Россия

Почему пожилые россияне восприняли крушение «Луны-25» как личную боль

Политолог объяснил, как конфликт на Украине повлиял на ожидания людей «в возрасте дожития».

Почему пожилые россияне восприняли крушение «Луны-25» как личную боль
Фото:
Роскосмос

Многие пожилые люди восприняли крах космической станции «Луна-25» как личную боль. В комментариях под новостями пенсионеры не стесняются в выражениях: «очередная срамота», «деньги съели шоу», «это регресс».

Учёные, которые исследуют космос, объяснили, почему именно представители старшего поколения стали основными хейтерами Роскосмоса, а политолог Алексей Макаркин рассказал, как конфликт на Украине «усилил народную боль, вызванную последней неудачей в космосе».

А может, виноваты инопланетяне?

Новость о крушении космической станции «Луна-25» не обсудил только ленивый. Лояльные комментарии, по нашим очень предварительным оценкам, не превышают 5%.

Недовольство людей держится на трёх китах:

  • отсутствие отечественных разработок;
  • кругом «лизоблюды», которые за «хорошей отчётностью скрывают проблемы», поэтому «всегда виноваты инопланетяне и враги с Запада»;
  • «бессмысленная трата» бюджетных денег, в том числе на запуск актрисы Юлии Пересильд в космос и политические ток-шоу.

Отметим: граждане среднего возраста и молодёжь менее язвительны в комментариях. Им не так больно от того, что станция «Луна-25» не достигла цели. Они воспринимают это событие как «очередную неудачу в космосе» и не акцентируют на ней внимание.

Читайте также по теме: Россия откроет на Луне свой полигон с инфраструктурой

Меньше слова, больше дела?

Политолог Алексей Макаркин объяснил, почему в комментариях негативят люди предпенсионного и пенсионного возраста.

«Когда авторы различных социологических опросов спрашивают россиян, чем они гордятся, многие указывают на достижения в космосе. Космос немного отстаёт от победы в Великой Отечественной и традиционно занимает второе место в рейтинге личной гордости у людей старшего поколения. Почему? Вся советская космическая программа воспринимается ими как конкретный пример величия страны. Поэтому сильную фрустрацию у старшего поколения до сих пор вызывает затопление международной космической станции «Мир». Казалось бы, прошло уже больше 20 лет после этого события, есть мнения экспертов, о том, что затопление «Мира» — вынужденное решение, но многие до сих пор недовольны. «Мир» — своё, а МКС — что-то международное, немного чуждое», — сказал ForPost Макаркин.

Политолог считает, что такое трепетное отношение к космосу также связано с информационной политикой, которую проводили в СССР.

«О неудачах в космической отрасли не говорили вслух. Они были умело зашифрованы в информационных сообщениях», — уточнил политолог. 

В качестве примера он привёл запуск космического корабля «Союз-33», который состоялся 10 апреля 1979 года. Пилотируемый аппарат направлялся в сторону станции «Салют-6». На борту находились первый болгарский космонавт Георгий Иванов и советский космонавт Николай Рукавишников.

Во время полёта двигатель «Союза» стал сбоить. ЦУП приказал космонавтам отдыхать до принятия руководством решения. Однако членам экипажа было не до отдыха: если бы «Союз-33» заглох, то космонавты дрейфовали бы на околоземной орбите. Запасов кислорода хватило бы им на пять дней.

К счастью, запасной двигатель заработал, «Союз-33» совершил сверхкрутой манёвр, а его экипаж испытал невероятную нагрузку в 10g. Все члены экипажа остались живы.

«В советской прессе это событие подавалось примерно так: «Удачно стартовал космический корабль, который, не состыковавшись со станцией («Союз-6»), удачно приземлился». Некоторые понимали: что-то пошло не так, раз «состыковаться не получилось». О неудаче прямо не говорили, поэтому советский космос нашими гражданами до сих пор воспринимается как набор успехов, а западные достижения относят к чему-то враждебному. Некоторые пенсионеры до сих пор не могут простить США победу в лунной гонке. Поэтому они являются сторонниками «Лунного заговора», адепты которого утверждают, что американцы никогда не высаживались на Луну», — сказал Макаркин.

Читайте также по теме: Рогозин надеется, что потомки олигархов покорят космос

Нам нужна космическая цензура?

Некоторые читатели ForPost считают, что, если бы Роскосмос так активно не пиарил запуск космической станции, то и не было бы такого хейта со стороны граждан.

