Стремительное увеличение населения Севастополя – с момента вхождения в состав России его фактическое население выросло почти вдвое – предъявляет повышенные требования к качеству управления городом.
Проблемы, которые несет с собой постоянный миграционный приток, очевидны: повышенная нагрузка на инфраструктуру, дорожающее жилье, ухудшение криминальной статистики – вот лишь самые очевидные из них.
Существует определенная надежда, что часть из них рано или поздно решится естественным путем, поскольку у Севастополя нет возможностей для серьезного расширения территории. Но в том, что разумные пределы роста населения уже достигнуты, сомнений практически нет.
Сомнительное достижение
По данным недавнего исследования, проведенного аналитиками РИА «Рейтинг» на основании материалов официальной статистики, Севастополь занял первое место среди российских регионов по демографической динамике в 2018-2020 годах. Численность населения города за этот период увеличилась на 16,8%, до 510 тысяч человек на 1 января текущего года.
Основной вклад в это внес миграционный прирост, составивший за три года 30,4 тысячи человек. При этом естественный прирост измерялся в отрицательных величинах – минус 4,8 тысячи человек.
Фактическая численность населения существенно выше. Ровно год назад губернатор Севастополя Михаил Развожаев, докладывая президенту Владимиру Путину о подготовке к борьбе с коронавирусом, сообщал:
«Мы изначально, понимая, что по статистике у нас необходимо было разворачивать коек на 450 тысяч человек, сразу приняли решение разворачивать вдвое больше. Потому что даже по потреблению воды и хлеба очевидно, что в Севастополе проживает более 700 тысяч человек».
Нет сомнений, что за прошедший год население Севастополя стало еще больше в связи с переходом многих «материковых» компаний в удаленный режим работы – это сразу же спровоцировало массовую миграцию в южные регионы. Об усилившемся миграционном притоке свидетельствуют, помимо прочего, данные рынка жилой недвижимости.
По данным сервиса «Авито Недвижимость» на конец прошлого октября, спрос на долгосрочную аренду квартир в Севастополе за год вырос на 79% - для сравнения, в среднем по России этот показатель составил 31%. По итогам 2020 года та же платформа зафиксировала рост стоимости квадратного метра в новостройках Севастополя на 29%, и это явно не предел – игроки строительного рынка отмечают, что цены будут увеличиваться и дальше.
В целом по уровню инфляции Севастополь уже давно находится на первых местах среди российских регионов. Согласно недавно опубликованным данным ЦБ РФ, в марте общая инфляция в Севастополе составила 7,3%, превысив средний показатель по России (5,8%) и по Южному федеральному округу (6,3%). Прирост цен на продовольственные товары составил 10,55%, хотя еще в ноябре прошлого года он составлял всего 6,35%.
Фактор роста населения города в комментариях ЦБ не указывается, но его вклад в рост цен не подлежит сомнению, учитывая тупиковое транспортное положение Севастополя. Увеличение населения лишь наращивает нагрузку на логистическую инфраструктуру – как и на любую другую.
Переезд в Севастополь, констатирует Сергей Гладий, руководитель севастопольского филиала торговой компании «ЦКТ – Регионы» (Санкт-Петербург), идеально отвечает российским представлениям об удавшейся старости: семья, квартира, машина и дом у моря. Однако вместе с ростом населения уже существовавшие инфраструктурные проблемы города – обеспечение водой, канализация, дороги и транспорт, утилизация мусора - становятся еще более острыми:
«Если в Севастополе в самое ближайшее время не будут реализованы все проекты федерального и регионального значения, такие как Южные очистные сооружения, объездные дороги, больничный комплекс на Фиолентовском шоссе, мы можем столкнуться с транспортным коллапсом. Кроме того, в Севастополе должны быть построены мусороперерабатывающие заводы, иначе нас ждет появление новых экологических проблем. Могут возникнуть и проблемы в системе образования, в том числе дошкольного. Эти вопросы уже необходимо решать более активно».
Стремительный рост населения определенно повлиял и на криминальную статистику. По данным Генпрокуратуры РФ, в прошлом году количество зарегистрированных преступлений в городе увеличилось на 44% - первое место в России с большим отрывом от других регионов (в оказавшемся на втором месте Санкт-Петербурге рост преступности составил 26%). Не исключено, что эта статистика свидетельствует еще и о повышении эффективности работы правоохранителей, но демографический фактор, безусловно, сбрасывать со счетов нельзя.
