В Брюсселе Йенс Столтенберг передал свои полномочия генерального секретаря НАТО Марку Рютте. Как это повлияет на международную политику в целом и на положение России?
Рютте уже выступил с тезисами о программе НАТО на ближайшие годы. Если коротко: он озвучил набор ожидаемых банальностей в стиле «и дальше, и больше, и сильнее», отдельно упомянув Киев и помощь Украине, которую собирается наращивать. Да и в целом видит Украину в качестве члена альянса. Конечно, никаких условий вступления и сроков Рютте не обозначил — так, слова скорее вежливости и обозначение общего курса.
Но вот что интересно. Рютте был премьер-министром Нидерландов, и пресс-секретарь нашего президента Дмитрий Песков припомнил, что Рютте — достаточно радикально демократический политик, и во времена своего премьерства держал курс «на полное исключение каких-либо контактов» с Россией.
Что ж, в целом, ничего, конечно, нового. Было бы странно, если бы Североатлантический альянс возглавил пророссийский политик и с порога заявил, что помощи Киеву больше не будет. Очевидно, что главный, если не единственный ориентир для НАТО — позиция ключевого участника, то есть США, а пока там у власти демократы, мало что может измениться.
В целом НАТО — мягко говоря, не дружественный нам альянс, скорее — наоборот. И его поддержка Зеленского — одна из основных причин российско-украинского конфликта.
Ситуация с новым назначением воскрешает в памяти одну только ассоциацию. И она — не политическая, а из жизни живой природы.
Натуралистам и исследователям известно, как африканские туземцы убивают крокодила. А в частности, они выставляют по маршруту его следования острые колья: крокодил плывёт и напарывается на них брюхом — под водой же не видно.
Внимательные читатели спросят: а откуда туземцы знают, где именно поплывёт крокодил? Очень просто: дело в том, что крокодилы всегда плавают по одному и тому же маршруту, буквально до сантиметра. Стоит один раз отследить и можно расставлять ловушки.
Ничего не хочу сказать плохого в адрес наших «западных партнёров», но блок НАТО последние лет 70 тоже плавает по одному и тому же маршруту. Спрогнозировать поведение и речь любого его лидера не представляет никакой сложности даже для школьника, хоть немного знакомого с международной политикой. И в этом смысле речь Рютте имеет роль скорее декоративную, потому что и без слов всё очевидно.
Единственное, что может внести некоторые корректировки в международную политику в обозримой перспективе, — результаты выборов в США, конечно. И то, полагаю, что несмотря на все красивые предвыборные речи Трамп, если будет избран, радикально не изменит курс — скорее всего просто в какой-то мере сократит финансирование Зеленского, особенно учитывая ситуацию на Ближнем Востоке.
Впрочем, поживём — увидим. Пока ситуация развивается по более чем предсказуемому сценарию.
Мария Дегтерева