Имена живописцев, изображавших Крым на своих полотнах, на слуху у большинства из нас. А вот кто с ходу сможет назвать авторов старинных классических фотоснимков нашего полуострова? С сожалением стоит признать, что эти мастера, как правило, известны лишь узкому кругу крымоведов.
По следам Всемирного дня фотографии, который отметили 19 августа, ForPost рассказывает об одном из пионеров отечественного фотоискусства, почти полвека прожившем в Алупке, — Василии Никандровиче Сокорнове.
В Крыму Василий Сокорнов очутился зрелым, почти 40-летним мужчиной. Из сырого и промозглого Петербурга на жаркий юг его привёл банальный в то время, но печальный повод — подорванное туберкулёзом здоровье.
Этот переезд из столицы в провинцию, казалось бы, ставил крест на профессиональной карьере самородка. Однако благодатный крымский край подарил ему не только долгую жизнь, но и семейное счастье, и признание публики.
Между столицей и югом
Василий Сокорнов родился в 1867 году во Владимирской губернии в семье бывших крепостных крестьян. Видимо, мальчик с детства проявлял талант в живописи, потому что спустя 20 лет его зачислили вольнослушателем в Императорскую Академию художеств в Петербурге.
Обосновавшись в столице, молодой человек, чтобы как-то свести концы с концами, в свободное от занятий время подрабатывал на Невском проспекте у «фотографа Ея Императорского Высочества Государыни Великой Княгини Александры Иосифовны А.Пазетти». Этот обрусевший итальянец вместе с партнёром открыл свою мастерскую в столице Российской империи в 1882 году. Будучи сам выпускником традиционной школы живописи, Анаклет Пазетти применял художественные приёмы и в светописи (именно такую перевод-кальку слова «фотография» старались чаще использовать в русской речи в конце XIX века).
Однако долго поработать под руководством мудрого наставника Сокорнову не удалось: врачи поставили неутешительный диагноз «чахотка». До появления антибиотиков этот бич мегаполисов лечили лишь естественным способом — сменой климата. Василий последовал совету медиков и, распрощавшись с академией, в 1890 году отправился в Екатеринодар (ныне Краснодар).
Василий Сокорнов. Снимок сделан в Екатеринодаре, в фотоателье Чернова.
Следующие почти десять лет он буквально ездил туда-сюда, то лечась несколько лет на юге, то возвращаясь в Санкт-Петербург.
«Моё материальное благосостояние тесно связано с Петербургом, с Петербургом же связано и плохое состояние моего здоровья; в провинции же и то, и другое может принять совершенно противоположный характер, и я, кажется, к этому прибегну», — цитирует письмо Сокорнова журнал «Русское фотоведение».
Всё это время Василий Никандрович, перенимая опыт лучших профи эпохи, совершенствовал навыки фотографии и ретуши.
Любовь длиной в жизнь
И всё же здоровье вынудило талантливого фотохудожника окончательно сделать выбор в пользу проживания на юге. Поэтому в 1898 году Сокорнов оказался в Алупке. С деньгами у фотографа на тот момент было совсем туго, но поездку на лечение оплатило «Императорское Общество поощрения художников».
«Полуденный край» Тавриды настолько очаровал измождённого чахоткой петербуржца, что первый порыв у Василия — достать краски и кисточки, а не фотоаппарат. Однако желание рисовать разбилось о суровую реальность: картины никто не хотел покупать. Пришлось вернуться к фотографии.
В Ялтинском историко-литературном музее сохранились воспоминания ученика Сокорнова о его первом коммерческом успехе в Крыму...
Мастер подготовил 50 фотопейзажей, которые принёс в писчебумажный магазин Девичинского. Владельцу работы понравились, но продавать их он отказался, мол, «дорого, не пойдут…».
В отчаянии Сокорнов схватил снимки и кинулся к выходу, когда его неожиданно окликнули.
При беседе в магазине, оказалось, присутствовал сам Феликс Феликсович Юсупов-Сумароков-Эльстон-старший, владевший несколькими поместьями в Крыму. Богатый аристократ, пролистав пачку работ Сокорнова, купил все сразу. Глядя на это, не растерялся и Девичинский: тут же заказал сто снимков, которые выставил на следующий день в витрине магазина.
«Печатайте ещё триста штук, ни одной не осталось», — с такими словами коммерсант навестил фотографа вечером того же дня, цитирует «Русское фотоведение» воспоминания ученика Сокорнова.
Заработанные деньги позволили снять жильё на даче Чеснокова (сегодня улица Ялтинская, 23 — Прим.) рассказал ForPost крымский краевед, гид по старой Алупке Александр Вертинский.
Через некоторое время 41-летний Василий Никандрович переехал через дорогу в дом вдовы Стаховской (ул.Ялтинская,14). Между уже немолодыми людьми вспыхнули чувства, и в скором времени они поженились. По этому адресу наш герой и прожил до конца жизни, ещё почти полвека. Дом сохранился, но сейчас перестроен, уточнил Вертинский.
Мастер нерядового дела
Разглядывая снимки Василия Сокорнова, невольно ловишь себя на мысли, что фотограф запечатлел тот самый идеальный Крым, который утрачен навсегда. Пустынные холмы со свечками кипарисов ещё не обезображены хаотичными «фавеллами» для посуточной сдачи тучам туристов, а оригинальные дворцы и дачи удачно гармонируют с величественной стеной Ай-Петри на заднем плане.
«На фотографиях Сокорнова можно видеть, как выглядел Южный берег Крыма до массовой застройки. Тогда местность была открытой, не было заборов», — отметил краевед.
Фото В.Н.Сокорнова
Удивительно, но 120 лет назад крымская природа не была избалована вниманием фотографов. Мастера, работавшие здесь на рубеже XIX и XX веков, в основном, были сосредоточены на услуге «фото на память» на фоне намалёванного «задника», чем выездами «на натуру».
Однако чувство собственного достоинства и заработанный в столице опыт не позволяли Сокорнову опуститься до распространённых на курортах Крыма объявлений, подобных такому: «Всегда готов к выходу и отправляется по приглашению куда бы ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время при своём искусственном свете».
«Специальность — виды Крыма», — вот так сдержанно Василий Никандрович предпочитал «рекламировать» собственные услуги.
Заказчики — в основном, высший свет курортного общества — высоко оценили работы мастера. По словам Вертинского, после знакомства с Юсуповым владельцы многих имений и дач стали обращаться к Сокорнову с просьбой запечатлеть их владения в Крыму.
По неподтверждённым данным, Сокорнов даже обучал премудростям фотомастерства членов царской семьи, когда те отдыхали в своей резиденции в Ливадии. Ведь фотография в те времена была нерядовым делом, отметил в беседе с ForPost севастопольский фотограф, историк фотографии Анатолий Кукса.
«Это сейчас нажал на кнопку смартфона — и тут же получил снимок. Тогда фотооборудование было громоздким и, главное, дорогим: ящичная камера, стеклянные пластины для снимков. Чтобы выйти на съёмку природы, надо было обладать немалой физической силой, чтобы донести оборудование до места», — описал специалист алгоритмы вековой давности.
При этом лишь обывателю может казаться, что для съёмки пейзажа никаких хитростей не требуется. По словам Куксы, настоящий профессионал может потратить несколько лет, пока поймает тот самый ракурс и освещение для задуманного снимка.
Все эти качества сошлись в личности Василия Сокорнова.
«Конечно, это серьёзный коммерческий фотограф, — охарактеризовал его творчество собеседник ForPost. — Он делал открыточные картинки, а поскольку учился в художественной академии, то каждую фотографию пытался сделать как картину. А в картине художник что-то может не дорисовать (то есть отретушировать) или, наоборот, пририсовать».
Успехи теперь уже алупкинского фотографа дошли до столичных фотографов. В 1900 году фирма Пазетти, у которого Сокорнов служил в подмастерьях в молодости, представила его как своего действующего сотрудника на Всемирную универсальную выставку в Париже. Среди многих фотографических фирм и обществ работы крымчанина были отмечены серебряной медалью, которая сейчас хранится в Ялтинском музее.
Жернова истории
Победы и призы Василий Никандрович привозил не только из Парижа. Несмотря на жизнь довольно далеко от столицы, Сокорнов активно участвует в развитии фотографии в России. Его услуги пользуются большим спросом.
Расцвет творчества знаменитого фотографа оборвался с началом Первой Мировой. Начались проблемы: пропали фотоматериалы, которые в России практически не производили. Кроме того, правительство запретило «производство фотографических снимков» на территориях, переведённых на военное положение.
С приходом к власти большевиков все фотомастерские и ателье попали под национализацию, а к 1927 году частные фотозаведения были ликвидированы. Но зарабатывать на хлеб чем-то было нужно — и в 1929 году немолодой уже Сокорнов устроился на работу в недавно открывшееся госиздательство «Крымиздат».
Именно здесь из-под печатных станков появились на свет многотысячные тиражи открыток и почтовых марок со ставшими сейчас классикой пейзажными фотографиями авторства Василия Никандровича.
Из Крыма Василий Сокорнов не уехал и в период оккупации полуострова в Великую Отечественную войну. В 1944 году, после освобождения полуострова, уже глубоко пожилой мастер вновь взял в руку технику, начав снимать солдат и офицеров Красной Армии, проходивших лечение в местных госпиталях.
Читайте по теме: Как спасали Воронцовский дворец в оккупацию. Ярмо героя
Спустя два года Василия Никандровича не стало. Однако его душа и талант живы до сих пор в тысячах снимков любимого Крыма.
Пелагея Попова
Фото В.Н. Сокорнова предоставлено Александром Вертинским
Портрет В.Н. Сокорнова — из фондов Краснодарского краевого художественного музея имени Ф. А. Коваленко
Обсуждение (5)
Спасибо за рассказ.
Очень интересная статья. Спасибо.
С удовольствием прочитала. Спасибо.
Прекрасное изложение нашей крымской истории. Огромное спасибо!
вот это Ялта, в которой можно было жить и лечится , а сейчас это просто смрадный людской и автомобильный конгломерат (( в конгломерате хаотичных застроек