Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов одобрил законопроект, который позволяет увеличить годовой лимит сверхурочной работы со 120 до 240 часов. Такая мера, по мнению авторов, сможет смягчить кадровый дефицит и сдержать рост фонда оплаты труда за счёт законных переработок, которые должны оплачиваться в двойном размере, сообщают «Известия».
Зачем увеличивать часы сверхурочной работы
На сегодняшний день средняя продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. Работа, выполняемая во время, добавленное сверх этого лимита, считается сверхурочной, её продолжительность ограничена четырьмя часами в течение двух дней подряд и 120 часами в год. Законопроект предлагает увеличить годовой порог до 240 часов.
«Речь идёт о придании некой гибкости существующим формам занятости. Это продиктовано прежде всего сегодняшней ситуацией в экономике, на рынке труда и потребностями отдельных предприятий, особенно промышленных», — отметил глава комитета Госдумы Ярослав Нилов в беседе с «Известиями».
В правительстве уверены, что увеличение лимита позволит закрыть примерно 100 тыс. вакансий без привлечения новых сотрудников и вовлечь в трудовой процесс более 750 тыс. человек.
«Переработка перерастёт в новую норму»?
Основным условием остаётся добровольное согласие работника. Требование письменного согласия сохраняется для предпенсионеров, пенсионеров и работников, занятых на вредных и опасных производствах. Дополнительных ограничений по возрасту или профессии нет, подчеркнул Нилов.
При этом предполагается, что продолжительность сверхурочной работы не будет превышать четырёх часов в день.
Переработка сверх 120 часов в год будет допустима только при условии закрепления в договоре или отраслевом соглашении. По мнению авторов, это создаст дополнительный механизм защиты прав работников.
«Профсоюзные организации, трудовые инспекции и органы прокуратуры смогут оперативно реагировать на возможные злоупотребления», — добавил Нилов.
Впрочем, не все россияне верят, что желания работников будут учитываться. Так, в соцсетях под новостями об увеличении количества часов переработки можно заметить такие комментарии: «Переработка перерастёт в новую норму», «Они ищут, как сэкономить, не станут платить дополнительно в двойном размере», «В добровольно-принудительном порядке», «Пока — при согласии, потом — в виде обязательного закона? А потом и пересмотр норм рабочего дня?».
Профсоюзы, в свою очередь, настаивают на том, чтобы начиная со 121-го часа оплата производилась строго в двукратном или большем размере, а не согласно формулировке «не менее двойного», которая прописана в законопроекте. Конкретный коэффициент, по их мнению, должен быть прописан в трудовом договоре с работником.
Мечта о четырёхдневке: что показывают соцопросы
Желания многих россиян, как показывают соцопросы, сфокусированы не на продлении рабочего времени, хоть и при условии оплаты в двойном размере, а на сокращении количества рабочих дней. Согласно исследованию, проведённому девелопером «Сумма элементов» на платформе «Яндекс Взгляд», данные которого опубликовал ТАСС, более половины работающих россиян были бы готовы перейти на четырёхдневную рабочую неделю при определённых условиях.
Если бы дополнительный выходной стал реальностью, 43,8% россиян использовали бы его для отдыха и восстановления сил, 32,6% граждан — для общения с близкими. Предпочтение хобби и спорту готовы отдать 13,7% россиян, а 9,9% граждан нацелены на небольшие путешествия.
Остальные 49,2% россиян сомневаются в возможности выполнять свои обязанности за меньшее количество дней без изменений в организации труда. По их мнению, четырёхдневка возможна, если работник грамотно распланирует задачи, уйдёт лишняя отчетность и сократится время совещаний.
Авторы законопроекта подчеркнули, что за последние 30 лет производительность труда выросла благодаря автоматизации и роботизации, что делает 30-часовую неделю вполне логичной.
Работники успели поделиться своими финансовыми опасениями. Четырёхдневная рабочая неделя привлекает многих, но работники боятся, что это скажется на зарплатах. «Меньше работать — значит, меньше будут платить», «А как пересчитывать з/п будут?», пишут встревоженные пользователи в соцсетях.
«Не благо компании, а дорогая сделка»
Менеджер по подбору персонала кикшеринговой компании Дарья Антонова рассказала в беседе с ForPost, чего на самом деле хотят сотрудники и почему некоторых россиян устраивает увеличение количества часов переработки.
«Любые переработки сверх нормы должны оплачиваться в двойном размере, здесь даже обсуждать ничего не нужно. Это вопрос справедливости и уважения ко времени сотрудника в первую очередь. Когда человек жертвует своими вечерами, выходными, личной жизнью, это должна быть его осознанная и очень хорошо оплачиваемая сделка. Авралы случаются в любых компаниях, особенно если говорить о сезонном бизнесе, но они не должны становиться системой за счёт здоровья команды. Без этого любая инициатива по расширению переработок превратится в выгорание сотрудников и текучку кадров», — уверена специалист.
По словам Антоновой, в компаниях часто встречаются сотрудники, которые хотят брать дополнительные задачи за оплату: кто-то старается для большего финансового благополучия семьи, некоторые хотят поскорее закрыть ипотеку, а кто-то копит на качественный отдых. И работодатель, по мнению менеджера, должен идти навстречу в вопросе оплаты — при таком подходе работники станут продуктивнее и даже лояльнее к руководителю и рабочим задачам.
«В четырёхдневной рабочей неделе вижу большой потенциал. Для многих талантливых специалистов, особенно молодых, баланс жизни и работы — базовое условие. Сейчас мало тех, кто станет работать 24/7 на благо компании. Здоровье и жизнь вне офиса лидируют по приоритетам», — уверена Антонова.
Но здесь, по мнению эксперта, нужно смотреть правде в глаза: переход на четырёхдневку требует кардинальной перестройки всех бизнес-процессов.
«Нужно пересмотреть всё, от постановки задач и сокращения бесконечных совещаний до внедрения новых технологий и перехода на результат с количества проведённых в офисе часов. Не каждая компания готова к такому процессу», — подчеркнула специалист.
По мнению менеджера, четырёхдневная рабочая неделя может стать долгосрочной целью многих компаний, но за несколько месяцев не получится привести все рабочие моменты к стандарту, предполагающему более сжатые сроки.
«К этому, как мне кажется, однозначно стоит стремиться», — заключила эксперт.
Можно заметить, что возникает дилемма: краткосрочная тактика против долгосрочной стратегии. Если предложение Госдумы — это реактивный ответ на кадровый голод, то мечта о четырёхдневке — запрос на новую философию труда, где эффективность и результат ценятся выше присутствия.
Опасения людей по поводу обеих инициатив финансово обоснованы: в первом случае — будет ли переработка по-настоящему добровольной и хорошо оплачиваемой, во втором — не обернётся ли свобода потерей в зарплате. И государству придётся ввести жёсткий контроль — понятные коэффициенты оплаты, прозрачные договорные условия и ответственность за принуждение, иначе переработки быстро превратятся в то, что люди уже ожидают: в новую норму без новой зарплаты. А четырёхдневка останется мечтой до того момента, пока бизнес не научится считать результат, а не часы в табеле.
Дарья Клименко






