За последние двадцать лет депутаты Госдумы дважды пытались вернуть юлианский календарь. Было подготовлено несколько законопроектов, которые члены нижней палаты парламента отклонили.
Несмотря на это, дискуссия об юлианском календаре не перестала быть актуальной.
В католическую Пасху, 4 апреля, лидер ЛДПР Владимир Жириновский вновь потребовал перейти на летоисчисление дореволюционной России. То, что сейчас происходит в российском календаре, отметил тяжеловес российской политики, это «издевательство над моралью».
О том, почему депутаты Госдумы настаивают на возвращении юлианского календаря и реально ли России повернуть летоисчисление вспять, — в материале ForPost.
Запутались в летоисчислении
Напомним, первую попытку вернуть юлианский календарь предприняли в 2007 году. Законопроект о переходе на летоисчисление дореволюционной России был разработан политическими старожилами — депутатами Сергеем Бабуриным и Виктором Алкснисом.
В пояснительной записке Бабурин и Алкснис отмечали, что в России долгое время был общий с Западом календарь. До начала XIII века наша страна и Европа принадлежали к одной Вселенской Церкви и к одной христианской жизни, которая имела одинаковый календарь, так называемый юлианский, утверждённый на первом Вселенском Соборе в 325 году от Рождества Христова. Григорианский календарь, уверены разработчики законопроекта, был насаждён большевиками.
Депутаты предлагали восстановить историческую справедливость в начале 2008 года. Переходный период должен был составить 13 дней, с 31 декабря 2007 года по григорианскому календарю до 1 января 2008 года по юлианскому, во время которого летоисчисление осуществлялось бы по двум календарям одновременно.
В итоге этот законопроект был отклонён.
Вторая попытка возвращения юлианского календаря была предпринята в 2017 году. Автором одиозного законопроекта стали экс-депутат Госдумы, врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярёв и экс-депутат Госдумы Борис Чернышов, который сейчас занимает пост замглавы Рособрнадзора.
«Для России юлианский календарь важен именно как национальная, многовековая историческая и культурная традиция. Переход на юлианский календарь позволит восстановить прерванное григорианским календарём почти на столетие течение времени, а также духовные традиции народов России», — приводят «Известия» выдержки из пояснительной записки отклонённого законопроекта.
Во время брифинга в Госдуме Дегтярёв подчеркнул, что действующий в стране григорианский календарь — наследие большевиков, которые «не только развалили гигантскую страну, перебили миллионы людей в Гражданской войне, но и оставили после себя путаницу в датах». Поэтому фракция ЛДПР внесла законопроект о возвращении к юлианскому календарю на рассмотрение в Госдуму.
Читайте также: Календарь от сотворения мира и лицензия на шашлыки: чем удивили россиян депутаты Госдумы?
Депутаты «за», церковь «против»
Когда-то опальный немецкий генерал Эрих фон Манштейн сказал: «Война не проиграна, пока вы не считаете её проигранной». Видимо, такой девиз по нраву лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому.
Политик до сих пор не сдаёт своих позиций в борьбе за правильное летоисчисление. С его подачи в католическую Пасху, 4 апреля, в социальных сетях вновь разгорелась дискуссия о нужности юлианского календаря.
«Пора вернуться к Юлианскому календарю. Мир празднует Пасху сегодня, а мы 2 мая. Рождество на 2 недели позже. Христос родился и воскрес в определённые дни, а мы издеваемся над историей и моралью. Нужно вернуть календарь, который был при царе», — написал в Twitter Жириновский.
Россияне восприняли это предложение с иронией.
«Крепостное право уже вернули, логично вернуться к Юлианскому календарю», — написал под постом Жириновского пользователь Twitter под ником Аксиома.
Однако в соцсетях нашлось немало и тех, кто поддержал эту инициативу. Оценил её и известный церковный публицист, богослов, иеромонах Макарий (Маркиш). Он оказался в числе противников подобного рода законодательных инициатив.
«Смена календаря — это чистейшая условность в государственном отношении. Было бы крайне неудобно государственной, гражданской жизни сейчас «отбрыкивать» на 13 дней назад. Ни к чему России иметь расхождение в летоисчислении с другими государствам, с которыми мы живём на одной планете и хотим разговаривать на одном гражданском языке. Что касается РПЦ, то никто не вправе ей указывать, каким календарём пользоваться и когда праздновать Пасху. Почему господин Жириновский не указывает мусульманам, когда им праздновать священный месяц Рамадан?» — выразил своё мнение в беседе с корреспондентом ForPost Маркиш.
Он напомнил, что Пасха и другие так называемые «подвижные» православные праздники «имеют достаточно сложный принцип летоисчисления», который привязан к юлианскому календарю и церковному уставу. Иеромонах подчеркнул: даже те церкви, которые по политическим причинам перешли на григорианский календарь «неподвижных» православных праздников и отмечают Рождество 25 декабря, празднуют Пасху по такому же принципу, что и РПЦ.
По словам богослова, это приводит «к определённым литургическим сложностям», так как церковный устав — «интегральная целостность, которая исходит из юлианского календаря».
