Сегодня «Чёрная пятница», а это значит товары в магазинах продаются со скидкой в 30, 50 и даже 70%. Однако этот аттракцион неслыханной щедрости не так выгоден покупателям, чем кажется, предупреждают эксперты.
О том, как продавцы Wildberries, Ozon и других маркетплейсов обманывают доверчивых покупателей, — в материале ForPost.
Почему скидки дутые?
В наступившую «чёрную пятницу», которая продлится с 24 по 26 ноября, более трети опрошенных россиян планируют вывернуть свои кошельки, сообщают «Известия» со ссылкой на результаты опроса исследовательской компании Tiburon Research.
В России «чёрная пятница» впервые была проведена в 2013 году. За последние десять лет традиция затариваться раз в год «укоренилась в сознании россиян», уверен сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин.
«Когда в нашей стране эта акция только зарождалась, что-то полезное действительно можно было купить по привлекательной цене. Круг этого полезного, конечно, был ограничен. Топовые товары продавались по обычной цене, а вот вещи для себя и для дома можно было приобрести со скидкой. Позже продавцы поняли, что можно манипулировать ценовой политикой, сознанием потребителей. Что в итоге? Сегодня в ''чёрную пятницу'' мы имеем предложения, которые не актуальны ни по цене, ни по своему предназначению», — сказал ForPost Егармин.
Например, на Wildberries сейчас, в конце ноября, есть «жирные» скидки на садовый инвентарь. «Сажалки» и сеялки продают со скидкой в 45-47% — за 136-144 рубля. Не в акционные дни этот товар стоит 500-600 рублей.
«Да, можно вспомнить поговорку ''Готовь сани летом, а телегу зимой'', но смысл ''чёрной пятницы' не в этом. В эти дни должны быть установлены реальные скидки на нужные товары. Однако это далеко не так. Недавно я мониторил Ozon и увидел интересную закономерность: зимнюю шапку продают по акции за 4 тысячи рублей. Цена до ''чёрной пятницы'' — 15 тысяч рублей. Аналогичная история со щипцами для волос: до ''чёрной пятницы'' они стоили 12 тысяч рублей, сейчас — 3 тысячи рублей. Что это за идиоты, которые сбросили цену с 12 тысяч рублей до 3 тысяч рублей? Они что, миллионеры, которым сам Илон Маск позавидует? Нет, это поиск идиотов, которые купятся на дутые скидки», — выразил своё мнение Егармин.
Наш собеседник уточнил: реальный дисконт не должен превышать 15%. Всё, что выше, — скорее всего маркетинговый ход: сначала цены поднимают, чтобы скинуть их к «чёрной пятнице». Накрутки цен перед распродажами могут достигать 33%, пишет Forbes со ссылкой на экспертов российского рынка ритейла.
Читайте также по теме: «И жучок, и червячок, и медведица!» Как Wildberries вписался в торговлю живностью
Профилактика потребительского обмана
Практика переписывания ценников перед «чёрной пятницей» зародилась в российских гипермаркетах, рассказал глава Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.
«В преддверии распродажи некоторые магазины искусственно завышали цены, а затем роняли их до прежнего уровня. Так появлялась ''жирная'' скидка. Поэтому, прежде чем сметать с полок товар по привлекательной цене, нужно внимательно изучить его стоимость в других магазинах. В эпоху интернета это сделать достаточно легко», — сказал ForPost Карпов.
Экономист Виталий Калугин считает, что сравнивать ценники поздно. Цены нужно было начинать мониторить за полтора месяца до наступления «чёрной пятницы». Сейчас «распознать обман невозможно», уверен наш собеседник.
Он объяснил, почему магазины идут на такую ценовую уловку.
«Если 50% участников рынка объявило о скидке, а ты нет, то окажешься за бортом, поэтому продавец снижает цены, чтобы получить хоть какую-то выручку. Отсюда порой и возникает лукавство со скидками», — сказал ForPost Калугин.
Егармин уверен: некоторые продавцы в «чёрную пятницу» «стараются придерживать хороший товар, а избавляются от неликвида», который в другое время «почти никто не покупает».
Одна из причин этой «потребительской вакханалии» — отсутствие жёсткого контроля со стороны ФАС и Роспотребнадзора, считает кандидат экономических наук Михаил Беляев. Отсюда контрафакт, дутые цены и иллюзорные скидки.
