Крым

Заменить и улучшить: как крымчане обошли англичан в технологии сварки

Завод в Симферополе обеспечивает своими аппаратами всю Россию.

Заменить и улучшить: как крымчане обошли англичан в технологии сварки
Фото:
Елена Фокина|ForPost
Местные комплексы могут варить металл в самых суровых условиях.

Электромашиностроительный завод «Фирма СЭЛМА» существует в Симферополе уже 80 лет. За это время из небольших мастерских предприятие выросло до гиганта российской промышленности. На волне санкций завод включился в процессы импортозамещения и успешно развивает отечественные технологии. Как в Крыму создали «сварочный чемоданчик» и улучшили английские станки, узнавал ForPost.

Технологическая независимость

Чтобы обеспечить качественное импортозамещение, завод должен был наладить непрерывное производство собственного продукта. В условиях торговых ограничений «СЭЛМА» стремительно отказывалась от всего импортного и переходила на отечественное.

«Нашей главной задачей стало обретение технологической независимости в рамках нашей страны», — поделился генеральный директор завода Георгий Агаджанян.

Для этого нужно было решить два первостепенных вопроса: сырьё и технологии. С первым, как признался гендиректор, помогли предприятия оборонно-промышленного комплекса (далее — ОПК), заточенные на выпуск военной продукции.

«В кооперации с министерствами нам удалось найти путь к взаимодействию с ОПК. Теперь нам выделяют определённое количество сырья, которое мы используем в своей продукции», — пояснил директор завода.

крым симферополь завод сварка импортозамещение новые технологии проволока Фирма СЭЛМА

Катушки с проволокой ждут своего часа.

Вдохновились и улучшили

Вопрос технологий первое время решался слегка топорно. На основе зарубежных аппаратов инженеры предприятия разрабатывали отечественные аналоги, а затем модернизировали их под нужды заказчиков. Например, так появился комплекс для автоматической сварки «Восход», прототипом которого выступил прибор из Англии.

В отличие от английского прообраза, «Восход» оказался пригодным для более широкого спектра задач. Этот аппарат пользуется спросом у тех, кто прокладывает трубопроводы диаметром от 300 до 1420 мм, а сварочная головка аппарата умеет адаптироваться для производства сосудов под давлением.

Однако основным преимуществом этого сварочного аппарата, по словам главного конструктора предприятия Андрея Скиданчука, является его автономность. «Восходу» не нужен сварщик — достаточно установить прибор на стыке элементов и нажать на кнопку запуска.

«Комплекс “Восход” использовали для работ по созданию Крымского моста. На месте стыка двух труб круглого сечения устанавливали сварочную головку, сваривали трубы. Получались удлинённые сваи», — объяснил специалист.

Практически все комплектующие для «Восхода» производятся прямо на территории завода. Исключение составляют спироидные редукторы, до недавнего времени считавшиеся английским эксклюзивом. Эти маленькие приборы обеспечивают горелке плавное и равномерное перемещение относительно свариваемого шва.

«В автоматической сварке “Восход” мы использовали редукторы, которые производятся эксклюзивно в Англии. Теперь, специально для нас, эти редукторы производит одно из предприятий Ижевска по системе обратного инжиниринга», — добавил директор завода «Фирма СЭЛМА» Георгий Агаджанян.

крым симферополь новый редуктор импортозамещение Ижевск эталон Англии Фирма СЭЛМА

Новый редуктор из Ижевска (слева) и старый из Англии (справа).

Помимо этого, заводу «СЭЛМА» удалось создать качественные аналоги для полуавтоматической и аргонодуговой сварки. По качеству крымские аппараты не уступают своим «прародителям», а во многом даже превосходят их. Один из популярных продуктов завода позволяет сварщику стоять в сотне метров от сварочного источника, а другой буквально запоминает характеристики и параметры, которые каждый мастер настроил индивидуально под себя.