«Массированная пиар-кампания, развёрнутая вокруг этого полёта, прямо указывала на то, что что-то пойдёт не так. И оно пошло не так. А всего-то надо было сделать запуск и дождаться, пока аппарат сядет. Вот тогда и надо было рассказывать, какие все молодцы. А не сядет — так и не рассказывать об этом вовсе, а проанализировать ситуацию, сделать выводы и двигаться дальше», — такой комментарий оставил под материалом «"Получается, двигатель не отключился". Почему российская станция врезалась в Луну» один из читателей.

С такими выводами категорически не согласен научный сотрудник Института космических исследований РАН Александр Захаров. Он считает, что информацию о космических достижениях и неудачах скрывать не стоит.

«Запустили — рассказали. Сделали удачную коррекцию [космической станции] — сообщили. Если произошла неудача, о ней открыто оповестили. Очень хорошо, что Роскосмос рассказывает о своих текущих делах. Что касается недовольства граждан, то оно оправданно, и, как мне кажется, такая реакция не связана с возрастом — это [крушение космической станции «Луна-25»] большая потеря. Однако нужно надеяться на лучшее. Мы продолжаем работать в этом направлении. Так или иначе мы добьёмся результата, который должен был быть достигнут при удачном завершении проекта «Луна-25». Нужно верить в это», — сказал ForPost Захаров.

Профессор кафедры астрофизики и звёздной астрономии физического факультета МГУ, член Международного астрономического союза Анатолий Засов также не видит ничего плохого в том, что Роскосмос «активно пиарил запуск космической станции». Он считает, что «любой запуск такого типа должен рекламироваться».

«Люди должны болеть, как за любимую спортивную команду. Я не согласен, что такие старты должны проходить в тиши чиновничьих кабинетов», — сказал ForPost Засов.

Он также высказал свою точку зрения по поводу того, почему пенсионеры обозлились на Роскосмос. 

«Что означает произошедшее на лунной орбите? Надежда рухнула: то, что могли делать раньше, сейчас пока делать не можем. Нам не остаётся ничего другого, как пожелать удачи индусам», — отметил наш собеседник.

При чём здесь Украина?

Некоторые читатели в своих гневных комментариях не обошли и тему конспирологии.

«На Южном полюсе находится кратер Кобеус, в котором был обнаружен объект, очень похожий на базу инопланетян, на который NASA 9 октября 2009 сбросила разгонную ступень ракеты «Центавр» весом более 2х тонн и сам аппарат Lcross, снимавший взрыв. Американцы очень не хотят, чтобы русским, китайцам или индусам попали инопланетные технологии. Возможно, целью полёта была задача установить, осталось ли хоть что-то после взрыва. Следом за «Луной-25» летит «Чандраян-3» с луноходом на борту. Посмотрим, удастся индусам прилуниться или нет», — такие комментарии оставили читатели под материалом «Станция «Луна-25» прекратила существование после столкновения с поверхностью Луны».

Политолог Алексей Макаркин не удивлён появившимися теориями заговора. Он отметил: если бы не спецоперация на Украине, то «воинствующих пенсионеров, обсуждающих крах станции «Луна-25», было бы значительно меньше». 

«У людей старшего возраста есть ощущение острой фазы противостояния с Западом. Соответственно, любые неудачи в России людьми старшего возраста воспринимаются ещё более болезненно. Почему? Пенсионеры, предпенсионеры поддерживают спецоперацию, в наибольшей степени антизападно настроены, буквально вовлечены во все эти процессы на очень сильном эмоциональном уровне. У них есть желание показать американцам, что мы сильные, что страна восстанавливается, что Россия, как и СССР, — сверхдержава. Какой атрибут есть у сверхдержавы? Достижения в космосе. Одно столкнулось с другим. Получается, если бы не было украинского конфликта, то реакция на неудачу в космосе была бы помягче», — считает наш собеседник.

Он уверен, что этот народный гнев по ощущениям «слабее укуса комара»: «побухтят и забудут».

«Я не думаю, что это будет иметь какие-то серьёзные последствия. На космическую программу возмущённые граждане влиять не могут, власть поддерживать не перестанут: какая-никакая она своя. Просто людям надо как-то выговориться. Интернет как раз и предназначен для этого», — резюмировал Макаркин.

Читайте также по теме: Нужно голову включать: почему россиянам нельзя колонизировать Марс

Между тем глава Роскосмоса Юрий Борисов назвал причину крушения: у «Луны-25» вовремя не отключился двигатель. Он проработал 127 секунд вместо 84, из-за этого произошла авария.

Роберт Вочовский 

1016
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (10)

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
3951

Проблема как раз в том,что" этот народный гнев по ощущениям «слабее укуса комара»: «побухтят и забудут»." - на это и расчет,на короткую память.

  А вот не переводить господина Борисова с должности на должность,а просто уволить слабо?

А политическую ответственность за провалы слабо на себя взять и хотя бы в отставочку подать?

«Все-таки мы около 50 лет не занимались Луной. Тот бесценный опыт, который накопили наши предшественники в 1960–1970-е годы, практически был потерян» - архивы хранить экономически не выгодно, а макулатуру сдать самое то.

В 1945 году закончилась война - в 1959 году Луна 2 попала в Луну, а люди возможно в галошах ходили.

Уважаемые, если арифметику не забыли, просчитайте сколько лет ушло.



 

Profile picture for user docere
2049

Пожилые знают, как развивался космос. Образование позволяло. Сейчас инженер не имеет нормальной фундаментальной подготовки, математика и физика урезаны до минимума. В школе почти ноль и в вузе чуть-чуть. Зато гуманитария заменяет все. Видимо, при запуске Луны 25 использовали гуманитарные законы физики от ЕГЭ. Сейчас вообще есть специальность инженер? Или сейчас это называется инжинир по гуматитарному? А, вспомнил, менеджер по технике, т.е. не пришей кобыле хвост. 

Profile picture for user Serggio
21789

Он уверен, что этот народный гнев по ощущениям «слабее укуса комара»: «побухтят и забудут».

"Побухтеть"... "Просто выговориться"... "Всё равно влиять не могут".... Очень показательное отношение к мнению "простого народа": все дураки, только мы - Д'Артаньяны. Наша власть. Захотим - не только журналиста Роскосмос возглавлять поставим, а вообще клоуна какого-нибудь. А вы - бухтите сколько хотите, всё равно ничего сделать не сможете. Ну-ну...

Profile picture for user against everibody
3451

Если-бы только одна "Луна". Так во всем и повсюду .Сами виноваты,в 1991 по очередям за жратвой стояли,вместо решительных действий. Продолжаем пожинать. И перед Гагариным очень стыдно.

Profile picture for user docere
2049

to Serggio:  Клоун украиной управляет, результаты налицо.

Profile picture for user Устроительница
1420

Статья, как плевок. Негативная реакция людей на произошедшее нормальна и понятна. Им, слава Богу, ещё знакомо ощущение, когда "за державу обидно". В отличие от тех, которые "воспринимают это событие как «очередную неудачу в космосе» и не акцентируют на ней внимание".

Profile picture for user sapun
7935

В обществе потребителей  главное - потребление. Остальное за бортом.

Profile picture for user Васька
200

 

Пожилые знают, как развивался космос. Образование позволяло. Сейчас инженер не имеет нормальной фундаментальной подготовки, математика и физика урезаны до минимума. В школе почти ноль и в вузе чуть-чуть. Зато гуманитария заменяет все. Видимо, при запуске Луны 25 использовали гуманитарные законы физики от ЕГЭ. Сейчас вообще есть специальность инженер?

 Было где-то так, конечно утрирую, но суть думаю передаю верно:



- Чтобы достичь Луны, нужно развить скорость

1) Первую космическую

2) Вторую космическую

3) Третью космическую

Ну и укажите правильный ответ.



Указал? В конструкторы годишься!

Profile picture for user Николай Орлов
2678

Политолог Алексей Макаркин, наверное, очень уважаемый человек, раз его мнение так важно. Лично меня расстраивает, что нас продолжают держать за идиотов, настаивая на том, что пендосы летали на Луну. Вот наши Луноходы были на Луне, и грунт на Землю доставляли. А пендосы кино снимали и пиарились. Теперь лично у меня все современные сюжеты про про полёты на Луну и на Марс под большим сомнением. Единожды солгав....

Profile picture for user seva zelay
2302

Что там с т.н. "майскими указами"? Это как пример...

Недавно глава ГД возмущалась показательно по поводу импортных гвоздей.

После де-индустриализации (мягко сказано) страны - остались одни понты! Ну и балет, что "впереди планеты всей".

Главное за день

Как в Крыму замещают импортные трубы для коммунальных служб и аграриев

Сырьё везут с материка или используют собственные отходы.
18:17
0
159

Стали известны подробности инцидента с выпадением из окна крымского гимназиста

Выпавший из окна ребёнок госпитализирован с серьёзными травмами.
14:15
3
1327

Как боевые корабли из Севастополя и других баз ВМФ обогатили одного индуса

Артиллерийские крейсера уходили в Индию в 6–12 раз дешевле рыночной стоимости подобного лома, и это далеко не самые большие скидки на списанные боевые корабли ВМФ СССР.
20:01
12
13944

Пейте, дети, молоко: в Крыму начался сезон кумыса

Целебный напиток помогает лечить многие заболевания.
18:18
3
920