Пределы роста
Примечательно, что показатель, который год назад называл Михаил Развожаев – 700 тысяч человек, фигурировал еще в исследованиях санкт-петербургского института территориального планирования «Урбаника», которые проводились в городе вскоре после его вхождения в состав России. По словам заместителя генерального директора и главного инженера проектов «Урбаники» Виктории Васильевской, когда специалисты института начинали работу в Севастополе в конце 2014 года, одной из главных задач было понимание того, сколько людей фактически живет и может проживать в городе.
Официальная статистика на тот момент давала 399 тысяч жителей, плюс в течение 2014 года порядка 35-40 тысяч жителей приехало из Донбасса, о чем свидетельствовали данные по заполняемости школ и детских садов. Однако выполненное исследование жилого фонда Севастополя показало, что город еще в 2015 году мог вместить 750 тысяч человек при очень хороших нормативах жилищной обеспеченности порядка 25-30 квадратных метров на человека. А если добавить к этому «летнее население», то предельную численность населения города можно было оценивать в 820 тысяч человек.
«Нынешний рост населения Севастополя - это объективная тенденция, - комментирует Виктория Васильевская. - Расширение возможностей для удаленной работы, в том числе и в связи с коронавирусом, способствует тому, что люди, которые могут позволить себе жить в более теплых регионах и работать дистанционно, будут эти возможности использовать.
Исходя из тех расчетов, которые мы провели пятью годами ранее, рост населения был ожидаемой тенденцией, но проблема нагрузки на инфраструктуру никуда не делась. Нехватка инфраструктуры, соответствующей статусу города федерального значения, в Севастополе сохраняется».
При этом, добавляет эксперт, спрос на жилье в городе в основном формируется не местными жителями, а приезжими из нефтяных регионов России, Сибири, Петербурга и Москвы (согласно оценкам процессов миграции в целом по югу России). А поскольку это люди преимущественно платежеспособные, формируемый ими спрос удерживает стоимость недвижимости на определенном уровне, так что у застройщиков не возникает стимула снижать цены. С точки зрения жителей города, в этом есть определенная проблема, решать которую нужно, например, с помощью механизмов стимулирования государственной поддержки, ипотеки. Одновременно требуется наращивать инфраструктуру, в том числе частную – прежде всего медицинскую и досуговую.
«Многие приезжие покупают квартиры в Севастополе не для того, чтобы жить здесь круглый год, а на теплое время года, с марта по октябрь, чтобы проводить время у моря - иными словами, для них это второе жилье, - продолжает Васильевская. - Либо это фрилансеры, которые могут работать удаленно. Таким образом, можно сказать, что население Севастополя растет за счет твердого среднего класса.
Эти люди существуют в парадигме постиндустриальной экономики. Но у них есть сформированный запрос на инфраструктуру, который будет стимулировать развитие сервисного сектора экономики Севастополя и создание в нем рабочих мест. При этом важно проводить градостроительную политику, которая соответствовала бы имеющемуся качеству спроса и в целом обеспечению гармоничного развития пространства города.
Если людям, которые стремятся к определенному качеству среды, предлагать квартиры в 20-этажных домах с уплотнительной застройкой, они вряд ли их будут покупать».
Как не стать мегаполисом
Быстрый рост населения, с которым пришлось столкнуться Севастополю, заслуживает сравнения с еще одним активно расширяющимся городом юга России – Краснодаром. Еще в начале прошлого десятилетия, когда в столице Кубани только начинался строительный бум, ее мэр Владимир Евланов (ныне депутат Госдумы) затруднялся назвать точную фактическую численность населения города, определенно утверждая лишь то, что Краснодар уже перешагнул отметку в миллион жителей.
Хотя перепись населения 2010 года зафиксировала там порядка 745 тысяч жителей, а официально (по регистрационным данным МВД) миллионником Краснодар стал только в 2015 году.
На этом власти Краснодара не остановились и сейчас вынашивают планы его превращения в трехмиллионный мегаполис, благо застраивать многоэтажками окрестные поля можно еще долго. Собственно, именно благодаря этой незатейливой схеме (вместе с административным присоединением пригородных поселков) Краснодар и стал миллионником: под жилищное строительство активно передавались земли сельхозназначения в границах муниципального образования.
Это способствовало резкому снижению цен на квартиры в сравнении с вечным конкурентом Краснодара – Ростовом-на-Дону. В результате чего город столкнулся с настоящим наплывом приезжих из всех регионов страны – со всеми вытекающими последствиями: пробками, дефицитом инфраструктуры и ухудшением криминогенной обстановки.
Однако в Севастополе воплотить в жизнь такой сценарий не получится, считает Сергей Трухачев, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, директор НПО «Южный градостроительный центр» (Ростов-на-Дону). По его мнению, вообще не вполне понятно, что является основой для миграционного притока в Севастополь.
Привлекательными факторами для переезда в Краснодар для жителей северных и сибирских регионов, считает эксперт, являются работающая экономика, дающая возможность трудоустройства, ряд других преимуществ большого города, таких как медицина и образование, хорошие климатические условия. Для Севастополя, указывает Трухачев, климатический фактор тоже присутствует, но есть определенные сомнения относительно его привлекательности в части экономики, за исключением туризма и сервиса. Вероятно, криминальная статистика как раз и показывает, что увеличение населения происходит непропорционально улучшению экономической ситуации и появлению новых рабочих мест.
«Так или иначе, у Севастополя меньше основ для роста, чем в том же Краснодаре, в зоне притяжения которого оказывается целый регион, - говорит Сергей Трухачев. - Так что если для Краснодара миграционный рост населения - это долговременный тренд, то для Севастополя он вряд ли окажется продолжительным.
Скорее всего, через какое-то время этот процесс достигнет определенной точки насыщения, когда те, кто рассматривает варианты переезда в Севастополь, поймут, что такой приток жителей здесь вряд ли чем-то обоснован».
Кроме того, напоминает ростовский специалист, существуют естественные ограничения для роста города. Приток новых жителей подразумевает строительство нового жилья, новые транспортные потоки внутри города, и в Севастополе в силу особенностей рельефа находить решения этих задач гораздо сложнее, чем в Краснодаре:
«Если Краснодар до недавнего времени радовался росту, получал от этого пользу, для Севастополя сложно найти убедительные выгоды от роста и адекватный ответ на этот вызов. Самым неблагоприятным сценарием для Севастополя будет попытка любой ценой довести показатели жилищной обеспеченности до уровня развитых стран путем увеличения плотности и этажности застройки для размещения вновь прибывших мигрантов».
В любом случае, подчеркивает Трухачев, необходимо прежде всего понять, какие люди переезжают в Севастополь и как долго они планируют там оставаться:
«Командированные чиновники вряд ли дадут какое-то серьезное увеличение населения, а если значительную часть приезжающих составляют пенсионеры, то, как бы цинично это ни звучало, повода для радости у города немного – для экономики они вряд ли обеспечат значительный эффект».
И если этот приток ложится бременем на экономику города, то нужно рассчитывать, какое количество социальной инфраструктуры необходимо построить и реалистично ли это сделать. Делать ставку на привлечение ИТ-специалистов – путь не оригинальный, об этом пишут в своих программах развития многие крупные города.
К тому же люди, которые работают в сфере ИТ, очень космополитичны и в силу специфики своей деятельности не связаны с территорией – они могут сняться с места так же быстро, как приехать. Сказывается и санкционный фактор: ИТ-сектор во многом ориентирован на внешний рынок, а в условиях санкций найти там покупателей для продуктов, созданных в Крыму, проблематично».
Поэтому экономические аргументы для переезда в Севастополь выглядят не слишком обоснованно, уверен Трухачев – хотя способы управления миграционным потоком сейчас, по сути, именно экономические. Поскольку ограничений передвижения и лимитированных городов в России нет, естественным регулятором становится цена жилья.
А она, как можно предположить, уже не по карману многим из тех, кто планировал переезд в Севастополь. «На эту тему тяжело говорить без боли, особенно сейчас, во времена кризиса и ослабления рубля, – признает Сергей Гладий. – Цены на недвижимость растут высокими темпами, и связано это как с ростом населения, так и с довольно низким темпом строительства. В городе нет крупных проектов микрорайонов, а точечная застройка проблему не решает. В результате спрос на жилье остается очень высоким – «пузыря» нет, по крайней мере пока, перегрева рынка в Севастополе не наблюдается».
Кроме того, по мнению Сергея Трухачева, стоит обратить внимание на случай Сочи, где население значительно увеличилось после Олимпиады, и это не сказалось положительно на городской инфраструктуре:
«Как и в Сочи, в Севастополе масса экологических проблем, и нужно уже сегодня представлять, как на состоянии окружающей среды скажется рост населения города и сколько придется потратить, чтобы эти проблемы нейтрализовать в будущем. Севастопольским властям стоит воздержаться от каких-то очень крупных проектов, связанных с новым притоком населения».
Николай Проценко
Обсуждение (26)
Это год назад. А сегодня губернатор уже уменьшил эту цифру до 500 тыс. (сегодняшняя статья на ФП "Михаил Развожаев: Севастополь остро нуждается в модернизации электросетей" ) :
Так сколько нас? И в какую сторону меняется тенденция - нас становится больше, или, судя по заявлениям губернатора, за последний год нас стало на 200 тысяч меньше?
Перепись, кажется, в сентябре, насчитают сколько надо.
Уф-ф, многго текста. Короче, в ближайшее время больше всего будут востребованы больницы, морги, кладбища и крематории.
а если значительную часть приезжающих составляют пенсионеры, то, как бы цинично это ни звучало, повода для радости у города немного - то, что Севастополь уже давно превратился в город пенсионеров уже всем давно известно, просто теперь об этом стали говорить открыто. Дальше будет только хуже.
"Севастопольским властям стоит воздержаться от каких-то очень крупных проектов, связанных с новым притоком населения».
А для этого требуется мораторий на строительство МКД,учитывая дефицит воды,очистных сооружений,электроэнергии,садиков,школ,поликлиник и транспортный коллапс на узких дорогах,не подлежащих расширению из-за рельефа местности и существующей застройки.Потому что предел обезбашенному росту численности уже настал.
Реально в городе уже больше миллиона,учитывая выплату детских пособий,дефицит воды и электроэнергии.
Вместо МКД надо строить инфраструктуру и новые предприятия с рабочими местами для севастопольцев.И не забудьте о мусороперерабытывающем заводе,плиз!
Севастополь занял первое место среди российских регионов по демографической динамике в 2018-2020 годах.
Опять первое место. Неужели мало было, что город с одним из самых высоких уровнем цен, одна из самых высоких уровней преступности в Росии, лидер по уровню заболеваемости коронавирусом. Что дальше?
естественный прирост измерялся в отрицательных величинах – минус 4,8 тысячи человек.
полезная статистика. Чем дальше тем "лучше". Хочется спросить, а что хорошего принесли в город все те кто приехал сюда в поисках длинного рубля и лучей жизни?!
Значит,в других регионах жить плохо,а у нас хорошо.Поэтому здесь тоже скоро сделают плохо,как и в тех местах,откуда идет переселение.
Как же так -без дорог,без медицины с дороговизной,без работы и все равно здесь хорошо ? Неужели климат перевешивает все проблемы. ?
Сегодня министр образования Кравцов сказал, что в 15 регионах есть риск срыва нацпроекта ""Образование". Среди этих 15-ти регионов присутствует и Севастополь. Я думаю, что такая же ситуация и по другим направлениям. Безудержный, неконтролируемый и необоснованный рост населения города за счёт мигрантов, остро приправленный неумелым, рукожопым управлением понаехов-чиновников-проходимцев и провальной реализацией проектов по реальному развитию города является катализатором социально-экономического взрыва в городе. Реального прогресса в развитии города нет, одни ньювасюковские прожекты, обслуживание узких интересов, извлечение сиюминутной выгоды, и набивание собственных карманов ворованным бюджетным баблом. Пустые обещания, развожаевщина, оболванивание севастопольцев, надругательство над объектами культурного наследия и городом в целом, сплошное враньё и очковтирательство. И так седьмой год...
По моему мнению создание клоповника устраивает руководителей процесса
Через 10 лет город станет миллионником.
to sergey-ka: Чего? Да он уже почти. До потока беженцев(они стали ехать гораздо раньше официального нашествия) у нас было 480тыс,потом была русская весна и пошел поток с материка России,который и не прирывается. Так что слышать про 10 лет смешно,разве что Вы не местный,тогда понимаю...
to sergey-ka:
Не станет. Вода раньше кончится.
to Мария Рожкова:
Иногда один человек сойдёт по шуму за сотню... Миллиона ещё нет, интуитивно до официального миллиона я дату назвал. Может произойдет все гораздо быстрее, тогда экономика города не справится со стремительным приростом. Вешать ярлыки местный не местный неразумно. Если захожу на городской форум и переживаю новости, значит местный.
Я помню время , когда город был закрытым .Чистым , безопасным ,прекрасным .
Закройте наш город! только так можно решить все проблемы!
to strelec: Вместо МКД надо строить инфраструктуру и новые предприятия с рабочими местами для севастопольцев.И не забудьте о мусороперерабытывающем заводе,плиз!
Вот в точку, просто горит . Это задачи первостепенной важности.
