пт, 13/05/2022 - 16:00

Отступать некуда – позади Севастополь. О шансах в деле новой ЛЭП на юге Крыма

Рассмотрение иска «Крымэнерго» к Севприроднадзору начнется в конце мая.

Предварительное рассмотрение судебного иска, с помощью которого АО «Крымэнерго» намерено добиться от Севприроднадзора порубочного билета на снос деревьев, мешающих строительству новой ЛЭП от Севастополя до ЮБК, назначено на 25 мая. Перспективы этого разбирательства стали темой обсуждения на вчерашнем заседании заксобрания Севастополя.

Все пропало?

Как мы уже сообщали, одним из пунктов повестки заседания был отчет о работе в 2021 году департамента природных ресурсов и экологии (Севприроднадзора). Вопрос об отношении к проекту строительства ЛЭП, ради которого нужно будет погубить около миллиона деревьев, включая краснокнижные, стал одним из первых, на которые пришлось отвечать директору департамента Юлии Гавриловой. Она в очередной раз подтвердила, что «действующую редакцию» проекта Севприроднадзор не рассматривал и не согласовывал, порубочные билеты не выдавал и сейчас готовится отстаивать свое несогласие с проектом в суде.

Председатель комитета по градостроительству и земельным вопросам Вячеслав Горелов, высоко оценивший в своем выступлении работу Юлии Гавриловой на посту главы департамента (как мы уже сообщали, претензий к ее работе у Горелова не нашлось), попросил правительство города отнестись к подготовке к судебному заседанию самым серьезным образом.

«Велика Россия, а отступать некуда – позади Севастополь. Мы не имеем права проиграть этот суд, – сказал он. – Необходимо подключить к этому процессу всех юридических тяжеловесов правительства, а если надо, и заксобрания. Надо природу защитить всеми мерами».

О том, чем может обернуться для экологии региона строительство ЛЭП в предложенном варианте, ForPost писал неоднократно. Свое мнение по этому поводу высказали и севастопольские ученые. Однако крымским энергетикам экологический ущерб не кажется серьезной причиной пересмотреть свои планы. Напомним: по оценкам экспертов, существуют альтернативные, гораздо менее травматичные для природы и общественного мнения способы решить проблему с передачей электроэнергии. Но тот факт, что «Крымэнерго» обратилось в суд, по мнению Горелова, неопровержимо доказывает, что «техническая сторона дела» истца не интересует.

«Я с этим серьезно разбирался – есть альтернативные варианты, есть разные решения, – сказал глава комитета. – Но они взяли некий типовой проект, привязали его к этой территории и не хотят рассматривать альтернативы, хотя они есть».

Совсем в иной тональности прозвучало выступление вице-спикера заксобрания Василия Пархоменко, который прямо обвинил в сложившейся ситуации Юлию Гаврилову.

«Да, мы знаем, кто стоит за этим проектом, – это крупные олигархи, имеющие доступ в самые высокие московские кабинеты", - так эффектно начал он свое выступление.

Прозвучало из уст Пархоменко и обвинение в том, что Севприроднадзор не мог не знать о проектировании ЛЭП заранее. Однако тревога была поднята слишком поздно.

«Я вообще-то советовался со специалистами – огромнейшие шансы нам все суды проиграть. Во-первых, связались с сильным противником, а во-вторых, мы не готовились и не защищались заранее. Даже общественность не была подключена к этой проблеме», – обличил вице-спикер и глава севастопольских коммунистов Юлию Гаврилову.

Так кто нечестно играет?

Коллега из «ForPost – Политики» уже расценил столь резкий «наезд» на главу Севприроднадзора как месть коммунистов заместителю губернатора Сергею Толмачеву, который курирует работу этого департамента. В конце апреля коммунисты отказались согласовывать кандидатуру Сергея Толмачёва на пост вице-губернатора Севастополя. Глава фракции КПРФ Роман Кияшко позже объяснил это, в частности, полным отсутствием контакта с Толмачевым, который отвечает и за взаимодействие с политическими партиями. Мы целиком и полностью согласны с тем, что на фоне других его обязанностей кураторство над Севприроднадзором выглядит странновато. Но уж как есть.

