чт, 19/11/2020 - 12:10

Памятникам Севастополя нужен новый Яцуба

«Беру ответственность на себя» — этих слов сейчас очень не хватает.

В гордом своей историей Севастополе от времени и невнимания «посыпался» ещё один памятник — авиаторам-черноморцам на проспекте Генерала Острякова.

32-метровая стела с тремя несущимися ввысь самолётами и окаймляющая её стена памяти с именами 1297 не имеющих захоронений лётчиков была возведена в 1981 году. Сегодня по её основанию идёт трещина, гранит расколот, местами просто оголив парапет, фамилии стираются с памятных досок, лестница местами покосилась.

В декабре 2017 года памятник авиаторам-черноморцам получил российский статус объекта культурного наследия (ОКН) регионального значения, но процесс распада это не остановило — ни на чей баланс памятник поставлен не был, а значит, и средств на его реставрацию выделяться не могло.

Напомним: в 2019 году, когда вопрос бесхозности севастопольских ОКН стал особенно остро, правительство Овсянникова с нулевым бюджетом назначило ответственных (не балансодержателей!) за каждый объект (см. документ в приложении).

Согласно этому документу, за памятником авиаторам-черноморцам должны присматривать Ленинский муниципалитет и ГБУ «Парки и скверы». Но в их власти, по сути, — только чистота территории и аккуратность газонов у объекта. Согласно закону даже минимальные попытки восстановления самого памятника являются как минимум административным нарушением.

Чья ответственность?

Проблема бесхозности севастопольских памятников имеет длинные, ещё украинские корни. В 2011 году не стояли ни у кого на балансе — а значит, за них никто не отвечал — 80% памятников. Среди них были и самые знаковые — Графская пристань, памятники Казарскому, Нахимову, Суворову, Мемориал героических защитников Севастополя 1941–1942 гг., памятник Святому Георгию Победоносцу, мемориальные знаки в честь 200-летия со дня основания Севастополя, Исторический бульвар, Малахов курган и памятник Затопленным кораблям.

К 2013 году эта цифра уменьшилась только до 60%, и это возмутило тогдашнего главу города Владимира Яцубу.

«Ставьте на баланс. Я всё подпишу. Беру ответственность на себя. Пусть меня потом прокуратура судит», — заявил тогда он.

Насколько изменилась ситуация к 2014 году, сейчас неизвестно — да уже и неважно: по каким-то странно истолкованным законодательным актам одним махом все памятники были «развенчаны» для постановки на учёт согласно российским нормам. В соответствии с этими «нормами» «выявленным» объектом, претендующим на статус культурного наследия, оказался даже памятник Затопленным кораблям.

Читайте по теме: В Севастополе у всех на глазах разрушается памятник

Внесение в реестр ОКН вовсе не значило непременное назначение ответственного и передачу на баланс. Какими темпами шёл этот процесс, можно судить по тому, что к лету 2018 года ни один памятник или объект культурного наследия не был внесён в реестр собственности города.

Понять, ускорился ли этот процесс позже, оказалось сложно. За ответом на этот вопрос (а также на более конкретный — о памятнике авиаторам-черноморцам) ДИЗО (ведает вопросами городского имущества) и Севнаследие (должно паспортизировать и охранять объект, но не имеет права передать его кому-то на содержание) отправляют друг к другу, и пока нельзя понять, где именно стопорится решение задачи.

Читайте по теме: В Севастополе наметился «ленинопад» и Фанаты обнаружили ночлежку в бронепоезде «Железняков»

ForPost направит ведомствам официальные информационные запросы, а пока что мы взяли на себя ответственность внести правки в статью об этом памятнике в «Википедии». Там он значился как государством не охраняемый. Но на самом деле он просто так выглядит.

До правки



После правки

Светлана Косинова

Фото: Тарас Любимов

Читайте также: