Жильцы одного из дореволюционных особняков Евпатории добились внимания Председателя Следственного комитета РФ Александра Бастрыкина. Стены их исторического многоквартирника покрыты трещинами, а на голову с потолка сыпется штукатурка. Подробнее о проблеме рассказали в пресс-службе Главного следственного управления СК РФ по Республике Крым и Севастополю со ссылкой на Информационный центр СК России.
Обещанного четыре года ждут
Жилищные права жителей Евпатории, по данным Следкома, были нарушены: объект культурного наследия регионального значения «Жилой дом начала XX века» на улице Братьев Буслаевых, в котором проживают люди, находится в аварийном состоянии.
«В стенах появились трещины, обваливаются потолочные перекрытия и штукатурка», — уточнили в ведомстве.
Жильцы неоднократно обращались в профильные структуры за помощью, но, как оказалось, капитальный ремонт памятника архитектуры запланирован не раньше 2028 года. Так что следующие четыре года евпаторийцам придётся обитать в «небезопасных условиях».
Затянувшиеся сроки ремонта стали поводом для процессуальной проверки, запущенной ГСУ СК РФ по Крыму и Севастополю, сообщили в Информцентре ведомства. Её ход контролируется Москвой: руководитель регионального управления Владимир Терентьев обязан представить Александру Бастрыкину доклад о промежуточных результатах и принятом, в конце концов, решении.
В свою очередь глава Горсовета Евпатории Эммилия Леонова накануне встретилась с жильцами злополучного дома №30/2/7 по улице Братьев Буслаевых. Разговор шёл как раз о сроках капитального ремонта их исторического особняка.
«Жители обращались во все инстанции, и капитальный ремонт кровли и фасада был запланирован на 2022 год. Однако в настоящее время данные работы были отложены на 2028 год, — констатировала народная избранница. — Принято обращение граждан, которое будет отработано совместно с Министерством жилищно-коммунального хозяйства».
Почему к ремонту объекта культурного наследия не привлекают экспертов Минкульта республики, Эммилия Леонова не уточнила.
Под рогами оленя
Многоквартирный жилой дом с замысловатым адресом ул. Братьев Буслаевых, 30/ пер. Театральный, 2/ пер. Лукичёва,7, литера «А» украшает самое сердце Евпатории — вместе с Вечным огнём и зданием администрации курорта на Театральной площади.
Скульптурное изображение головы оленя в полуциркульной нише аттика на южном фасаде дало народное название этому неповторимому творению зодчего — «Дом с оленем». Об этом ForPost рассказала начальник КРОО «Штаб архитектора Генриха» Виктория Струнина.
«Архитектурное решение трёхэтажного «Дома с оленем», возведённого в Евпатории в 1912 году в 105-м строительном квартале, предположительно на земельном участке семьи евпаторийского купца Х.З. Овчинникова, даёт право полагать, что он построен по проекту гражданского инженера Адама Генриха, — уточнила собеседница. — Его манере проектирования, особенно в период, когда главенствовал модерн, присущи совершенство вписывания тела здания в существующую застройку, богатая пластика скульптурного оформления главного фасада и роскошь внутренней отделки с обилием лепки, изысканностью применения металлических деталей с растительными орнаментами на балконах, в ограждении парадной лестницы, фигурной решётки на главном входе, оригинальных дверных и оконных проёмов».
Прихотливая фантазия зодчего, по данным исследовательницы, заставила застройщика тщательно выполнить фасадные работы: каждый этаж отделан по-своему. В частности, цоколь напоминает скалу, первый этаж расшит как квадровая кладка, на стенах второго раствор набрызган поверх штукатурки, а третий имеет гладкую поверхность. Почему именно фигура оленя была выбрана для декора здания, история умалчивает.
В январе 1921 года здание вместе с доходным домом внутри было национализировано. По информации Виктории Струниной, в «Списке капитальных домов 14-го кварткома» указан трёхэтажный дом с шестью квартирами и 31 комнатой. Владельцем значился Самуил Биншток.
В 1922 году «Дом с оленем» стал муниципальной собственностью: с тех пор в здании находились квартиры жилфонда. Они, в итоге, и перешли в собственность граждан в ходе приватизации в последнем десятилетии ХХ века.
Надежда есть?
Во время подготовки празднования 2500-летия Евпатории в 2003 году Театральная площадь преобразилась: пространство замостили брусчаткой, отремонтировали фасад городского театра имени А.С. Пушкина и мемориальную стену с Вечным огнём рядом со зданием администрации курорта.
Тогда же, по информации общественницы, евпаторийским властям удалось найти финансы для ремонта угловой, выходящей на Театральную площадь, части фасада «Дома с оленем».
«Дом заметно преобразился, радовал горожан и отдыхающих, вселяя надежду, что не всё ещё потеряно по части охраны объектов культурного наследия регионального значения», — поделилась воспоминаниями Виктория Струнина.
Однако, увы, с тех пор рабочие и уж тем более реставраторы здесь не появлялись. По словам собеседницы, современному разрушению дома способствует много факторов. Главные из них, конечно, время и атмосферные осадки.
«Но также и, к сожалению, трамвай, — подчеркнула активистка. — Для его мягкого хода под шпалы необходимо прокладывать специальный гасящий вибрационные колебания слой, чего не было сделано. К этому стоить добавить и большое количество праздников на площади, когда звуковые вибрации от громкой музыки, салютов также разрушают здания, даже и сам городской театр, под балконом которого не так давно натянули сетку, чтобы никто не пострадал».
Подобная ситуация складывается не только у жильцов «Дома с оленем». По данным Виктории Струниной, с 2003 года уникальными архитектурными памятниками эпохи модерна в Евпатории пока никто не занимался. Многие из них разрушаются и уже необратимо.
«”Дом с оленем” не единственный. Ещё есть здания бывшей гостиницы Иосифа Неймана “Бо Риваж” (в советское время пансионат “Планета”), доходного дома Арона Шакая (до 2010-х годов — Народный суд Евпатории), Египетский дом архитектора Адама Генриха, доходный дома городского головы Евпатории Семёна Дувана и многие другие», — перечислила собеседница.
Дойдут ли до них руки городских властей, или необходимо каждый раз привлекать внимание федерального Следкома, вопрос открытый.
Пока же общественники Евпатории пытаются, как могут, сохранить историческое наследие курорта от исчезновения, чаще всего привлекая внимание общественности к случаям вопиющего обращения с историческими ценностями. Так, в 2023 году разгорелся скандал с уничтожением брусчатки в Малом Иерусалиме: дорожные рабочие хотели закатать всё в асфальт.
Пелагея Попова
Фото: Эммилия Леонова|ЕVпатория Z|Telegram, автора, предоставлено Викторией Струниной