«Поэтому пусть государство занимается государственными делами по гражданскому календарю, который существует сегодня, а церковь продолжает жить по своему календарю. Ей никто не должен указывать. Церковь у нас отделена от государства», — отметил Макарий Маркиш.
Читайте также: Чудеса на Крещение: разгадан секрет освящённой в храме воды
Попытка спасти самобытную культуру или несусветная глупость?
Профессор, руководитель школы культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной взялся за, казалось бы, безнадёжное дело — отыскать логику в вышеназванных законодательных инициативах. По его мнению, попытки вернуть юлианский календарь связана с политикой культурного суверенитета. Рассинхронизация с летоисчислением с другими странами мира означает, что «русская культура чувствует себя суверенной».
«Григорианский календарь был внедрён в России большевиками. Поэтому сохранение юлианского календаря применительно к церковным праздникам является определённого рода демонстрацией суверенитета русской культуры по отношению к большевистской власти. Безусловно, с точки зрения простой прагматики и финансовых издержек нет никакого смысла переходить на юлианский календарь», — подчеркнул в беседе с корреспондентом Куренной.
Некоторые философы и историки отказались публично комментировать подобного рода законодательные инициативы. Они назвали их «бессмысленными» и считают, что не нужно тратить время на их обсуждение.
Кандидат философских наук, который попросил не называть своей фамилии, в беседе с корреспондентом ForPost подчеркнул, что в повседневной жизни россиян «достаточно много бреда», от которого депутаты Госдумы не избавляют, а напротив, «добавляют его».
Эксперт отметил: смена летоисчисления «приведёт к серьёзным финансовым и политическим последствиям». Он сомневается, что депутаты Госдумы не понимают этого.
Тогда почему возникают подобного рода инициативы?
«Политическое движение в Госдуме требует инициатив. К сожалению, инициативы не всегда адекватны реально происходящей ситуации. Инициативы ради инициатив — бич нашей Госдумы», — выразил своё мнение кандидат философских наук.
Читайте также: Новые князья России: как фейк о дворянских титулах рассорил россиян
Было бы смешно, если бы не было так грустно
С мнением собеседника ForPost согласен историк, декан факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Алексей Руткевич. По его мнению, в выступлениях лидера ЛДПР Владимира Жириновского «иногда бывают рациональные моменты». Однако очень часто тяжеловес российской политики «бьёт мимо целей» — таким образом он хочет обратить на себя внимание избирателей.
«Проблема с летоисчислением действительно большая, но для церкви. Часть православных церквей перешла на григорианский календарь, часть живут по юлианскому календарю. О переходе на юлианский календарь, на мой взгляд, нужно спрашивать людей верующих, соблюдающих церковные обряды. Если церковь такое решение примет, то хорошо. Нет — тоже. Это вопрос церкви.
Россия как государство живёт по григорианскому календарю, который более точен астрономически, чем юлианский. По григорианскому календарю живут католики, живут в Азии, хотя у Китая и Японии есть и свои календари. Поэтому депутатам не надо лезть туда, куда им не надо лезть. Церковь отделена от государства, живёт своей жизнью, поэтому вопрос летоисчисления — это вопрос верующих, а не депутатов с самой разнообразной репутацией», — сказал Руткевич.
Культуролог, доктор философских наук, профессор Чеченского государственного университета Вахид Акаев считает, что подобного рода законодательные инициативы «не на пользу имиджу депутатов». В глазах избирателей они теряют доверие.
В беседе с корреспондентом ForPost он отметил: в идеале «народные избранники должны подходить к определённым вещам рационально и разумно», а не ставить абсурдные вещи во главу угла.
Чёрный пиар — тоже пиар. Однако это правило, считает Акаев, не должно работать в Госдуме. Депутатов выбирают не для того, чтобы они «руководствовались иррациональными, сиюминутными вещами».
«Если они не умеют решать реальные проблемы граждан и обращать внимание на важные вещи, то тогда что им делать в Госдуме?» — задался вопросом профессор.
На этот вопрос в скором времени попытаются ответить и другие избиратели.
Напомним, в этом году выборы в нижнюю палату парламента пройдут по григорианскому календарю — 19 сентября. В Госдуму VIII созыва могут войти от трёх до шести партий.
Кто знает, может избранным депутатам удастся то, чего не смогли добиться их предшественники, и после 19 сентября наша жизнь круто изменится, но уже по юлианскому календарю. Жириновский доказывает, что пока этот гельштат не закрыт.
Читайте также: Госдума отказалась от юлианского календаря
Роберт Вочовский
Обсуждение (7)
Вернуть дореволюционный календарь. Тогда уже и вернуть дореволюционную азбуку с ять. И дореволюционную форму государства- с царем во главе.
Другие проблемы все уже решены?
Календарь должен быть наш...
... печное отопление и лапти для всех (((
Вот их календарь!
Терешкова... теперь Жириновский... Стесняюсь спросить..кто на очереди в будущее "назадом"?! Это эпидемия, похлеще ковидовой, с вас уже началась?...с головы?
Акаев, видать, прогуливал...ещё здоров..пока.
А ему-то что? Он же Песах празднует