Севастопольскому военнослужащему, выполняющему задачи в зоне проведения специальной военной операции, сообщили печальную новость: умерла мама – единственный родитель и вообще взрослый родственник в семье. Дома совсем одна осталась младшая десятилетняя сестра. Единственным вариантом ухода за ребёнком оставался приют. Однако допустить этого мужчина не мог. Взяв отпуск, военнослужащий отправился домой.
Нестандартную задачу в условиях трагедии отдельно взятых людей пришлось решать Уполномоченному по правам ребёнка в городе Севастополе Марине Песчанской. Именно к ней за помощью обратились командиры военнослужащего.
«С целью защиты прав ребёнка-сироты жить в семье был разработан алгоритм действий: регистрация брака с девушкой, оформление паспорта жены после смены фамилии, ходатайство на прохождение школы приёмных родителей в кратчайшие сроки, оформление временной опеки над ребёнком, содействие в оформлении наследственного дела. В результате оперативных действий всех ответственных ведомств, ребёнок не был даже помещён в соцучреждение, а остался в кровной семье», – рассказала детский омбудсмен, представляя доклад о своей работе за 2023 год на заседании в местном парламенте.
Понимая, что за этим кратким, схематичным рассказом кроется нечто гораздо большее, ForPost связался с Мариной Песчанской и узнал подробности этой грустной и в то же время преисполненной надежды, добра и человеколюбия истории.
«Мне позвонили из штаба флота и попросили, чтобы я оказала помощь, так как у молодого человека 24 лет умерла мама, а его сестра, девочка 10 лет, осталась одна. Они просили сделать всё возможное, чтобы ребёнка не помещали в социальное учреждение. Что делать? Мне говорят, мол, а Вы ничего не сделаете, так как он не опекун, а пройти школу приёмных родителей он просто не успеет. Я понимала, что мы не можем этого допустить. Пригласила этого паренька, и он сказал мне, что очень не хочет, чтобы сестра попала в детский дом», – рассказала Марина Песчанская.
Детскому омбудсмену пришла в голову идея: выходом может стать создание новой семьи, если удастся сделать всё очень быстро, без проволочек. Марина Песчанская узнала у военнослужащего, есть ли у него девушка, и спросила, готовы ли они пожениться.
«Он звонит девушке, приглашает её. Вот, они несколько дней похоронили мать, а я у них спрашиваю, пойдут ли они сейчас в ЗАГС. Говорят, что пойдут. Я звоню в ЗАГС, нашему начальнику Ирине Валерьевне, она назначает личную встречу, и в итоге помогает молодым людям без промедления оформить брак», – говорит Марина Песчанская.
В Нахимовский ЗАГС омбудсмен и её помощница поехали вместе со своими подопечными, чтобы оказать им поддержку.
«Это надо было видеть: они оба в чёрном, на церемонии то улыбаются, то плачут. Для ребят это такой стресс», – вспоминает собеседница ForPost.
После росписи детский омбудсмен позвонила в школу приёмных родителей, но там сказали, что не смогут ничем помочь, пока у жены не будет паспорта с фамилией мужа и его сестры. Поскольку военнослужащему необходимо было вернуться в зону проведения СВО, опеку нужно было оформлять именно на его избранницу.
«Я звоню начальнику нашей миграционной службы Марине Викторовне Протасовой, говорю: «Вы понимаете, парень приехал с линии боевого соприкосновения, надо его супруге срочно поменять паспорт, чтобы она могла подать документы в школу приёмных родителей. Очень быстро, за двое суток ей поменяли фамилию. Сотрудники нашей миграционной службы просто «золотые» люди и специалисты», – говорит Марина Песчанская.
Удачно совпало, что как раз начиналась школа приёмных родителей, и ребятам оформили временную опеку, чтобы не помещать ребёнка в приют.
В миграционной службе помогли также со вступлением в наследственную часть – там были свои сложности.
«Когда всё было сделано, парень отправился обратно на линию боевого соприкосновения. Он молодец, он любит свою сестру и не допустил того, чтобы её поместили в приют. Эти молодые люди говорили мне: «Разве можно так быстро всё это сделать? Мы сейчас как в кино. Да, все службы делали всё очень оперативно, и я выражаю благодарность сотрудникам ответственных ведомств, защитившим ребёнка в трагической ситуации», – говорит омбудсмен.
Всё это время Марина Песчанская находилась с военнослужащим в прямом контакте, а 23 мая, в свой день рождения, омбудсмен получила от мужчины поздравление.
«Он поздравляет и снова благодарит, рассказывает, что сестра дома, что всё у них хорошо. Я очень рада, что не пошла по стандартному пути. Образовалась семья, и девочка осталась в семье, со своим родным братом», – подчёркивает Марина Песчанская.
По данным детского омбудсмена, в 2023 году в Севастополе состояло на учёте 947 детей, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2022 году таких детей было 938.
За прошлый год в семьи удалось устроить 642 ребёнка, из которых шестеро вернулись к кровным родственникам. Под опеку передали 355 детей, а 281 ребёнок был усыновлён.
Алина Громова
Обсуждение (4)
Спасибо чутким и отзывчивым людям, не отмахнувшимся от чужого горя!
Фильмы нужно снимать о таких людях . готовый сценарий со счастливым концом . И суровая настоящая жизнь , с настоящими людьми живущими сейчас среди нас , в нашем Севастополе . . А не слюняво плаксивая мылодрама с боХатыми которые плачут которыми нас потчуют каждый день по ТВ .
Законом не запрещено при оформлении брака оставлять свою фамилию. Все эти манипуляции можно было совершить на основании свидетельства о браке. Или это не так?
Какжетак,
Здесь свой нюанс, а именно оформление опеки. И там потребовали сменить фамилию. Времени на "разборки" небыло. Была цель: Не допустить попадание ребёнка в соцучреждение - ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ.