Вторник в СМИ перестал быть томным после того, как Baza со ссылкой на источники в нескольких ведомствах сообщила о тотальной блокировке мессенджера Telegram с 1 апреля 2026 года: «Применяться мера будет на территории всей России: приложение не будет прогружаться ни через мобильные сети, ни через стационарные интернет-системы».
В пресс-службе Роскомнадзора на запрос ForPost ответили пространно и лаконично одновременно:
«Ведомству нечего добавить к ранее опубликованной информации по данному вопросу».
Напомним, 10 февраля контролирующий орган объявил о замедлении Telegram, который «игнорирует требования российского законодательства». По данным РКН, в нём «не защищены персональные данные», «нет реальных мер противодействия мошенничеству и использованию мессенджера в преступных и террористических целях».
Реакция на слухи о блокировке Telegram
В Госдуме откликнулись незамедлительно: Telegram, скорее всего, не заблокируют 1 апреля, заявил зампред думского комитета по информполитике Андрей Свинцов.
По его версии, более реалистичен мягкий сценарий: ограничения могут коснуться не самого мессенджера, а каналов, которые рассматривают как инструменты влияния на общественное мнение.
«На мой взгляд, дата 1 апреля в распространяемых сообщениях неслучайна и выбрана с некоторым юмористическим подтекстом», — приводит «Парламентская газета» слова Свинцова.
Он считает, что Telegram, хоть и «не слишком охотно», но сотрудничает с властями и уже заблокировал более 230 тысяч каналов с запрещённой информацией. Из требований к платформе остаются создание российского юрлица, хранение персональных данных в РФ и уплата налогов. В этой части, подчеркнул депутат, руководство Telegram пока неохотно идёт навстречу российским властям.
По мнению интернет-омбудсмена Дмитрия Мариничева, «в нынешней геополитике и при технологических ограничениях все понимают, что в какой-то момент что-то может стать недоступным — по инициативе Роскомнадзора или по другим причинам».
«Это пройдёт, всё наладится, а пока люди просто увидят, насколько неустойчива и уязвима технологическая конструкция: привычные смс, ссылки в мессенджерах — это всего лишь сервисы, которые работают поверх сети и управляются людьми. Поэтому относиться к этому стоит проще. И если говорить о «переезде» чатов из Telegram в Max, я не вижу проблемы: это не должно занять много времени, сложностей возникнуть не должно», — сказал Мариничев в беседе с ForPost.
Тонкости блокировки Telegram
Что может произойти, пусть даже и не 1 апреля, если руководство Telegram не выполнит требования российских властей?
Прежде всего нужно понимать: «речи о передаче ключей шифрования российским спецслужбам не идёт», считает эксперт по кибербезопасности Сергей Вакулин.
«Скорее всего, Роскомнадзору нужны не ключи дешифрования, а удаление запрещённого контента и каналов», — сказал ForPost Вакулин.
В таком случае версия депутата Свинцова о блокировке Telegram-каналов, а не самого мессенджера, вполне правдоподобна.
Если власти всё-таки применят более жёсткий сценарий, доступ к Telegram может быть ограничен полностью, для подключения придётся искать обходные пути. В итоге ситуация может отзеркалить 2018 год, когда Роскомнадзор уже пытался заблокировать Telegram. Тогда мессенджер временно переехал на серверы Google и Amazon, и чтобы его отключить, нужно было перевести значительную часть интернета в офлайн-режим.
Если ситуация повторится, придётся вновь серьёзно замедлить или блокировать целые диапазоны IP-адресов. Будет задета половина привычного цифрового пространства, и последствия окажутся шире, чем просто «пропал мессенджер», считает Вакулин.
Какова позиция Дурова?
Наш собеседник не исключает, что основатель Telegram Павел Дуров может пойти на частичное сотрудничество с Москвой. Так уже было во Франции после его задержания, когда он пошёл на контакт с французскими властями.
Нельзя также исключать, что Дуров может махнуть рукой на российский рынок и сосредоточиться на Азии, Европе, США, Ближнем Востоке, отметил Вакулин. Тогда ситуация с блокировкой мессенджера станет непредсказуемой.
Павел Дуров пока никак не комментировал слухи об вероятности апрельской блокировки Telegram. В последний раз по этому вопросу он высказался 10 февраля: по его словам, Россия, ограничивая доступ к мессенджеру, «стремится перевести пользователей на контролируемое государством приложение», однако опыт Ирана показывает, что подобные меры не работают.
Кто пострадает от блокировки?
Если Telegram всё-таки заблокируют, последствия «окажутся масштабными»: пострадают не только блогеры, AI-креаторы, медиаплощадки, но и малый бизнес, для которого мессенджер стал основным каналом коммуникации с клиентами и партнёрами, полагает Сергей Вакулин.
Создание собственного мессенджера, отмечает эксперт по кибербезопасности, потребует от бизнеса серьёзных финансовых и юридических ресурсов и для большинства предпринимателей окажется невозможным. Поэтому вариантов два: либо пользоваться привычным Telegram, обходя блокировки, либо переходить на отечественный MAX.
Но готов ли MAX полностью заменить конкурента?
«Интерфейс сырой: обсуждения в каналах реализованы не внутри приложения, как в Telegram, а через внешний виджет во внутреннем браузере — выглядит громоздко и долго, как будто ты открыл конструктор сайтов из прошлого. Поиск каналов работает нестабильно: часть каналов не находится, нет нормальной навигации, нет привычной экосистемы, к которой люди уже привыкли в Telegram, — с понятными инструментами, рекламой, удобным продвижением и быстрым доступом к контенту», — отметил Вакулин.
Есть и сложности с загрузкой, авторизацией и даже с элементарным открытием приложения, рассказал наш собеседник:
«Я недавно был в Воронеже, зашёл в магазин и попытался подтвердить возраст через Max — и просто простоял у кассы минут десять-пятнадцать. Приложение долго не открывалось, потом выдавало ошибку, связь будто бы есть, но ничего не грузится. Кассиры мне сказали, что это не единичный случай: буквально передо мной девушка тоже пыталась оплатить или подтвердить данные через Max — и у неё всё зависло. Вот в такие моменты и понимаешь, что сервис пока технически нестабилен. А если человек стоит в очереди и не может элементарно открыть приложение, о какой полноценной альтернативе Telegram вообще может идти речь?».
По мнению эксперта, продвижение MAX «должно строиться на рыночной конкуренции», а не «на устранении конкурентов». В противном случае ограничения могут вызвать у пользователей обратный эффект — усилить интерес к привычному сервису и создать ощущение нестабильности всей цифровой среды.
Вакулин также напомнил о примере замедления YouTube. Два года назад общественная реакция оказалась сдержанной — просто на кухне повозмущались, отметил наш собеседник, поэтому курс на блокировку был продолжен.
Однако в случае с Telegram, по оценке Вакулина, последствия «будут более ощутимыми» из-за «глубокой интеграции мессенджера в бизнес-процессы и медиасферу».
Услышат ли в Роскомнадзоре на этот раз пользователей? Узнаем после 1 апреля.
Выбор этой даты действительно выглядит как неудачная шутка либо же преднамеренный вброс для «замера температуры». С одной стороны, требования Роскомнадзора нормальны для любой страны, заботящейся о цифровом суверенитете. С другой — опыт 2018 года показал, что тотальная блокировка мессенджера технически сложна и больно бьёт по всему интернету.
Но главный вопрос даже не в блокировке, а в альтернативе. MAX позиционируют как наш ответ Telegram, но эксперты уверены, что ему нужно дозреть. И если государство всерьёз рассчитывает на переток аудитории, такие детские болезни нужно лечить до замедления конкурента.
Роберт Вочовский

Сложно что-то добавить к сказанному ранее -
"Те, кто принял решение о замедлении работы Telegram, — «мерзавцы» и «идиоты», и должны отправиться в зону СВО. Об этом журналистам заявил лидер «Справедливой России», депутат Госдумы Сергей Миронов."
Граждан страны (пользователей) вообще где-то слышат? (
Мессенджер Telegram не имеет альтернатив для российских военнослужащих, выполняющих задачи в зоне проведения специальной военной операции (СВО)
фронтовая связь обеспечивается именно через Telegram. благодаря мессенджеру осуществляется координация между подразделениями, обмен данными разведки, обеспечение огневого поражения целей, контроль результатов действия военных, кроме того, через Telegram решаются вопросы логистики.