Хотя у ФАС были намерения зарегулировать маркетплейсы, которые ежедневно посещают более 100 тысяч пользователей, и получить право согласовывать сделки на сумму свыше 7 млрд рублей. Эти предложения были отвергнуты.
Подробнее — в материале Кто заплатит за новые правила торговли на Wildberries и прочих маркетплейсах
Деньги в кошельке, а голова в холоде?
Людей, которым уже не терпится потратиться в «чёрную пятницу», сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин призывает к благоразумию. Он напомнил, что в скидочные дни желают разбогатеть не только маркетплейсы, но и мошенники.
Они активизируются на маркетплейсах, а также на таких сервисах как «Юла», «Авито». Мошенники выставляют на продажу iPhone 15, PS5 Slim и другие хиты года со скидкой в 50% и более. Они требуют стопроцентную предоплату. Некоторые доверчивые люди совершают покупку, но вместо желанного товара «получают фантики, кирпичи или вообще ничего», предупредил Егармин.
К бдительности россиян призывают и эксперты из «Лаборатории Касперского». По их данным, за последний месяц количество мошеннических доменов, использующих слова «чёрная пятница» (black friday), выросло в три раза. Среди таких сайтов встречаются как полностью выдуманные магазины, так и правдоподобные копии реальных онлайн-площадок.
«Клиенты магазинов, особенно во время таких акций, как ''чёрная пятница'', — одна из основных целей злоумышленников. Мошенники активизируются, прячась за большим количеством рассылок и предложений. Кроме обозначенных схем, они могут, например, постепенно списывать деньги человека, привязавшего свою карточку к поддельному онлайн-магазину, или предлагать купить несуществующие подарочные сертификаты известных торговых площадок», — говорит старший контент-аналитик «Лаборатории Касперского» Ольга Свистунова.
Как себя обезопасить? Не переходить по ссылкам из сомнительных сообщений, проверять адрес сайта, прежде чем вводить на нём личные данные, а также использовать антивирусную программу, которая блокирует переход по фишинговой или скам-ссылке.
Сколько тратят «бедняки»?
Есть ещё один парадокс «чёрной пятницы».
Многие россияне жалуются на то, что у них нет денег даже на оплату услуг ЖКХ и покупку еды. Однако, если изучить финансовые отчёты магазинов, жалобщиков можно заподозрить в лукавстве. По данным аналитиков группы ВТБ, в прошлом году в «чёрную пятницу» наши граждане потратили 13 млрд рублей — на 11% больше, чем в 2021 году.
Чаще всего люди покупали одежду и обувь. В дни скидок также на 42% выросли расходы на бронирование отелей, на 32% — на спортивные тренировки, на 21% — на связь, на 10% — на строительные материалы.
Сметая товар с реальных и виртуальных полок, покупатели продолжали жаловаться на плохую жизнь. Согласно результатам прошлогоднего исследования компании «Яков и партнёры» и исследовательского холдинга «Ромир», 53% респондентов в конце ноября 2022 года заявили, что «не чувствуют твёрдой почвы под ногами», а 46% опрошенных отметили: у них нет возможности откладывать на чёрный день. При этом в «чёрную пятницу» они тратили десятки тысяч рублей.
Аналитики, опрошенные ForPost, объяснить возникший парадокс не смогли.
Читайте также по теме: Мужчин в России предупредили об опасности эротической рекламы
Роберт Вочовский
Обсуждение (3)
Все, кто там покупает, отлично знают цены и старые, и новые. Потому, что мониторят их динамику. Покупки в интернете тем и отличаются, что не нужно торопиться покупать сразу. Если подождать или поискать, обязательно купишь то же самое дешевле.
Или нам поручено "объяснить", что ВБ и ОЗОН плохие, и покупать нужно тут?
Что бы не было данного вида мошенничества, надо просто запретить в России "Чёрную пятницу"
не заметил скидок хороших на озоне. а вот на Али да. m2 nvme который стоит в интернете от 11300 до 12300 купил со всеми скидками за 7060р. и геймпад за 1660р. а так он стоит 2300-2400 в озон и али в днс 2700. так вот, на счет этих скидок в озоне, этот геймпад типо стоил 4000+ а в паре мест так вообще 7000. что так да, обманывают. из-за курса на озоне в обычные дни даже подешевле, но на алике в дни распродаж действительно скидки