«Вся продукция завода — это более 200 наименований. Фактически, вся она является импортозамещающей. Наши аппараты успешно эксплуатируются там, где раньше использовали американское, шведское, финское», — поделился технический директор завода Валерий Жук.

Чёрный ящик

Со временем «СЭЛМА» смогла перейти на более высокий уровень импортозамещения и стала разрабатывать сварочные аппараты под индивидуальный заказ клиента. Например, для «Газпрома» и «Транснефти» завод создал чудо-чемоданчик, который позволяет сварщику работать практически в любых условиях.

«Вот представьте: человек спрыгивает с трубы и по шею уходит в болото, а нужно как-то варить. Мастеру нужен аппарат, который будет защищать подаваемый металл от грязи, пыли, жидкости», — пояснил технический директор «СЭЛМЫ».

Так появился герметичный чемодан с механизмом подачи металлической проволоки. Внутри чёрного пластикового кейса размещаются платы управления, подающие механизмы и основа для катушки. Внутрь коробки умещается до 20 килограммов металлической проволоки. Для защиты «начинки» все стыки и створки укреплены герметичными уплотнителями.

крым завод производство импортозамщениен сварочный аппарат Фирма СЭЛМА

Вес чемодана без металлической катушки составляет 15 килограммов.

По словам Валерия Жука, чудо-чемодан уже успел неоднократно продемонстрировать свою надёжность в условиях российских степей, болот, песков и вечной мерзлоты. Партия таких «чемоданов» помогала сварщикам в работах на территории арктического морского порта Тикси в Якутии.

«Чемодан может нырять хоть в грязь, хоть в болото, но он продолжит работать длительное время. На нем можно прыгать, даже если машина наедет, он продолжит работу», — поделился технический директор.

Палка в колесе

Несмотря на успехи в импортозамещении и создании новых технологий, порой развитию завода мешают какие-то бытовые вещи. Так, будучи крымским предприятием, «СЭЛМА» регулярно сталкивается с проблемой логистики.

Предприятие уже давно использует маршруты через новые территории для транспортировки своей продукции. Но из-за того, что каждый груз в обязательном порядке облагается дополнительной страховкой, каждая фура, как признался ForPost гендиректор Георгий Агаджанян, обходится заводу в копеечку.

«Есть люди, которые просто пользуются потребностью крымчан и держат цены на страховки на высоком уровне. Раньше фура до Санкт-Петербурга нам обходилась в 200 тысяч рублей. Сейчас — не меньше 350 тысяч. Эти затраты потом ложатся на себестоимость продукции либо понижают нашу норму прибыли», — объяснил спикер.

Для себя Георгий Агаджанян называет эту проблему «сложностью», решения которой ещё не найдено. А пока «Фирма СЭЛМА» продолжает обеспечивать судостроительную, атомную, химическую и другие отрасли промышленности России сварочными аппаратами и необходимыми комплектующими.

Елена Фокина

Фото автора

1326
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов

Обсуждение (1)

Profile picture for user Prohozhy
568

Году в 85-ом читать о подобных достижениях было бы интереснее.

Главное за день

Почему командира подводной лодки из Севастополя зачислили в состав ВМС Великобритании

Удивительная история «Алросы» — главной подводной лодки ЧФ в 90-х и 2000-х годах.
20:01
3
14937

Самый известный паровоз Севастополя умирает среди ведомств и полномочий

Несмотря на многолетние усилия, его реставрацию начать пока не удалось.
12:00
18
2170

Как севастопольцам не нарваться на большой штраф за недопуск газовщиков

С сегодняшнего дня начинают действовать новые правила техобслуживания.

20:00
77
8884

За незаконный коттедж на «даче командующего» потребовали четверть миллиарда

Часть «дачи командующего» при Украине увели из госсобственности.
19:00
18
10446

Земли севастопольских льготников достаются третьим лицам

Схема, которую можно было пресечь, действует без сбоев.
14:00
19
4961