Лента новостей

Россия

23 сентября 2020 - 16:27
5550
20

Элитарная «вышка»: нужно ли прекращать повальное поступление россиян в вузы?

В высшую школу должны идти самые способные, мотивированные, целеустремленные студенты?
Служба новостей ForPost

Доля населения России, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. По формальному признаку наше население сейчас весьма образованно.

Однако современная модель высшего образования отстаёт от требований времени в подготовке достойных специалистов для развития отечественной экономики, науки и общества.

Об этом свидетельствует, в том числе, статистика трудоустройства выпускников вузов. Как показало исследование компании по поиску работы HeadHunter, среди соискателей, получивших высшее образование, 41% работает не по специальности. Выше всего эта доля в сфере продаж (70%) и среди административного персонала (64%).

Впрочем, 37% опрошенных респондентов даже не начинали трудиться в своей сфере. Чаще всего это связано с низкой зарплатой.

Вместе с тем считается, что в стране растёт востребованность высшего образования, из чего делается вывод о ценности образования для нынешней молодежи. Сама сфера высшего образования показывает экстенсивный рост, ежегодно увеличивается число студентов.

Университеты заинтересованы в том, чтобы закрепиться на рынке образовательных услуг. Иметь высшее образование считается обязательным.

Учитывая, что массовый продукт не может быть эксклюзивным, нельзя не обеспокоиться качеством высшего образования в отечественных вузах.

Популярное заблуждение

По мнению специалистов, напротив, развивается противоположный процесс: в России снижается доступность высшего образования для широкого круга молодых людей.

В государственных и муниципальных вузах число бюджетников и студентов, обучающихся на коммерческих условиях, практически сравнялось. Постепенно растёт стоимость очного обучения, существенно снизилось число заочников.

Авторы другого исследования Института образования ВШЭ, проведённого в 2017 году, доказали, что более чем в трети регионов России у молодёжи просто нет возможности получить именно «качественное» высшее образование. По их оценке, достойное образование можно получить только в университетах Москвы и Санкт-Петербурга.

ForPost обратился за экспертным мнением к учёным и преподавателям вузов, чтобы выяснить, что происходит в высшем образовании. В целом наши собеседники высказали мнение, что оно недостаточно ни по своей структуре, ни по составу, ни по объёму знаний, которые получает выпускник.

Однако, как отмечают эксперты, ситуация поправима и зависит от усилий, в том числе государственных структур.

«Элитарная» вышка

По словам Александра Щербакова, доктора экономических наук, профессора Института государственной службы и управления РАНХиГС, если рассматривать высшее образование в качестве профессионального, необходимого для настоящего развития экономики, науки и общества, то оно не должно стать уделом узкой группы.

«Если события будут развиваться так, как они сейчас развиваются, то есть слабая тенденция к тому, что высшее образование становится всё более не то чтобы элитарным, но охватывающим небольшую часть общества», — говорит он.

Щербаков при этом всё-таки считает, что высшая школа в России будет расширяться, а молодёжь всё более «охватываться» высшим образованием. Тем более, что с точки зрения демографической  ситуации в ближайшие десятилетия у нас не ожидается большого роста населения, в том числе удельного роста молодёжи.

По мнению Любови Ульяновой, преподавателя МГУ, кандидата исторических наук, человек должен понимать, зачем он идёт в университет. Это место получения знаний, а не прикладных навыков. Иными словами, системе образования необходима градация по приобретению знаний фундаментальной науки и практических знаний.

«Процесс обучения в университете — это получение знаний, истин и формирование мировоззрения. Наверное, в этом плане российское университетское образование должно быть элитарным. Но для того, чтобы оно стало таким, нужны другие типы образования, которые сейчас в России отсутствуют. В том числе качественное среднетехническое профессиональное образование, которое должно давать практические  навыки и компетенции», — высказала мнение Любовь Ульянова.

В свою очередь, Игорь Тимощук, доцент Крымского инженерно-педагогического университета, кандидат психологических наук, уверен, что количество вузов надо сокращать и одновременно ужесточать требования к поступающим.

Это приведёт к конкуренции среди желающих и повысит стремление к учёбе.

«Сейчас большинство преподавателей высшей школы озабочены очень низким уровнем подготовки абитуриентов. Я убеждён, что в вузах должны учиться самые способные, «отобранные» и лучшие молодые люди. Их способности зависят от их задатков, усердий, ответственности и мотивации», — добавил преподаватель вуза.

Почему падает качество

Любовь Ульянова напомнила, что в структуре советского образования отдельно было среднее профессиональное образование, связанное с промышленным сектором экономики. Молодёжи, которая шла в техникумы и колледжи, не нужно было высшее образование. Они получали качественное образование по рабочим специальностям и заполняли рабочие места во всех отраслях промышленности.

«Качество современного высшего образования в целом оставляет желать лучшего, и это объективная проблема. Она возникла давно и является следствием смены парадигмы экономического развития после распада Советского Союза», — отметила эксперт ForPost. 

Сегодняшние колледжи — юридические, экономические, финансовые — для тех молодых людей, которые не только не хотят учиться, но и не особенно могут.

По мнению Ульяновой, разделение на бакалавриат и магистратуру было попыткой выделить то самое среднее профессиональное образование, которое должны давать колледжи, но не дают.

Но сейчас вся молодёжь потоками идёт в вузы, студенты «смешаны».

Деньги и дипломы

Есть проблема и внутри университетов — в том, что они зачастую размывают свои компетенции и саму идею высшего образования. Выпускники с некоторыми дипломами не являются людьми, получившими высшее образование, подчеркнула преподаватель МГУ.

Например, узконаправленные по отраслям технические университеты открывают гуманитарные специальности, созданные для зарабатывания денег на студентах, — отделения рекламы и менеджмента. Туда поступают «троечники», которым просто нужен диплом. У них нет никакой мотивации к обучению. Рассчитывать, что они станут высококлассными специалистами, не приходится.

Чтобы исправить ситуацию, прежде всего нужно создать альтернативу массовому получению высшего образования. Следует создавать узкопрофильные институты, больше развивать какие-либо специальности, соответствующие сегодняшним требованиям экономики.

Речь вовсе не идёт о сокращении количества вузов в стране или повышении платы за обучение в университетах, чтобы они стали «элитарными», акцентирует преподаватель МГУ.

«Нельзя допустить, чтобы люди, которые не могут позволить себе платное обучение, остались без высшего образования, — подчёркивает Любовь Ульянова. — Нужно не студентов лишать доступа в вузы, а начинать с изменений в государственной политике в области и среднего, и среднего специального, и высшего образования».

Егор Самойлов

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Оцените статью: 
2
Средняя оценка: 2 (3 голосов)

Обсуждение (20)

Аватар пользователя Вьюга
постов:
130
Вьюга (Севастополь)
- 23/09/2020 в 16:56

Об этом свидетельствует, в том числе, статистика трудоустройства выпускников вузов.

Низкая трудоустраивомость свидетельствует только о слаборазвитой экономике. И всё!

После нормального образования и специалист отличный. Или всех загоним в рабство? Ибо чем ниже образование, тем легче управлять народом. Статья об этом?

Аватар пользователя Банщик
постов:
20702
Банщик
- 23/09/2020 в 17:27

41% работает не по специальности. Выше всего эта доля в сфере продаж (70%) и среди административного персонала (64%)

Т.е. больше половины чиновников малограмотны?...biggrin

Аватар пользователя Михаил Баевский
постов:
2
Михаил Баевский (Железноводск)
- 23/09/2020 в 17:34

Вся проблема ВО состоит в том, что в связи с отсутствием рынка труда для выпускников школ (да и ВУЗов) задачей высшего образования является сокрытие молодежной безработицы и социализация молодых людей в течение времени обучения в ВУЗе. И не более того, так как ни на одном уровне руководства страной нет ни малейшего представления - Какие специалисты, в каком количестве и где нужны. Пагубную тенденцию усугубляет привязка соотношения текущего количества студентов к преподавательской ставке. Т.е. при отчислении на факультете (грубо говоря на 500 студентов) 12 человек, не способных или не желающих учится, факультет теряет преподавательскую ставку. В итоге это стимулирует преподавателя закрывать глаза на знания студентов. И только верхний слой проблем ВО

Аватар пользователя val.prasolov
постов:
1388
val.prasolov (Севастополь)
- 23/09/2020 в 18:24

Доля населения России, имеющего высшее образование, сейчас вдвое больше, чем в советское время. По формальному признаку наше население сейчас весьма образованно.

Все образованы, а как копнёшь, ни фига не знают.

Аватар пользователя mila710
постов:
13221
mila710 (город-герой Севастополь)
- 23/09/2020 в 20:18

Не такое уж повальное это поступление. Не надо нарушать право на образование. Кто хочет, пусть поступает. Или повальное поступление в ПТУ лучше?

