Биржевые цены на бензин показывают уверенный рост. Более того, в минувшую пятницу стоимость АИ-95 поставила рекорд с сентября прошлого года и достигла 74,3 тыс. рублей за тонну или 56,1 рублей за литр.
За одну неделю АИ-95 прибавил 6% в биржевой цене, и почти полпроцента за одни сутки с четверга на пятницу. А в понедельник, 15 июля, АИ-95 стоил чуть более 71 тыс. рублей за тонну, ещё неделей ранее ― 67,7 тыс. рублей, 1 июля стоимость тонны составляла 64,6 тыс. рублей, а 24 июня ― 60,1 тыс. рублей.
Бензин марки АИ-92 тоже дорожает, однако на указанном промежутке времени с конца июня по минувшую пятницу, 19 июля, показывал как рост, так и падение стоимости.
Отметим, топливный рынок РФ устроен так, что биржевая стоимость топлива влияет на розничные цены. Часть компаний — это так называемые ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании) полного цикла. Они и добывают углеводороды, и перерабатывают их, и продают на своих АЗС готовое топливо. Они же продают бензин на бирже, где его приобретают более мелкие игроки, чтобы реализовать на своих АЗС.
Но если ещё в начале июля при росте цен на АЗС стоимость бензина на бирже не вызывала опасений, поскольку ещё не достигла прошлогодних значений, то теперь поставлен рекорд с прошлого года.
О том, что это значит, и как будут развиваться тенденции на топливном рынке внутри страны, ForPost поговорил с аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности и экспертом Финансового университета при Правительстве РФ Игорем Юшковым.
Фундаментальные факторы
По словам Игоря Юшкова, подорожание топлива на рынке в РФ имеет фундаментальные причины.
«Сейчас пик сезонного потребления бензина, поскольку люди активно перемещаются по стране на собственных автомобилях. И пока спрос на топливо только растёт. Причем, тут самым ходовым является именно бензин марки АИ-95. Но при этом мы не знаем достоверных данных о предложении, поскольку данные о производстве бензина закрыты. Можно лишь догадываться, исходя из некоторых доступных данных. Например, в июне Минэнерго заявляло, что полностью возобновил работу Нижегородский НПЗ, являющийся крупнейшим производителем бензина в России. Но с другой стороны неизвестно, какое число заводов было выведено из строя из-за ударов Украины», — объяснил аналитик.
Он также уточнил, что в августе будет возобновлён ранее отменённый запрет на экспорт бензина. И это тоже один из сигналов о том, как сейчас себя чувствует рынок.
«Предыдущие ограничения были введены с 1 марта по конец августа, но потом на фоне насыщения внутреннего рынка запрет был снят. Теперь, когда растут цены и очевидно наметился дефицит бензина, правительство снова вводит запрет на экспорт», — пояснил Юшков.
Спекулятивные факторы
В то же время, влияние на стоимость бензина могут оказывать и спекулятивные моменты.
«Это относится в том числе и к планам на запрет экспорта бензина в августе. Такие заявления со стороны властей подстёгивают компании больше экспортировать сейчас, потому что потом будет уже нельзя. Поэтому, полагаю, что есть некоторый отток объёмов произведённого бензина на экспорт», — пояснил Игорь Юшков.
По его словам, в моменте заявление о предстоящем запрете экспорта бензина могло подстегнуть биржевые цены на него.
«Вторым спекулятивным фактором является эффект от ранее введённых мер. В том числе и от ранее действовавшего и потом отменённого запрета экспорта бензина. Иными словами, сейчас нефтяные компании могут пытаться компенсировать ранее недополученную выручку от экспорта на внутреннем рынке. Поэтому они всячески пытаются поднимать цены, насколько это вообще возможно. Тут они ограничены, поскольку законодательство так устроено, что, если биржевая цена вырастет слишком сильно, нефтяные компании могут лишиться выплат из бюджета в рамках демпферного механизма», — пояснил Юшков.
