Россия

К концу года такси подорожает на 30-40%, а парк будет изношен на 60%

В чём причина грядущего кризиса — в плохих китайских автомобилях, действующем законе «О такси» или мигрантах?

Фото:
Нейросеть / Арина Розанова / ForPost

Рынку такси предсказали крупный кризис, который наступит к концу года: износ автомобилей будет на уровне 60%, а услуги такси подорожают на 30-40%.

Можно ли избежать чёрного дня в этой сфере, разбирался ForPost.

Предновогодний апокалипсис

Экономическая ситуация в такси критическая, говорит заместитель председателя межрегионального профсоюза работников общественного транспорта «Таксист» Андрей Попков.

По его данным, к концу года износ автомобилей в парке такси составит 60%, а стоимость поездки вырастет на 30-40%.

Причин тому несколько, отметил наш собеседник:

  • бензиновая инфляция;
  • неконкурентоспособный отечественный автопром; 
  • дефицит автозапчастей на китайские автомобили, которыми пополняются крупнейшие таксопарки страны.

«Китайские автомобили хуже тех авто, которые были раньше в такси. Сравним с корейскими машинами: по 250 тысяч км автопробег они выкладывали легко. У китайских автомобилей ресурс намного меньше ― 150 тысяч километров. После этого машина умирает, её не отремонтировать», — сказал ForPost Попков.

Он с грустью констатировал: альтернативы плохим китайским машинам нет. Автомобили, которые ввозят по параллельному импорту, на 30-40% дороже транспортных средств из Поднебесной.

А раз так, глобального износа к концу года не избежать. Цены также сдержать не удастся, подчеркнул наш собеседник. 

Сказочные гарантии?

На тревожную ситуацию указал и президент федерации автовладельцев России в Свердловской области Кирилл Форманчук.

После того, как Мосбиржа попала под санкции, в результате чего в стране перестал существовать биржевой курс доллара, стоимость автомобилей, ввозимых из-за границы, увеличилась на четверть. Ничуть не лучше обстоят дела и с автозапчастями.

«У меня сломался термостат на машине. 12 июня (до введения санкций против Мосбиржи) позвонил знакомым мастерам. Они сказали, что стоимость ремонта будет в пределах 3,5 тысячи рублей. В четверг, 13 июня (после введения санкций в отношении Мосбиржи), мастера сообщили, что замена термостата увеличилась до 3,7 тысяч рублей — пусть и незначительное, но подорожание. Это тревожный знак», — рассказал ранее наш собеседник.

Попков считает, что дефицит автозапчастей к китайским автомобилям возник из-за отказа банков из Поднебесной принимать платежи из России.

По данным «Известий», сейчасфинансовые организации из КНР перестраховываются, опасаясь возможных вторичных ограничений. Они всё чаще придерживаются принципов «нулевого доверия», отмечает интернет-издание со ссылкой на предпринимателей.

В результате путь до китайских автозапчастей увеличился. Возник дефицит. По словам Попкова, не хватает «жестянок», различных расходников, «крыльев» и так далее.

«Сейчас многие пытаются купить китайские автомобили у дилера, который даёт гарантию. Однако, то, что предлагают дилеры, — чушь и сказки. Почему? Если нет запчастей, значит нет гарантий», — уточнил Попков.

Другие эксперты настроены более оптимистично. По их данным, китайские автомобили уже начали адаптировать к отечественному рынку, а раз так, то такие ужасные перспективы в такси отменяются.

Преисполнены оптимизма и в Ассоциации «Российских автомобильных дилеров». Её руководитель Алексей Подщеколдин в конце июля на пресс-конференции сообщил, что «проблем в обслуживании китайских автомобилей нет».

«Все запчасти всегда в наличии, особенно для технического обслуживания», — заверил он. 

Получается, разговоры об апокалипсисе в такси — преувеличение?

Экс-депутат Госдумы, лидер автодвижения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков так не считает.

Он уверен: рынок такси остановился в шаге от жесточайшего кризиса. Однако это произошло не по вине плохих китайских автомобилей, дефицита запчастей на них и санкций, а федерального закона «О такси», который был принят в прошлом году, считает наш собеседник. 

Законодательные дебри

«В VII созыве я разработал законопроект "О такси". Попросил коллег из думского Комитета по транспорту шашками не махать, ювелирно скальпелем доработать текст, который на тот момент был принят в первом чтении, был готов ко второму чтению и получил положительную оценку Государственно-правового управления президента РФ.

Вместо того, чтобы чуть-чуть осовременить текст, в думском комитете его изуродовали, порубили шашками. Они получили на свой текст шесть отрицательных отзывов, потеряли несколько лет. Дождались пока Минтранс РФ внесёт законопроект, который в итоге стал законом. Он не даёт нормально работать рынку. Это абсолютно неадекватный федеральный закон, который загонит большую часть таксистов в тень», — выразил свою точку зрения экс-депутат Госдумы.

Напомним, закон «О такси» был принят 1 сентября 2023 года. Его авторы отмечали, что он призван легализовать рынок: в регионах создан реестр такси, а самозанятые легально могут заниматься частным извозом. Для этого им надо заключить договор с агрегатором такси.

Обязательное требование: самозанятый таксист на своём авто должен разместить «шашечки», на крыше — оранжевый фонарь, а в салоне — сведения о компании и водителе, срок действия разрешения на перевозку, контактный номер для жалоб.