Аватар пользователя Легендарный Город Севастополь
постов:
53
Легендарный Город Севастополь (Севастополь)
- 23/09/2020 в 20:23

Таки пускай себе учатся. Водитель такси, с высшим образованием, сможет развлечь пассажира приятной интеллектуальной беседой.

Аватар пользователя repei
постов:
19
repei (Севастополь)
- 23/09/2020 в 20:46

Увы, современное высшее образование это далеко даже не "знание знакомства", а должно быть "знание умения". Все продается и покупается - экзамены, курсовые, дипломный. Родители привлекают все силы , чтобы "Чадушко" не остался без Выша, да и чтобы в армию не забрали..
           И получается приходит  устраиваться на работу детина "очного" образования и не знает название своей специальности не знает фамилии своего куратора и декана (случай из моей практики) не может даже приблизительно назвать тему своего прошлогоднего дипломного проекта. И это за него  слезно просила очень приличная женщина - мать. Якобы "бедное дитятко" никуда не берут из за отсутствия стажа по специальности!!??.
          Кто хочет такого врача (хирурга, стоматолога..),  инженера- строителя или энергетика, может судью, прокурора...

         Наверное ему одна дорога - в политику!!
         На упрек как же он собирается работать, не имея багажа знаний, он так и заявил - а я не собираюсь деньги зарабатывать, я собираюсь их получать. Вы что, не знаете, что "получка" всегда значительно больше "зарплаты"? ..... И ведь это правда!

        Вот на что надо обратить внимание. Зарплата должна априори быть уважаемой величиной, ведь именно она приносит материальные блага именно она первична, а "получка"- это эфемерное  производное от зарплаты. 

Аватар пользователя мерцание
постов:
1215
мерцание (У самого лучшего моря)
- 23/09/2020 в 21:05

Главная функция ВУЗа научить учится всю жизнь и заниматься самообразованием как минимум до звания академика.В начале девяностых была часовая передача где бакинский сапожник ремонтируя обувь беседовал с кореспонденткой обо всем о чем она заводила речь,но на куда более более глубоком уровне чем она,цитировал на память западных и восточных поэтов,всевозможные трактаты о разных науках и не помню шла ли речь о трудах Шредингера,но помню,что мы с друзьями уговорили бутылку коньяка,за его здоровье и то,что-бы все сапожники мира были такими.smile

Аватар пользователя мерцание
постов:
1215
мерцание (У самого лучшего моря)
- 23/09/2020 в 21:12

 

41% работает не по специальности. Выше всего эта доля в сфере продаж (70%) и среди административного персонала (64%) Т.е. больше половины чиновников малограмотны?...........Так это-ж не вооруженным взглядом!Вы думаете зачем чиновников в десять раз приумножили?Что бы лампочку вдесятером по Кишинёвской технологии в предписанное место водрузить.hysterical

 

Аватар пользователя Вентура
постов:
195
Вентура (Севастополь)
- 23/09/2020 в 21:53

Меня удивляет помешательство на "всеобщем высшем образовании".

Еще лет семь-восемь назад  "Слава Севастополя" давала репортажи о количестве поступивших в ВУЗы Севастополя. Оно превышало количество выпускников школ. Предположим, они все доучивались до конца, тогда возникает вопрос: Где они могли найти работу по специальности?

В Советском Союзе количество мест в ВУЗАХ было приблизительно одно на 190 выпускников. Инженеров тогда в СССР было в 8 раз больше, чем в Америке, но Америка тогда выпускала промышленной продукции почти в 8 раз больше, чем СССР.  Тогда возникает вопрос: Что делали наши инженера на предприятиях? Ответ крылся в штатных расписаниях производств: Старший инженер по организации соцсоревнования, Старший инженер по распределению мест в гостинице и т.д…

В годах 60-70, насколько я знаю, в Правительстве СССР с высшим образованием была только Фурцева. И как-то правили страной! Без высшего образования…

Ну нет в нашей промышленности такого количества мест для качественного использования институтских знаний, а без систематического их прикладного  использования, они лет через 3-5 напрочь теряются. Выброшенные на ветер деньги свои и государства.

Аватар пользователя суржик
постов:
3659
суржик (Севастополь)
- 23/09/2020 в 22:22

недаром в СССР для проффесионального образования существовала градация

академия

университет

институт

техникум

профтехучилище

Аватар пользователя суржик
постов:
3659
суржик (Севастополь)
- 23/09/2020 в 22:23

ааа, забыл еще ВПШ ))))))

Аватар пользователя Tigor
постов:
848
Tigor (Севастополь)
- 23/09/2020 в 22:54

Надо поднимать престиж школьного учителя, чтобы он мог дать качественное образование. Тогда и высшее не будет формальностью. 