Добавим, ранее мы подробно рассказывали, как работает демпферный механизм на топливном рынке, за счёт чего государство удерживает рост стоимости топлива внутри России. Об этом можно прочитать здесь.
Рост в рознице
По мнению Игоря Юшкова, пока рост биржевой стоимости бензина не сильно отразился на его розничной продаже.
«Да, в рознице цены подрастают, где-то на полпроцента, где-то на процент, тут многое зависит от региона. Но прямой корреляции между биржевыми котировками и ценами на АЗС нет. Всё же это разные рынки и розницу государство жёстко контролирует. Тем не менее цены на бирже постепенно оказывают влияние на розницу, прежде всего на стоимость топлива на независимых АЗС, которые как раз покупают бензин на бирже», — отметил аналитик.
В то же время он пояснил, что и независимые АЗС не имеют возможности бесконечно поднимать стоимость топлива, следуя росту биржевых цен. Поскольку тогда весь потребитель переместится на АЗС ВИНКов.
«В какой-то момент они даже могут продавать бензин дешевле, чем купили его на бирже», — сказал Юшков.
Отметим, что пока на АЗС в России стоимость бензина марки АИ-95 как минимум на 1-2 рубля ниже его биржевой стоимости. Это касается как АЗС ВИНКов, так и крупных независимых АЗС.
Будет ли кризис?
Аналитик Игорь Юшков уверен, что никакого топливного кризиса по бензину в России сейчас не будет.
«Я думаю, что цены на АЗС будут расти, но не выше уровня инфляции, что является допустимым значением. Напомню, что перед Минэнерго как раз и стоит задача не допускать, чтобы цены на топливо внутри России опережали общий рост цен», — отметил он.
По словам Юшкова, если проследить повышение стоимости бензина год от года, то можно увидеть, что рост не превышал темпы инфляции:
«Но на бирже при этом цены вполне могут и упасть после введения запрета на экспорт. Думаю, что сразу после начала действия запрета будет какой-то откат назад с последующей стабилизацией цен на бирже».
Одновременно он указал, что вряд ли будет наблюдаться и физический дефицит топлива:
«Скорее, это будет возможно в каких-то отдельных регионах, куда просто не будут успевать доставлять топливо. Такая ситуация была, например, в прошлом году. Но в нынешнем году для недопущения подобной ситуации были приняты определённые меры. Например, перевозка бензина по железной дороге сейчас в приоритете. Так что не думаю, что могут возникнуть серьёзные проблемы с нехваткой топлива в регионах».
Однако напомним, что несмотря на принятые меры, совсем недавно нехватка бензина была отмечена в Сочи.
Андрей Мединский
Обсуждение (7)
"Отметим, топливный рынок РФ устроен так, что биржевая стоимость топлива влияет на розничные цены." - Прям капитан очевидность, интересно бы было узнать в чьих интересах он так устроен, а то приходиться только догадываться.
Верещагин,
В интересах тех, кто день и ночь не спит, а только о народе и думает.
А почему перестали на Атане наливать 95 бензин? Хотят уже по новой цене наливать?
В Москве за последние 2,5 месяца литр Аи 95 подорожал на 3 руб... Это пока, или "не сильно"...? 🙃
"По мнению Игоря Юшкова, пока рост биржевой стоимости бензина не сильно отразился на его розничной продаже."
Это почему государство у которого такие большие запасы топливного сырья не может повлиять на цены на заправках. Не надо нам вешать лапшу. Значит это кому-то выгодно. Кто то набивает карманы а народ от этого нищает. И всё это под зорким присмотром государства. Борьба с нищетой только на словах.
Пессимист,
Да потому что засели враги народа!!! Сто раз Сталина вспомнишь!! Бардак на бардаке.
Ну раз за границу неззя, то со своих втридорога мона! А спишут все на атаки дронов на НПЗ.