Уникальные мозаичные панно, созданные в 80-х годах прошлого столетия известным крымским художником, могут быть уничтожены. Они находятся на частной территории пансионата на западе Крыма. В ситуации разбирался ForPost.
Панно в мусоре
Речь идёт о мозаиках «Геология СССР» и «Дети моря», украшающих здание столовой пансионата «Алмазный» в Евпатории. Их создал известный крымский художник Валерий Алексеевич Пантюхов в 1987-1988 годах.
«Пансионат какое-то время не работал, был закрыт, а в 2019 году у него появились новые хозяева. Они уже несколько лет делают ремонт и вот добрались до здания столовой. Одно панно полностью закрыто строительным мусором: ремонтируют крышу и свалили строительный мусор под стену. А второе панно — «Дети моря» в хорошем состоянии, его видно из-за забора», — рассказала ForPost экскурсовод, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры(ВООПИиК) Наталия Крутикова.
Серьёзно беспокоиться о судьбе этих монументальных художественных произведений общественники начали после заседания научно-методического совета по культурному наследию при Минкульте Республики Крым, где в том числе шла речь о сохранении этих панно.
На это мероприятие были приглашены и представители собственников пансионата, которые, по словам Наталии Крутиковой, заявили о том, что одна из мозаик якобы уже обрушилась. Так это или нет — неизвестно, поскольку на частную территорию посторонних не пускают. При этом заставить хозяев сохранить мозаику нет законных оснований: само здание не является объектом культурного наследия (ОКН).
По словам собеседницы издания, в России отсутствует законодательный механизм урегулирования подобных ситуаций. Депутат горсовета Евпатории Роман Юхненко поддержал инициативу общественников сохранить уникальные панно, он предлагает выступить с законодательной инициативой о придании такому виду монументального искусства, как мозаичные панно, находящиеся на зданиях, не являющихся ОКН, самостоятельного статуса объектов культурного наследия.
Крупицы уходящей эпохи
Мозаичные панно могли бы стать «фишкой» пансионата: сюда можно было бы водить экскурсии, создать фотозону, считает Наталия Крутикова.
«Красивые панно, они хорошо сохранились, смысловая нагрузка очень интересная. Они отображают историческую, идеологическую ценность того времени. Это крупицы уходящей эпохи, сейчас уже такое не создают», — посетовала член ВООПИиК.
Узнать планы владельцев пансионата по поводу панно ForPost не удалось. Наши звонки остались без ответа.
В Минкульте РК ForPost сообщили, что если зданию пансионата будет присвоен статус ОКН, то панно попадёт под охрану государства. Но перед тем, как рассматривать этот вопрос, сперва его нужно хотя бы увидеть, а оно находится на частной территории и его актуальных фотографий у чиновников нет.
«Здание не эксплуатировалось многие годы, имеет признаки аварийности, состояние мозаики вызывает сомнения», — обратили внимание в ведомстве.
Как рассказывал ForPost, Крым уже потерял такие важные культурно-исторические объекты, как мозаичные панно, украшавшие фасады бывшего пансионата «Родничок» и грязелечебницы «Мойнаки» в Евпатории.
Помимо мозаичных панно на зданиях, крымские общественники делают всё возможное для сохранения мозаичных остановочных павильонов, и иногда чиновники идут им навстречу. Так, на днях стало известно, что при капитальном ремонте автомобильной дороги Алушта — Ялта рабочие не станут сносить мозаичные остановочные павильоны в селе Виноградное и посёлках Малый Маяк и Восход.
Юлия Суконкина
Фото: из личного архива Наталии Крутиковой