Внесённые Владимиром Путиным поправки в законопроект об изменениях в Конституции крайне важны. Однако итоговая конфигурация системы власти в стране и её субъектах пока непонятна, а вопрос корректировки баланса полномочий законодательной и исполнительной власти «на местах» не менее значим, чем в России в целом.
Такое мнение высказали опрошенные ForPost политические эксперты, отметив, что фактор Севастополя и его независимого парламента первого созыва был одним из поводов к трансформации конституционных норм.
«У меня сложилось мнение о том, что побудительным мотивом для этих предлагаемых изменений в Конституцию была и наша деятельность в прошлом составе закса. Во всяком случае, некоторых. А именно — порядок назначения премьера и министров через Госдуму и изменение порядка назначения прокуроров», — отмечает председатель постоянной комиссии Заксобрания Севастополя первого созыва по законодательству обеспечению эффективности власти, общественному контролю и местному самоуправлению Виктор Посметный.
Предложение передать Государственной Думе полномочия по назначению министров и ряда других ключевых должностей страны содержится в законопроекте об изменениях в Конституции.
Однако, подчёркивает Посметный, эту практику было бы полезно распространить и на уровень регионов.
«Эта схема пока не касается высших должностных лиц субъектов. Не определён порядок отстранения от должности высших должностных лиц, которым выражается недоверие. Но надеюсь, что реформа коснётся и этого уровня власти, что может быть сделано указами Президента. Это будет логично», — выразил надежду Посметный.
Напомним, первый созыв севастопольского парламента последовательно настаивал на необходимости закона об отзыве губернатора или лица, исполняющего его обязанности, в тех случаях, когда их деятельность противоречит интересам населения.
Также экс-председатель комиссии по законодательству отметил не вполне понятную компетенцию Государственного Совета России, чья роль в результате конституционных изменений возрастёт — но непонятно, до каких пределов.
«Предполагается, что его деятельность будет определяться отдельным законом. Но всё равно не понятно», — обратил внимание Посметный.
Среди вопросов, на которые пока нет ответа, стоит также вопрос партийности премьер-министра, которая существенно отличается от общемировой, в данном случае, практики.
«По общемировой схеме получившая большинство партия выдвигает своего лидера на пост министра. У нас же как-то непонятно: вначале получает должность, потом становится лидером партии. Или не становится?» — озвучил некоторые вопросы Виктор Посметный.
Напомним, что процесс обретения партийного статуса главой исполнительной власти соблюдается и на региональном уровне. Так, врио губернатора Севастополя Михаил Развожаев стал также главой местного отделения «Единой России». Это объяснялось необходимостью сосредоточить всю полноту ответственности в одних руках.
Права «на вырост» и нюансы
Ожидать резкого изменения в балансе сил исполнительной и законодательной власти не стоит, но полезно обратить внимание на формулировки поправок, которые позволяют севастопольцам и крымчанам претендовать на пост Президента России, отмечает известный севастопольский политик, депутат Верховной Рады Украины нескольких созывов Вадим Колесниченко.
«Резкого усиления роли законодательной власти тут нет. Во всяком случае, этого не видно из первого чтения. Это попытка вовлечь либо привлечь к формированию власти Госдуму», — оценил Колесниченко состоявшееся принятие в первом чтении законопроекта с поправками.
Как напомнил политик, Владимир Путин неоднократно говорил, что Россия останется президентско-парламентской республикой.
«Мы должны определяться в вопросе контроля и возможности отправки в отставку членов правительства. Но если мы проанализируем озвученные к настоящему времени возможности, то можем заметить: кандидатуру премьера вносит Президент, самостоятельности в этом смысле у Госдумы не появляется. Если Дума трижды не согласует должность этого премьера, то Президент отправляет её в отставку, назначает внеочередные выборы — а на этот период назначает премьера самостоятельно», — обратил внимание на нюансы законопроекта Колесниченко.
Сам законопроект об изменениях в Конституции Вадим Колесниченко склонен считать реакцией на существующий в обществе и политических элитах запрос на некую «демократизацию» и реальную партийную жизнь.
«За последние 20 лет политические институты власти, по сути, выхолостились. А роль партий совершенно потеряла смысл — они стали декоративными приложениями к исполнительной власти. Надо как-то оживлять, потому что политические партии должны выступать индикаторами в обществе, которые должны доносить желания общества. Сегодня власть эти желания не слышит, а Госдума выступает в качестве принтера. Обслуживая, скажем так, мнения финансовых элит, которые приближены к исполнительной власти», — предположил эксперт.
Однозначно полезным моментом политик счёл поправку, позволяющую севастопольцам и крымчанам избираться в Президенты России. Напомним, в первом варианте законопроекта была формулировка, фактически отказывающая нынешнему поколению жителей полуострова в этом праве как обладавших иным, кроме российского, гражданством.
«В случае Севастополя мы понимаем, что не вполне попадаем в стандартные базовые положения, не только в этом случае, но и в ряде других законов. Что и компенсируется изменениями и дополнениями», — напомнил Колесниченко.
Стоит отметить, сообщил эксперт, тот факт, что в поправках есть ряд положений «на вырост»: право избираться в Президенты предусмотрено не только для севастопольцев и крымчан, но и любых других территорий, которые когда-либо войдут в состав России.
«Чтобы жители территорий, которые, возможно, войдут в состав России, не попали под юридическую гильотину недопуска к участию в выборах Президента, их будущая возможность тоже этой поправкой учтена», — резюмировал Вадим Колесниченко.
Николай Сведски
Обсуждение (5)
Право имеет, но не может.
Всё правильно.Путина сменит достойный человек из Севастополя...Мир содрогнётся и заткнётся...
Пора нашему главному кандидату за ум взяться, такой шанс дается один раз на миллион жизней. Севастополец не просто должен иметь возможность выдвинуть свою кандидатуру, в виде исключения он обязан стать Президентом. Поддержим кандидатуру севастопольца, уважаемого сообществом микроскопического бизнеса Маклушина. Всем микробизнесменам нашим Президентом будет разрешена уведомительная регистрация, налоговые абсолютные каникулы на 25 лет, оборот - до 10 миллионов в день, без наказания за превышение порога первые 20 лет. Нанобизнесменам наш кандидат в случае своей победы выдаст по пакету сока всем мужикам и по мужику всем бабам.
23.01.2020 Госдума приняла в первом чтении президентский проект поправок в Конституцию РФ.
- Замысел и план Путина.
- О первом чтении поправок в Госдуме.
- Новое правительство РФ, цели и задачи.
Евгений Федоров интервью БЕЛРУСИНФО
Координатор НОД в Севастополе
+7 978-080-30-89
www.vk.com/sevastopol_nod_rossia
https://t.me/NODrus
..фактор Севастополя и его независимого парламента первого созыва был одним из поводов к трансформации конституционных норм..
Это преувеличение.
Ситуацию, которая сложилась до отставки правительства, можно охарактеризовать так: верхи не могли управлять по- старому. Поправить ситуацию в пользу нормального экономического роста и относительной социальной справедливости могла только перезагрузка исполнительной власти. Поправки к основному закону, внесённые Президентом в Госдуму, это следствие или, как говорят, ответ власти на запрос. Именно этим, а не независимостью местного парламента продиктовано смещение баланса сил в пользу законодательной власти, которое необходимо закрепить конституционно. Но это только на первый взгляд. Если говорить о системе сдержек и противовесов, под которой понимается разделение полномочий между законодательной и исполнительной властью, если говорить о них, то основным сдерживающим фактором должен быть Госсовет, который по замыслу разработчиков, должен стать конституционным средством воздействия на правительство и парламент.