Севастополь

Научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий» отмечает сорокалетие

В Севастополе научно-исследовательскому судну «Профессор Водяницкий» исполняется 40 лет: 26 октября корабль сошёл с верфи в городе Турку в Финляндии и поднял флаг СССР. С тех пор он прошёл десятки тысяч миль, побывал в Средиземноморье, у берегов Анголы, Великобритании, почти дошёл до Арктики. В свой день рождения «Профессор Водяницкий» будет в 90-й юбилейной экспедиции в Чёрном море.

Количество научных работ и открытий, которые совершили учёные в экспедициях на исследовательском судне «Профессор Водяницкий» Института морских биологических исследований Российской академии наук не поддаётся подсчёту. В общем зачёте уже 89 экспедиций. В следующую, юбилейную 90-ю, корабль отправится всего через несколько дней. Выйти на нём в море – честь для учёных, будь то многомесячная океаническая экспедиция или исследования в Чёрном море. Расцвет исследовательской работы для «Профессора Водяницкого» был в Советском союзе, вспоминает команда корабля. Экватор, Рио-де-Жанейро, Того, Барселона, Сейшелы, Сингапур, Ангола, Австралия. Куда только не ходил экипаж, чтобы разгадать тайны морских глубин.

«Судно более 60 стран посетило, больше 100 портов заходов было в Европе, в Африке… Африку мы почти всю обошли. Судно интенсивно работало и эффективно», - отметил Владимир Тыниника, капитан научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий».

Абсолютно всё на корабле подчинено главной цели – научным исследованиям. Даже в машинном отделении царит почти лабораторная чистота. Сердце корабля – двигатель мощностью 2000 лошадиных сил. Он может развивать скорость до 12 узлов – это около 21 километра в час. Плавный ход, чтобы научные сотрудники могли ставить точные эксперименты в лабораториях или собирать данные за бортом, обеспечивают с мостика.

«Науке нужно скорость хода два узла, они обеспечивают эту скорость хода. Надо больше – делаем чуть больше, надо меньше – делаем меньше. Все за счёт разворота лопастей винта. А двигатель, он как крутится 315 оборотов, так он и выдаёт мощность, которая требуется. Я в своей практике всегда переживал за машинное отделение, всегда содержал его в чистоте. На каком бы я не был пароходе, первое требование у меня – чистота и порядок в машинном отделении», - рассказал Юрий Зюбрицкий, старший механик научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий».

Автономность корабля в экспедиции – 40 дней. При необходимости некоторые втулки и валы для ремонта на ходу можно вытачать на станке. Кстати, здесь могут сделать и детали по заказу научных сотрудников, рассказывает старший механик.

«Приходится в рейсе иногда ремонтировать и насосы, и клапаны, и электрооборудование перебирать, и электромоторы, менять подшипники. Все делаем в рейсе силами экипажа машинной команды, в которую входят механики, мотористы», - добавил Юрий Зюбрицкий.

Во время экспедиций на судне работают 30 членов экипажа и 30 научных сотрудников. На борту 10 лабораторий – две специализированные и восемь общего применения. Гидроакустическая лаборатория оборудована специальными локаторами.

«Два – это просто эхолоты. И один – это локатор, который сканирует. Выдвигается штанга из днища судна на 100 сантиметров и там находится излучатель, который может вращаться в любом секторе. Имеется ещё научный эхолот. Степень его использования очень широка. С его помощью были обнаружены и газовыделения со дна моря, и наблюдали мы подводные вулканы и их жизнедеятельность», - пояснил Виктор Давыдов, помощник капитана по научно-технической службе научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий».

Лаборатории общего применения заполняются оборудованием в зависимости от цели экспедиции. При необходимости в этих лабораториях можно проводить микробиологические исследования. Зонды для изучения морских глубин погружают за борт с помощью специальных лебёдок.

«Задача наша – максимально обеспечить производительность научных исследований и каждый член экипажа - от последнего матроса до капитана - понимает задачу, которая стоит. Нам нужно набрать как можно больше научного материала, чтобы наши ученые остались довольны. Мы стараемся им помогать в этом», - сказал Виктор Давыдов.