У всех без исключения таксистов должно быть разрешение на работу, которое можно получить по месту жительства. Получается, что таксист из Москвы больше не сможет работать в Севастополе и наоборот.

Ещё из новшеств: операторы такси с 1 сентября 2024 года обязаны страховать гражданскую ответственность на случай причинения вреда жизни и здоровью пассажира. Страховой договор заключается отдельно на каждую машину, данные вносятся в специальный реестр, информация об этом размещается в салоне такси.

Таксист со стажем Евгений Самохвалов ранее объяснил ForPost, почему все эти требования больно бьют по водителям такси:

«Для многих частный извоз — подработка. Люди не будут заморачиваться, оформлять самозанятого, брать справки, оплачивать лицензию. Они просто уйдут с рынка. Машин станет меньше, время ожидания увеличится, тариф вырастет минимум в два-три раза. От такого госрегулирования пострадают люди».

Почему станет дороже?

Его слова подтверждает статистика. Дефицит водителей такси в России к концу года составит 130 тысяч человек, такие данные на Восточном экономическом форуме озвучил директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти «Яндекс Такси» Антон Петраков. 

Закон рыночной экономики таков: чем острее дефицит кадров, тем быстрее растут цены на продукцию и услуги. Максимальный рост цен происходит в праздники, когда спрос в разы превышает предложение.

Ближайшие длинные праздничные дни ― новогодние каникулы.

«Цены будут расти, будут отличаться год к году на десятки процентов. Если эту проблему (дефицита кадров) не решать, она не решится», — подчеркнул Петраков.

Один из выходов из кризисной ситуации ― введение экспериментального правового режима, который направлен на упрощение ряда требований для таксистов.

«Есть довольно серьёзное регулирование, которое зачастую достаточно сложно исполнять. Мы точно знаем, что можно оцифровать путевые листы, медицинские осмотры. Можно сделать короткие, вплоть до минуты, дневные полисы страхования», — сказал Петраков.

Параллельно нужно «создавать максимально комфортные условия для водителей такси из числа мигрантов», считает представитель «Яндекс.Такси».

«Для тех мигрантов, которые уже находятся в России, нужно создавать комфортные условия для легальной работы и быстрого решения вопросов с документами. Мы будем наращивать инвестиции в привлечение и удержание людей. Мотивировать, чтобы в пиковые часы эти люди выходили на линию», — уточнил он.

Петраков поблагодарил самозанятых, которые работают с сервисом «Яндекс.Такси» и уже заплатили 2 млрд рублей налогов.

Надежда на бомбил?

По данным председателя Крымской территориальной организации межрегионального профсоюза работников пассажирского транспорта «Таксист» Андрея Козаря, на полуострове 95% водителей такси — это нелегальные перевозки.

Он уточнил: многие арендуют автомобили не как такси, а как авто для частных нужд. Таким водителям не надо покупать страховку ОСГОП, получать разрешение, платить налоги. Да, пассажиры таких таксистов не застрахованы от ДТП, но цены у «бомбил» чуть ниже, чем у «Яндекса», поэтому некоторые крымчане идут к ним, а не к агрегатору такси.

«До тех пор, пока не решат проблему на законодательном уровне, лучше в такси не станет. Этот рынок переживает жесточайший кризис. Повторюсь: проблема не в китайских автомобилях, которые не так плохи, как кажется на первый взгляд, а в действующем законодательстве о такси. Оно загоняет таксистов в подполье, создаёт основу для взвинчивания цен на услуги», — уточнил Лысаков. 

Вместо эпилога

Замглавы администрации президента Максим Орешкин оценил и ещё одну, неочевидную, роль таксистов. Во Владивостоке он пообщался с таксистом из эконом-класса.

«Я много узнал про губернатора (Приморского края), чем занимается его жена, сыновья, про то, как город не развивается, что не сделано, и так далее. Вот, я думаю, с таким благословением таксистов надо всем собраться и всё достроить. Чтоб они каждый раз находили, что новое можно покритиковать, и чтобы каждый раз объект для критики был новый, это самое главное, чтобы он постоянно менялся. Поэтому будем вместе всё делать, справляться», ― подчеркнул высокопоставленный чиновник на Восточном экономическом форуме, не уточнив сроков решения проблемы.

Видео: РИА Новости

Роберт Вочовский

1374
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (3)

Profile picture for user Справедливый_кот
3510

К концу года такси подорожает на 30-40%, а парк будет изношен на 60

Будут ночные маршрутки.

Profile picture for user Norder
1085

А в какие годы такси дешевело? Когда? Да никогда, даже во времена вдруг многими расхваливаемом Союзе.

Profile picture for user Serggio
23300

В чём причина грядущего кризиса — в плохих китайских автомобилях, действующем законе «О такси» или мигрантах?

Может, в отсутствии собственного автопрома?

Главное за день

Ключевой медицинский объект Севастополя в этом году не построят

Цена вопроса достигла сотен миллионов, а перспективы стали вовсе туманными.
20:00
34
4167

Путину — 72 года: воин, искатель или творец — кем он стал для России?

Политолог Алексей Макаркин рассказал, как Путин, став «анти-Ельциным», влюбил в себя либералов.
18:26
14
1507

Севастополь получил точный рецепт реставрации Братского кладбища

«Возможно восстановить практически всё», - говорит один из авторов книги.
18:20
6
2697

Почему у крымских детей повально падает зрение

Малыши надевают очки прежде, чем идут в школу.
18:16
0
2080