Число автомобилей, относящихся к классу «люкс», в России растёт год от года. Причём совершенно независимо от того, что происходит с экономикой страны и финансами населения. Данные об этом приводит РБК со ссылкой на аналитическую службу аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza.
Аналитики на основе данных Федеральной налоговой службы выяснили, что в 2022 году число люксовых машин в РФ выросло на 22%. В пандемийный 2020 год прирост составил почти 30%. А в спокойный 2019 год прирост достигал 90%. При этом, если в 2019 году люксовых авто было всего 8 тыс. штук, то сейчас их число увеличилось примерно в 2,5 раза — почти до 20 тыс. единиц.
Порядка 40% люксового автопарка приходится на Москву. Далее идут Санкт-Петербург и Московская область, где в совокупности зарегистрировано ещё примерно 20% дорогих машин. Остальное распределено по территории России, но при этом в некоторых регионах люксового автотранспорта либо нет совсем, либо почти нет. Например, на Чукотке, в Еврейской автономной области, Туве и Ненецком автономном округе.
А что такое «люкс»?
Для начала стоит определиться, что понимается под люксовым авто.
Дело в том, что автомобильный налог «на роскошь» уплачивается с машин, стоимостью в 10 млн рублей и выше. По меньшей мере, именно на основе таких данных сформирована «люксовая» статистика, приведённая FinExpertiza.
«И это вопрос к статистике. Поскольку машины сильно подорожали, в 10 млн попали те машины, которые раньше никак не относились к элитным. Взять хотя бы Land Cruiser 300 — теперь выходит, что это автомобиль класса люкс», — пояснил в разговоре с ForPost главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.
Он добавил, что сейчас автомобили этого ценового сегмента привозятся в основном по параллельному импорту. Потому что возить машины, стоимость которых составляет менее 4-5 млн рублей, в принципе нерентабельно.
«По-другому такие машины сейчас привезти невозможно. И всё, что привозится в Россию некитайского — это всё параллельный импорт», — добавил Кадаков.
Читайте по теме: Иномарки с пробегом, которые принадлежат россиянам, переделают в электромобили
А что люкс-люкс?
В то же время, по словам Максима Кадакова, рынок по-настоящему элитных машин в России чувствует себя далеко не лучшим образом.
«В кризис всегда растут продажи сверхдорогих предметов, в том числе и автомобилей. Но если взять действительно люксовые машины, то их продажи упали. А где брать эти машины? Их можно только привезти по параллельному импорту», — пояснил он.
Слова эксперта подтверждаются статистикой продаж люксовых машин в России в 2022 году, когда именитые бренды уже объявили о своём уходе из нашей страны.
Управляющий директор бренда Lamborghini ГК «Автодом» Сергей Мордовин в разговоре с РБК отметил, что за последние полтора года стоимость элитных машин выросла вдвое, тогда как объём продаж упал примерно в три раза.
Ситуация хорошо видна на примере Rolls-Royce. По данным портала autonews.ru, в 2022 году Rolls-Royce продал в РФ 104 своих новых машин, тогда как годом ранее продажи были втрое больше. Правда, отдельной статистики по другим «крутым тачкам» в открытом доступе не найти.
Читайте по теме: «Лада» с двойным дном: российская марка может стать китайской машиной «Дунфэн»
Кто эти люди?
Если абстрагироваться от достаточно низкого порога в 10 млн рублей для люксовых машин, то кто те люди, что могут позволить себе их приобретение даже в суровые времена?
«Рост количества люксовых автомобилей, скорее всего, обусловлен желанием граждан ''припарковать'' обесценивающиеся сбережения, а приобретение нового авто является одной из опций», — цитирует РБК слова управляющего директора агентства «Национальные кредитные рейтинги» Андрей Пискунов.
В то же время, по словам кандидата экономических наук Михаила Беляева, в данном случае вряд ли речь идёт о вложении сбережений в автомобили ради того, чтобы сохранить деньги.
«В России есть круг людей, которые получают высокие доходы, несмотря на общую экономическую ситуацию в стране. Но я бы не сказал, что для таких людей приобретение нового авто стоимостью свыше 10 млн рублей является инвестицией, ради сохранения сбережений. Ведь, выезжая за ворота автосалона, авто сразу теряет минимум 10% своей стоимости. Скорее это вопрос престижа. Ну и кроме того, при наличии возможностей и общей тенденции к подорожанию авто, такие люди могут стремиться потратить деньги на люксовую машину сейчас, пока цены не выросли ещё больше. И это вполне понятная логика», — высказал мнение экономист.
Читайте по теме: Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?
Андрей Мединский
Обсуждение (1)
Простые люди их не покупают. А, кто их покупает? Правильно, жулики, воры и проходимцы. И если процент продаж вырос, значит и вырост процент этих, вот, самых.