Аватар пользователя Инженер
постов:
720
Инженер (Севастополь)
- 23/09/2020 в 23:13

Сейчас на рынке труда сложилась ситуация, что среднестатистический рабочий востребован более чем среднестатистический инженер. 

Разумеется, юношеские грёзы и максимализм толкают человеков получить высшее оразование. Но рынок труда расставляет все по своим местам: "Кому велено чирикать- не мурлыкайте!". 

Повторюсь, квалифицированный рабочий с профессией заработает больше посредственного инженера. Но труд его тяжелее.

Аватар пользователя Stanislav Bravov
постов:
125
Stanislav Bravov (Севастополь)
- 23/09/2020 в 23:57

to суржик:  
проффесионального
Вы не Янукович случайно?biggrin
 

Аватар пользователя fregot
постов:
247
fregot (Севастополь)
- 24/09/2020 в 0:04

Да какие нафиг грезы? Многие в ВУЗ идут, чтобы на 5-6 лет армию отсрочить, а там еще пару лет откосить и уже 25.

Проблема именно в том, что у нас похерили саму идею высшего образования, когда диплом чуть ли не от дворника требовали.

Тут кто-то возмущался за ПТУ, но таки да! Нужно, чтобы хоть немного определившиеся дети шли, получали ПРОФЕССИЮ, шли работать, а потом, если возникало желание большего - уже ломились в ВУЗ. А старшая школа и сразу ВУЗ для тех, кто проявил соответствующие способности. Но нужна и старая советская система распределения: отучился, отработал, а потом думай сам. Зато в трудовой будет уже 3 года стажа. Не хочешь отрабатывать? Иди на платное и не чирикай, что работы нет

Аватар пользователя Stanislav Bravov
постов:
125
Stanislav Bravov (Севастополь)
- 24/09/2020 в 0:05

Две цитаты в тему.

Образование - это то, что остаётся, когда всё выученное забыто (Беррес Скиннер).

Образование - это то, что большинство получает, многие передают и лишь немногие имеют (Карл Краус).

Аватар пользователя А за то честно
постов:
887
А за то честно (Севастополь)
- 24/09/2020 в 12:47

К чему эта дисскусия при тотальной безработице, будь ты хоть семи пядей во лбу!!!!  Лично я иду получать доп. высшее образование, потому что нет работы, а мыть полы просто не хочу. Не потому что не пристижно, поросто здоровье уж не то. В молодые годы мыла, не стеснялась, просто дети были маленькие, приходилось приспосабливаться под них. Потом нянечкой работала в детском садике, чтобы с ними быть. Не доверяла. потом бизнес в 90е, потом училась - работу не нашла, потом снова училась по другой специальности - снова не нашла работу, потом опять решила освоить новую профессию, и снова нет работы! Потом плюнула и снова работаю на себя, коль мои знания, опыт и желание работать никому не нужны. Не нужны налоги? Всех в сад! Надоели! Сына отправила учиться, а работать где? Так хоть пять лет мозги будет прокачивать пока не повзраслеет. Дальше будет видно. Может подастся в военные? там работал- не работа, а денег дали. Да ещё прилично дали, да льготы всякие. Пока не уговорила, но надеюсь поймёт. Через 20 лет на пенсию можно уйти, а там и бизнесом заняться. Но пока он и слышать не хочет об этом. Пусть учится.. Не на диване же лежать, если и с образованием, и без образования - они никому не нужны.

Аватар пользователя А за то честно
постов:
887
А за то честно (Севастополь)
- 24/09/2020 в 13:01

Поэтому Медведев и призывал учиться. Просто нет работы - никакой!!!! А там, где работали наши мужчины, рабочих профессий, вы все видите, кто работает теперь - гастербайтеры. Осталась работа дворника, за которую копейки дают.

 

Аватар пользователя Rybka
постов:
785
Rybka (Арктика)
- 27/09/2020 в 21:14

 

 Ну нет в нашей промышленности такого количества мест для качественного использования институтских знаний, а без систематического их прикладного  использования, они лет через 3-5 напрочь теряются. Выброшенные на ветер деньги свои и государства.

 Да у нас и промышленности-то нет, если присмотреться.

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Регистрируясь на сайте, Вы автоматически принимаете
соглашение пользователя и соглашаетесь с правилами сайта

ТОП 5

Частные объявления