За 40 лет лаборатории на судне прошли перепланировку. Когда-то значительные площади занимали огромные ЭВМ. Сейчас на корабле есть своя компьютерная сеть. Во всех лабораториях отражается положение корабля на карте, маршрут экспедиции, глубина, курс судна и данные с погодной станции корабля.

«Из больших лабораторий вычислительного центра мы сделали две лаборатории небольших, потому что сейчас нет необходимости в огромных площадях, которые занимали наши вычислительные машины. У нас поменялось и навигационное оборудование – появились новые эхолокаторы, эхолоты с жидкокристаллическими дисплеями вместо тех, которые раньше просто прожигали бумагу. Теперь у нас на судне появился Интернет спутниковый. Мы можем в любой точке океана зайти в Google и посмотреть электронную почту», - подчеркнул Виктор Давыдов.

При необходимости экипаж и научные сотрудники работают не только днём, но и ночью. Справляться со всеми трудностями помогает самая главная мысль.

«Помогает мысль о том, что скоро придёшь домой. Это работа наша, мы уже привыкли, ни один год занимаемся. Мы любим эту работу и не хотим променять её на какую-то другую», - подытожил Виктор Давыдов, помощник капитана по научно-технической службе научно-исследовательского судна «Профессор Водяницкий».

Жизнь капитана корабля уже 34 год связана с «Профессором Водяницким». Владимир Григорьевич Тыниника пришёл на корабль с военного флота, принимал корабль на верфи в Финляндии, прошёл на нем десятки тысяч миль в разных широтах, в том числе и в ревущих сороковых – так моряки прозвали океаническое пространство в Южном полушарии Земли, где сильные западные ветра часто вызывают штормы.

«До 50 градуса мы спускались южной широты. И вот «Водяницкий» показал себя, как моряк. Есть такое выражение: корабль-моряк хороший. Мы трое суток не могли поворот сделать – волны были. Можете представить себе – судно на волну заходит, потом опускается и волны – над нашими мачтами. Очень тяжёлая погода была», - отметил Владимир Тыниника.

Вернуться когда-нибудь в океан хотелось бы, признается Владимир Григорьевич. Сейчас научно-исследовательское судно «Профессор Водяницкий» работает в Чёрном и Азовском морях. Выполняет госзаказ на научные исследования, работает по заказу крупных корпораций, как «Роснефть». На нём выходят в море научные сотрудники Института морских биологических исследований и Морского гидрофизического института. До конца года «Профессору Водяницкому» предстоит ещё три экспедиции. Потом корабль встанет на ремонт.

«Я считаю, что у нас высокие профессионалы работают. Есть те, кто принимал судно с постройки, затем работали много лет, знают судно, патриоты. Очень многое от экипажа зависит. Люди справляются с задачами, благодаря им и судно наше работает», - завершил Владимир Тыниника.

3041
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (2)

Profile picture for user Heaton
116
Heaton

Ходил на Водяницком в 80-е , хороший мореход. Умеют фины строить... !

Profile picture for user semper idem
127
semper idem

Владимир Григорьевич, поздравляю вас и вашу команду с юбилеем судна, с удовольствием вспоминаю наши совместные плавания. Вячеслав Александрович.

Главное за день

Крымчане обеспечены жильём хуже жителей других регионов России

В неблагоустроенных квартирах и домах живёт треть населения.
18:20
1
461

1000 дней СВО: мир остановился в шаге от ядерной войны?

Генералы и политики по-разному ответили на вопрос: «Что нас ждёт впереди?».
16:28
0
2305

На пожаре в Севастополе спасли больше двух десятков человек, включая ребёнка

Специалисты МЧС продолжают тушение пожара и оказывают помощь эвакуированным.
08:43
7
6548

Поучительная севастопольская история про чужую землю, жажду наживы и нотариальные услуги

ForPost продолжает рассказывать о схеме по отчуждению земли уязвимых граждан.
20:00
17
4321