPost направил запрос в департамент городского хозяйства. Там, к слову, сразу уточнили, что обязанность обустройства зоны для инвалидов прописана в контрактах операторов пляжей.
Эту информацию подтвердил и один из предпринимателей — оператор пляжа «Омега» ООО «Де-Ви Крым».
По словам его представителя Расула Мусаева, каждый год в районе второго пирса пляжа устанавливается пандус с перилами, раздевалка, душ и туалет.
Место обустройства было выбрано несколько лет назад совместно с представителями сообществ маломобильных граждан.
«Если какие-то пожелания поступают, мы учитываем. Например, дорожку к пандусу постелили, чтобы подъезжать было удобнее», — уточнил он.
Будут ли учитываться интересы всех категорий горожан на других пляжах и насколько качественно, мы надеемся узнать из ответа профильного департамента.
●●●●●●●●
В заключение отметим: севастопольским инвалидам периодически приходится бороться за равные с другими членами общества права. Иногда эта борьба приносит результат.
Так, например, несколько лет назад инвалиду Виктории Мищенко удалось отстоять право на доступность пляжа «Солнечный» в суде. Не сразу и преодолев сопротивление чиновников, но всё же.
Только, наверное, людям, чьи возможности и без того ограничены по разным причинам, вряд ли в радость борьбой и судебными тяжбами добывать то, что им положено по закону.
Полина Ласькова
Фото Пелагеи Поповой, Алексея Лохвицкого, сгенерировано нейросетью fusionbrain.ai
Обсуждение (12)
Солдатский пляж в Балаклаве - больше ни к кому не лояльный. На его месте будет причальная стенка для яхт.
FF2,
Это другое.
Почему пляжи Севастополя до сих пор нелояльны к людям "на костылях" ? - я думаю, потому что чиновники на этих пляжах сами не купаются.
Кто нибудь видел хоть одного чиновника на пляже, в маршрутке или в катере? Я нет.
Тина Севастополь,
все чиновники, что приезжают сюда, это должностные туристы и плевать они хотели на местное население, его хотелки и проблемы. растут лишь рожи, скоро на колобков будут похожи
bonsay,
Да ещё как активно растут! Щёки уже на плечах лежат,а подбородок на груди!
Чиновник - это хронический инвалид совести по жизни...
Большинство местных,живя на море,море видят в окно,кому повезло из дома,а остальным окно в транспорте,проездом! За прошлый год на море не была ни разу,потому что,как "папа Карло",с утра до ночи на работе. А в выходной домашние дела и наконец то выспаться,отдохнуть,потому как с таким режимом работы,в совсем не юном возрасте,можно и "копыта откинуть" совсем,какое уж тут море. Из за чего трагедия?
Почему? Да потому, что пляжи не слишком-то лояльны и не к инвалидам в том числе. Например, что за необходимость убирать раздевалки с пляжей, если при нашей погоде купаться можно практически круглогодично?! В прошлом году стояла такая замечательнейшая осень, что 29 октября я стояла в очереди (!!!) в раздевалку. А уже 1 ноября при такой же погоде я, выйдя из воды, с удивлением обнаружила, что раздевалок уже нет...
про подготовку пляжей и сейчас даже ещё и не говорят!!!!
А почему только к инвалидам, вон Херсонес стал нелоялен ко всем жителям Севастополя.
Galaxe,
а нет больше Херсонеса, есть какой то новодел, есть какой то сектантский кружок по интересам. А наш древний Херсонес украли и уничтожили, нанесли каждому севастопольцу глубокую рану, хотя понаехам нравится
Я узнал, что у меня
Нету больше ни хрена
Ни тропинки, ни леска,
Даже в поле колоска!
Море, небо голубое, -
Больше, не мое родное.
Всех любил на свете я,
Только всё не для меня!
Среди заборов и запретов,
За частоколом строгих правил
Живем все мы, не видя света,
Пытаясь как-то все исправить.