пн, 11/09/2023 - 16:27

Как коллаборационисты от бизнеса приклеивают на китайские товары шильдики «Made In Russia»

От последствий их действий Россию бережёт только чудо.

Стратегическую аксиому о суверенности IT-сферы России транслируют сейчас с абсолютных высот отечественной власти. Казалось бы, всем остаётся только брать под козырёк и исполнять: от топ-менеджеров госкорпораций до индивидуальных предпринимателей и самозанятых граждан.

Но, вопреки утверждениям профильных министерств и даже представителей силового блока, бизнес РФ не отказывается от попыток саботажа в области импортозамещения.

Складывается впечатление, что колоссальные усилия бизнес-сектора — включая и государственный — направляются на возврат вчерашнего дня и фиксацию в нём. При полном отсутствии любой здравой оценки возможных рисков и дальнейших перспектив. Как воспринимать такое – хороший вопрос. Это либо банальная глупость, либо опасная алчность, а либо и вовсе самый натуральный идейный коллаборационизм.

Несмешные истории с техникой из Китая, на которой переклеивают шильдики на «Made In Russia» уже ни для кого не новость. Такое всплывает раз за разом от одной выставки к другой, от одной презентации к другой, от одного форума к другому. Повторяется одна и та же плохая мина при плохой игра, да ещё и за госсчёт.

Читайте также: «Лада» с двойным дном: российская марка может стать китайской машиной «Дунфэн»

На этой благодатной почве уже вообще самозародился целый класс новых фарцовщиков, проворачивающих подобное «импортозамещение». Уже не говоря о том, что даже производители не всегда в курсе такого «переклеивания этикеток». Какой-то радиорынок 90-х или начала 00-х. И на фоне всего этого – огромный российский бизнес, занятый попытками взлома учётных записей импортной продукции, вместо того, чтобы направлять усилия на перевод процессов на российский софт.

Потуги «сохранить всё, как было» весьма, впрочем, логично объясняются: отечественные IT-разработки обладают не такой известностью и популярностью, как аналоги с Запада. Соответственно, и притирка продуктов к потребителям отсутствует.

Да и было бы странно: американский Microsoft Office захватил весь мировой рынок с 90-х годов. Про отечественный же аналог «Мой Офис» в стране узнали всего лишь два года назад. Плюс ко всему, ещё и невысокий объём продаж на данный момент не даёт возможности снизить цены до тех, что привычны потребителю, при этом и сохраняя уровень рентабельности. Такое даже при учёте различных форм господдержки, стимулирующих импортозамещение, не всегда просто.

Именно эта бизнес-политика, имевшая место долгие годы, тормозила и продолжает тормозить развитие отечественного высокотехнологичного сектора. Замкнутый круг: товар плохо приобретается, из-за этого невозможно наращивать обороты, что позволило бы снижать цены, из-за чего товар плохо приобретается. Не говоря уже о том, что отечественному продукту не на что эволюционировать. По итогу отечественный бизнес потерял грань между собственной зоной комфорта и статусом «цифрового заложника».

Читайте также: Импортозамешение провалилось? «Иннопром» развенчал мифы о российских технологиях

Сохранение зоны комфорта, которую годами обхаживали западные IT-корпорации, уже обернулось огромной дырой в цифровой безопасности российских предприятий и организаций, да и всего государства в целом. Американские IT-гиганты прямо заявляют, что начинают войну с пользователями из России. Такая война означает, что относительно не особо вредоносными блокировками всё может не ограничиться и запросто могут начаться агрессивные спецоперации: похищения личных данных, перехваты удалённого управления процессами, etc. И не надо пытаться сделать вид, что «ты в домике» — уже никто не «в домике». Разработчики американского софта предусмотрели «бэкдоры» для любых подобных ситуаций. За тем всё и затевалось.

В итоге, IT-сектор РФ обязан смириться с нынешней политикой взаимоотношений с недружественными структурами, какой бы жёсткой и некомфортной она ни была. Да, она должна быть максимально внятной, но принимать её они должны. Цель такой политики — выстраивание суверенного цифрового контура. Сейчас такое реализуется лишь формально — от последствий Россию до сих пор бережёт только чудо. Но от инерционного коллаборационизма российский бизнес надо отучать. Причём, жёстко и быстро.

Павел Кухмиров

Читайте также: