Екатеринбург — один из культурных центров страны, на который телеведущий Владимир Соловьёв навесил ярлык «город бесов». Почему? Екатеринбуржцы вечно недовольны тем, какую культурную политику проводят чиновники.
За последний месяц они дважды ярко подтвердили эту теорию. Сначала они боролись со львом с золотыми яйцами, а теперь требуют убрать гранитную карту города.
Местные чиновники недовольство горожан объясняют специфичным характером екатеринбуржцев: вечно ворчат, не стоит обращать внимания.
Но уральские мастера объяснили, почему дело вовсе не в дурном характере.
Арт-объект или надгробие?
Очередной культурный спор в Екатеринбурге возник вчера, 25 октября. В центре города установили гранитную карту уральского мегаполиса. Монумент появился в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». На его изготовление потратили 1,4 млн рублей бюджетных средств.
В пресс-релизе администрации Екатеринбурга сказано:
«Новый объект, посвящённый 300-летию Екатеринбурга, неспроста выполнен из гранита — он считается наиболее подходящим натуральным камнем для создания скульптур и памятников из-за своей твёрдости и крепкости, его срок службы достигает 500-600 лет. <…> Прямо как Екатеринбург, он прочен и крепок, способен выдерживать серьёзные внешние нагрузки, а в умелых руках может приобретать разные оттенки, становясь ещё краше. Месторождения этой горной породы находятся в тех местах, что описываются Павлом Бажовым в сказе "Хозяйка медной горы". На карте изображены 8 районов города из различных уральских самоцветов».
Таким чиновники видят арт-объект, созданный на бюджетные деньги.
А что горожане?
Они сравнили гранитную карту Екатеринбурга с надгробием, на котором нанесены даты рождения и даты смерти уральского мегаполиса — 1723-2023 годы.
«А другого года не будет? Или будут ещё ставить рядом?»
«Каждый год менять табличку собираются? Лучше бы на что-то другое деньги потратили, чем на это».
«Выглядит надгробием», — такие комментарии оставляют екатеринбуржцы в паблике «Интересный Екатеринбург» во «ВКонтакте».
Одними постами дело не ограничивается. Екатеринбуржцы приносят к памятнику гвоздики — чётное количество.
Фото: паблик «Интересный Екатеринбург» во «ВКонтакте»
Администрация города отреагировала спокойно:
«У нас в Екатеринбурге всегда неоднозначно и скептично относятся ко всем объектам: будь то лев с золотыми яйцами, будь то карта Екатеринбурга, будь то младенец на берегу Верх-Исетского пруда. У нас город такой, у нас нет единого мнения, у нас каждый имеет своё мнение и его высказывает. Он [арт-объект] закончен и установлен. Люди выражают таким образом своё мнение», — приводит интернет-издание «Подъём» позицию мэрии Екатеринбурга.
Читайте также по теме: Кто ответит за созданный на бюджетные деньги новогодний трэш
Не в характере дело, а в золотых яйцах?
Художница Рита Хаак, чьи стрит-арт объекты украшают Екатеринбург, удивлена такой позиции местных чиновников. Она уверена: дело не в характере, а в сомнительной культурной ценности объектов, о которых, в частности, упомянули сотрудники пресс-службы городской администрации.
«Например, скульптура льва достаточно специфичная. У бронзового царя зверей свисают золотые яйца, под которыми маленькие дети бегают. Выглядит это очень кринжово. Поэтому уральцы негодуют», — сказала ForPost Хаак.
Фото: паблик «Интересный Екатеринбург» во «ВКонтакте»
Льва быстро убрали, сейчас от него буквально осталось только мокрое место.
Фото: ForPost
Сомнительным она назвала и скульптуру, установленную на берегу Верх-Исетского пруда. Монумент представляет собой гигантскую голову ребёнка.
Фото: Татьяна Андреева / «Российская газета»
«У этого монумента изначально должна была быть другая локация размещения. Однако его поставили в тихом семейном уголке, где гуляют родители с детьми, где горожане прогуливаются с собаками. Это достаточно смелый и необычный арт-объект, который может вызывать у людей противоречивые чувства», — отметила художница.
Она подчеркнула, что уральцы «не ворчливые люди».
«В Екатеринбурге достаточно много стрит-арта, культурных объектов, муралов, которые людьми воспринимаются достаточно положительно. Даже мои какие-то керамические объекты живут годами и не разрушаются», — подчеркнула Хаак.
В качестве подтверждения своих слов она провела культурные параллели между Екатеринбургом и Санкт-Петербургом. В культурной столице, отметила наш собеседник, стрит-арт «уничтожают», его «практически нет». В уральском городе, напротив, этот вид искусства «популярен среди горожан».
В городе ежегодно проходит фестиваль паблик-арта «ЧÖ» и международный фестиваль уличного искусства «Стенограффия».
«В Екатеринбурге создаются интересные объекты, которые принимают горожане», — сказала Хаак.
Иван Дубровин, руководитель литейной мастерской «Дубровин», создавшей памятник Стефану Сурожскому для Судака, разделяет позицию Хаак.
В качестве положительного примера он привёл ряд монументов, которыми восхищаются екатеринбуржцы. В их числе скульптурная композиция «Движение вверх» — в центре неё расположен прославленный волейбольный тренер Николай Карполь и волейболистка спортивного клуба «Уралочка-НТМК».
Фото: волейбольный клуб «Уралочка-НТМК»
Памятник «Горожане или Разговор» — ещё одна гордость екатеринбуржцев. Автор композиции — скульптор Андрей Антонов. В качестве прототипов послужили реальные персонажи. Это художники: Виталий Волович, Миша Брусиловский и Герман Метелев.
Фигуры отлиты из бронзы, причём скульптуры значительно крупнее оригиналов. Виталий Волович ростом 2,4 метра, Герман Метелев — 2,15 метра, Михаил Брусиловский чуть ниже двух метров.
Фото: соцсети
«Когда красиво, отторжения нет. Когда устанавливают монумент с сомнительной художественной ценностью, люди его не принимают. В отличие от жителей других городов, уральцы умеют жёстко высказать своё мнение и твёрдо сказать о том, что такое произведение искусства им не нравится», — сказал ForPost Дубровин.
Читайте также по теме: Разрушается один из самых пронзительных памятников Севастополя
Виноват уральский характер, а не криворукие скульпторы?
Иван Дубровин указал, что чиновники из мэрии Екатеринбурга списывают все недовольства граждан на склочный уральский характер, потому что так «проще оправдать бюджетные траты на сомнительные произведения искусства».
«На сегодняшний день тендер на изготовление арт-объектов часто выигрывают люди, которые не имеют никакого отношения к искусству. Условный ´΄ИП Сидоров´΄, получив бюджетные деньги на изготовление скульптуры, находит тех, кто делает подешевле. В итоге мы получаем то, что получаем. При этом крайними остаются люди, которые справедливо возмущены», — сказал Иван Дубровин.
К слову, гранитную карту в Екатеринбурге изготовил предприниматель Олег Захаров. По данным интернет-издания 66.ру, он предложил наименьшую цену. Изначально изготовление арт-объекта оценивалось в 3,9 млн рублей. Захаров изготовил её за 1,4 млн рублей.
Предприниматель владеет четырьмя компаниями, ни одна из которых не связана с искусством:
- «Альфа-СБ» занимается розничной торговлей аудио- и видеотехники в специализированных магазинах;
- Торговый дом «Амур» реализует оптом металл и металлические руды;
- Компания «Максап» занимается развитием информагентств;
- Частное охранное предприятие «Свои люди».
Связаться с ИП Захаровым через его фирмы не удалось. Люди из культурной сферы Екатеринбурга также не знают, кто он такой и как его найти.
«Чиновники должны стать более требовательными к исполнителям, выигравшим тендер, и нести личную ответственность перед жителями города. Тогда в этих историях никто не будет делать крайними горожан, а все их недовольства списывать на вздорный характер», — резюмировал Дубровин.
Читайте также по теме: Сама пришла: в Ростове обнаружили «сестру» зомби-Алёнки
Роберт Вочовский
Обсуждение (8)
Автор, город называется Екатеринбург.
Там "Ельцин-центр", один чего стоит. Жутковатый музей.
А вы что, не увидели этого слова в тексте?
Пусть местные встанут за закрытие ельцин центра иначе их всё устраивает
"Почему жителям «города бесов» всё не то и всё не так?"
Надгробие, лев с крашеными яйцами и башка ребенка и правда жуткие.
И правда, что-то я не слышал о местном движении закрыть этот позорный проект.
Ну оно ведь реально надгробие... Да и памятник Карполю тоже похож на кладбищенскую фигуру на могиле какого-нибудь братка из 90-х...
в принципе, на надгробие это не похоже, но вот вторая дата.. действительно, наводит на подобные ассоциации нужно оставить только дату основания города – и всё будет норм.