Вчера Случайно "посмотрел" Местное время на России 1..... Там мальчик с радостным лицом сообщал, что исходя из показаний бетонных колец, Чернореченское Водохранилище" заполнено аж на 40%. Следом умные дяди говорили, что они думают, что городу воды хватит, когда сюда приедут гости.... На полуостров, где до этого проживало 2 млн, приедут 6 млн гостей (о таком кол/ве билетов заявил Аксенов) и где вода была не по графику...... Откройте Турцию, пусть ..... там все поесть и улетит назад, чем нагадит здесь и опять лярды из бюджета на радость местным управленцам
Ситуацию нельзя пускать на самотёк.
Закрыть город и точка город не резиновый
Не только по результатам деятельности горадминистрации и заксобрания, но и даже по их выступлениям, не видно, чтобы был какой-нибудь план, как действовать в условиях увеличения населения города. Поправьте, если ошибаюсь, но основные темы общественных дискуссий, инициируемых городской властью:
- культурный кластер на Хрустальном;
- модернизация железной дороги (городская электричка, обход монастыря, реконструкция вокзала);
- генплан (но без конкретики);
- выделение и узаконивание участков и строений в городе;
- решение вопроса водоснабжения, но на уровне прошлых лет;
- борьба с ковидом.
Только генплан может иметь некоторое отношение к проблеме и поиску решений, но в теме генплана не подчёркивается необходимость учёта роста населения.
Мне кажется, что правительство верит в то, что "рынок всё порешает". Чем некомфортнее будет городская среда в связи с наплывом населения, тем меньше будет этот самый наплыв, а потом начнётся и отток. И с этим сложно спорить. Даже в данной статье чиновники озвучивают основную причину увеличения населения, как желание жить в комфортных условиях юга России. Но, в любом случае, климат Севастополя имеет свои недостатки: пыль, жара, сильное ощущение холода при морозах зимой, мощные проливные дожди, способные затопить на короткое время дворы и низины, глинистая почва, производящая много липкой грязи и т.п. Чтобы купировать эти проблемы и подчеркнуть преимущества, существует городская среда и управление. Если управление не будет заниматься этими проблемами, городская среда будет только подчёркивать недостатки и купировать преимущества, соответственно все эти "фрилансеры", "пенсионеры", "средний класс" - побегут из города впереди своих теней. Побегут туда, где, с их деньгами и возможностями, можно будет комфортно жить, несмотря, может быть, на недостатки климата. В конце-концов, 6млн. человек выбрали для себя Питер, несмотря на все проблемы с климатом, а примерно 20млн человек выбрали Москву и область, несмотря на холод зимой и жару летом. Туда и туда легко вместится 1млн. дополнительно, сбежавший из Севастополя!
Они не закроют город.Им выгоднго это. А что тут тележить.Проголосовали в свое время за овса потом за рвж. Получите.Не фиг было думать так же как ботва на материке.Бедный город.Во что его превращают.
При чем город в таком случае ничего не потеряет, кроме мусора и безводья который оставят после себя понаехи.
Скажу как человек причастный к торговле. Такое ощущение что именно в Севастополь съезжаются со своей картошкой и щами, а когда доедают то питаются тем что выращивают на съемной даче, потому что торговля мертва не смотря на огромную прибавку населения. Необяснимо но факт! Куча машин, куча людей и отсутсвтие торговли. Так как мы работает не только по Севастополю но и ЮБК, так там оборот на несколько порядков выше чем у нас в городе. Мы всем предприятием не понимем как такое происходит.
Цифры о 700 тысяч дутые, они нужны для выбивания денег из центра.Говорить про миллион смешно, город бы тогда давно сидел без воды. Показатель торговли удивителен, но это факт, а он говорит, что у населения нет денег или просто нет такого населения.
Вчера практически каждый севастополец прочуствовал на себе, что значит потратить дополнительно лишних 2 часа в пробках. Всем давно понятно, что и дальше у всех нас ежедневно из жизни будут по сути воровать 1-2 часа нашего времени на преодоление заторов. Власти обязаны признать и заявить об этой проблеме севастопольцам. И самое главное начать без дальнейших промедлений ее решать.
Хватит уже скверов и многоразового ремонта наших дорог и тротуаров. Их нет нужды бесконечно переделывать и менять бордюры и вскрывать наши тротуары.Их можно просто латать. Обеспечьте возможность нормального, быстрого проезда по этим дорогам, а для этого уберите вокзалы на 7 км. Постройте тоннель под бухтой и уберится ежедневные пробки на въезде и выезде из города. На это надо 4-7 лет и у нас до полного транспортного коллапса уже нет этого времени. После праздников надеюсь, что соответствующие заявления будут сделаны.
Наверняка, эти деньги были конвертированы и выведены в оффшор