Строительство дороги «Севастополь — Порт Камышовая бухта — бухта Казачья» откладывается на неопределённое время из-за спасательных археологических работ. Это следует из акта историко-культурной экспертизы, с которым ознакомился корреспондент ForPost.
Речь идёт о территории объекта культурного наследия «Укреплённая усадьба надела 31», расположенного в начале Юхариной балки у Камышовой бухты, с юго-восточной части шоссе «Севастополь – Казачья бухта».
Ещё летом 2022 года сотрудники ИА РАН методом шурфовки исследовали культурный слой на выбранном под строительство дороги земельном участке. Специалисты обнаружили фрагмент каменной кладки и сохранившийся культурный слой мощностью 0,35–0,6 м.
Как оказалось, проектный землеотвод затронет северо-западный участок ОКН «Укреплённая усадьба надела 31», в частности, из 3 162 кв. м. площади всей усадьбы «под ковш» попадает 634 кв. м. (550 кв. м. основного отвода и 84 кв. м временного отвода).
Усадьба №31
Усадьба впервые была описана в 1848 году генерал-лейтенантом Русского императорского флота, историком и археологом Захаром Андреевичем Аркасом.
Речь идёт о масштабном комплексе построек размером 100х80 метров с башней размером 13х11 метров.
Вокруг башни просматриваются задернованные и оплывшие стены помещений. По всей видимости, в одном из них была сделана стационарная винодельня, поскольку рядом обнаружена одна из винодавильных площадок.
Также во дворе усадьбы находился колодец, в котором до сих пор стоит вода.
Археологи обнаружили большое количество обломков черепицы, тарной керамики, столовых сосудов античного периода и разнообразных сосудов средневекового периода, включая поливные блюда и чаши, вплоть до XV в.
Впервые Усадьба №31 стала предметом охраны в 1984 году решением исполкома Севастопольского городского Совета народных депутатов. В 2018 году экспедиция музея-заповедника «Херсонес Таврический» в южной части усадьбы проводила охранные археологические работы.
В 2020 году Севнаследие утвердило его границы, а спустя три года ОКН «Укреплённая усадьба надела 31» был включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения. Датировка объекта отнесена к IV в. до н.э. – III в. н.э.

Интересно, что археологи обнаружили проходящий через территорию ОКН электрический кабель, проложенный в траншее на глубине одного метра без всяких предосторожностей. В результате культурный слой объекта культурного наследия был частично повреждён на участке площадью 17 кв. м.
Ближайшие планы
Поскольку внести изменения в строительный проект дороги «Севастополь – порт Камышовая бухта – бухта Казачья, км 0+000 – 3+500» невозможно, а предстоящие земляные работы угрожают сохранности части территории ОКН, планируется прежде всего провести спасательные археологические полевые работы.
Мероприятия будут включать в себя подготовительные работы, в частности, историко-архивные и библиографические исследования, а также непосредственные археологические раскопки: вскрытие культурного слоя ручным способом, выборка археологических предметов, графическая и фотографическая фиксация, рекультивация раскопа.
Более того, проводить археологические полевые работы рекомендуется в благоприятное время — при плюсовой температуре воздуха, не промёрзшем грунте и при отсутствии снежного покрова.
Чтобы узнать предполагаемые сроки начала строительства дороги с учётом проведения археологических спасательных работ, ForPost направил информационный запрос в департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры. Ответ на него будет опубликован сразу после поступления.
Напомним, построить дорогу, которая соединит микрорайон Фиолента с Казачьей бухтой и решит транспортные проблемы двух растущих районов, планировали ещё с 2018 года.
Проект был включён в государственную программу социально-экономического развития полуострова на 2020–2025 годы, однако в 2023 году из-за сокращения федерального финансирования реализацию проекта пришлось отложить.
В прошлом году развязку вновь включили в госпрограмму, и деньги на строительство появились.
Позднее стало известно, что обустройство новой автомобильной дороги потребует изъятия земли как у граждан, так и юридических лиц.
Ника Заринская
Остатки башни в стороне от дороги которой планируется соединить, казачку и фиолент.
Так называемое развитие финально всю хору с землей сравняет, ходить будут туристы в дорогой их НоХе новодельный
d dd,
Полис перерождается в мегаполис радиус его растет и хора отодвигается следуя за его границами, ничего тут не поделаешь. Мы тоже оказались тут в следствии развития, хотя наверное это другое.
А в чем смысл дороги между казачкой и фиолентом ? Там большой трафик между этими районами, я думал с этих районов в основном выезжают на камышовое шоссе и дальше по городу или за город, уж лучше шоссе с фиолента на выезд с города сделать, чтобы не забивать огурец этим трафиком.
Иван92,
В казачке много военных живут, которые служат в частях на Фиоленте. Казачка практически микрорайон новых служебных квартир.
Иван92,
Ну а с фиолента за город была раньше дорога через кошару. Я на 131 зилу проезжал от РЭБ по Дениса Ракитского на 7км. Сейчас там наверное уже всё застроили, но думаю какую нибудь перемычку там можно обустроить.
Насколько теперь затянется реконструкция автотрассы, неизвестно.
Кто хочет, ищет возможности, кто не хочет ищет предлоги (отговорки).
Весь город стоит на развалинах и костях и ничего. А от Артбухты до Карантинной ничего не помешало? А Новый Херсонес?, там ничего не было археологического?
Мы же на работу с мигалками ездим, нам по-барабану эта дорога! А то что население там капец, а дорога одна - кишка, всем плевать, зато велодорожки вместо расширения полосы. Овсянникова тоже ничего не смущало, жил в районе 35-й.
Ну вот есть же Крепостное шоссе (да-да, на карте так и указано) вдоль забора полигона. Она уже готовая, только забор полигона чуть-чуть передвинуть, а дальше там пустырь прямой, закатывай в асфальт как вздумается.
Все это показушное заигрование колено прикланенного турка с местным культурным наследием. Скоро Красноярский каток проедется по этим всем черепкам которые ценны только местным вымирающим абборигенам. Что мы видели и не раз.
Главное велодорожки запланировать 18 метров шириной,ну и метра 3 автодороги,ну как всегда короче.
Когда бензин станет на вес золота, придёт понимание, что велодорожки построили с перспективой на будущее.
А почему изменения в проект внести нельзя?