Однозначно соглашаться с коллегой, расценивая вчерашнее выступление Пархоменко как месть Толмачеву, автор этого материала не склонна: гораздо логичнее было бы выплеснуть весь свой гнев на предыдущем заседании, при согласовании на должность непосредственного виновника проблем КПРФ. Хочется, однако, спросить самого вице-спикера – а где, собственно, был все это время он? Вчера Пархоменко не раз заявлял, что Севприроднадзор обо всем узнает последним: в частности, это говорилось о заболевании можжевельника в Ласпи.

И проект строительства ЛЭП – якобы пример той же «слепоты». Но где громкие заявления или протестные акции коммунистов по поводу строительства? Почему они не озаботились «подключением к этой проблеме» общественности? Ведь их лидеры, как можно заключить из речей Пархоменко, гораздо более дальновидны!

Самым громким заявлением вице-спикера стало обвинение руководства Севприроднадзора в том, что оно якобы «играет в поддавки».

«За месяц до суда принимается решение об этом заказнике, где появились термины «сплошная вырубка, связанная с содержанием квартальных просек и лесных дорог. Появился термин «разрешающее строительство сетей электроснабжения»», – рассказал Пархоменко.

Обвинение серьезное, поэтому мы обратились за комментариями к самой Юлии Гавриловой. Внесение изменений в режим заказника «Байдарский», подчеркивает она, объясняется приведением его в соответствие с федеральным законодательством – до апреля 2022 года в документе фигурировали многие формулировки, присущие украинскому, а не российскому законодательству. И термины,  о которых говорил яростный коммунист, в нем действительно появились. Но при этом речь идет не о разрешении на «сплошную вырубку» или на строительство сетей, а, напротив, об их запрете.

Мягко говоря, термины были вырваны из контекста. В целом же, подчеркивает глава Севприроднадзора, изменения не смягчают режим, а ужесточают его.

«Раньше, например, на территории заказника были запрещены все виды лесопользования, кроме санитарных рубок в случае гибели лесных насаждений, выборочных санитарных рубок и рубок ухода. Теперь и они допускаются только при наличии акта лесопатологического обследования. А это серьезный документ, составляемый по результату исследования специализированной организацией Рослесхоза», – поясняет глава Севприроднадзора.

Не была ранее указана в документе ни площадь заказника, ни кадастровые номера участков. Сейчас все эти данные в нем появились:

«Теперь мы указываем границы со ссылкой на ЕГРН – это не какие-то мифические границы, как раньше, когда невозможно было даже точно определить, в границах заказника или нет произошел тот или иной факт. Сейчас границы обозначены четко, общая площадь заказника составляет 21231 гектар. В том числе 1781 гектар – это зоны строго ограниченного пользования, 3512 гектаров – хозяйственно-селитебная зона и 15938 гектаров – рекреационная зона».

Раньше интродукция (переселение в заказник новых видов животных и растений) разрешалась по согласованию с органами власти, теперь переселение запрещено без всяких условий. Ужесточено, подчеркивает Юлия Гаврилова, и требование к проектировщикам – теперь при любом проектировании необходимо учитывать границы заказника, впервые ставшие четкими и конкретными.

Примеров не совсем точного изложения фактов вице-спикером Василием Пархоменко можно привести много. Не могли мы не спросить Юлию Гаврилову и о том, чем она объясняет резко негативную оценку ее работы со стороны Пархоменко. Но ее, как выяснилось, этот «наезд» не удивляет. 

«Чем успешнее у нас идут дела в судах, с тем большим давлением мы сталкиваемся. Зависимость тут прямая», – говорит она. 

Надеемся, что так же «точен» вице-спикер был и в своих прогнозах относительно исхода судебного разбирательства.  А руководству Севприроднадзора желаем действительно заручиться поддержкой всех возможных «юридических тяжеловесов» и дело выиграть.

Ольга Смирнова

Читайте также: