По прогнозу Минэкономразвития, в ближайшие годы безработица в России будет оставаться на рекордно низких уровнях. По оценкам ведомства — порядка 2,6% в год.
При этом, как заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников, министерство подготовило собственный прогноз по нехватке кадров и их подготовке до 2030 года.
«Мы его представили в Минтруд, и Минтруд сейчас трансформирует этот прогноз по конкретным специальностям, с тем чтобы дать заказ для системы образования. Потому что ОКВЭДы (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности — прим.) сами по себе для системы образования не информативны, а надо понимать, кого в конкретной отрасли надо готовить», — пояснил чиновник.
О ситуации на российском рынке труда и о кадровом дефиците, при том что показатели безработицы таковы, что все как будто при деле, мы уже писали не раз.
В этом материале напомним о причинах нехватки кадров и о путях преодоления проблемы.
Структурная проблема
Проблема нехватки кадров в России носит структурный характер. Иными словами, безработицы как бы нет, но не хватает конкретных спецов.
«Ещё недавно было время, когда молодёжь шла учиться на юристов, финансистов, менеджеров и так далее. Потому что тут, как считалось, можно неплохо зарабатывать. И надо сказать, вузы охотно поддерживали это стремление. Они открывали платные факультеты, зарабатывали на этом. Но в итоге мы остались без достаточного числа инженерных кадров, специалистов рабочих профессий. И этот дефицит уже привёл к тому, что работодатели в борьбе за таких специалистов начали повышать им зарплаты, конкурируя между собой. Поскольку хороший слесарь или инженер сейчас легко переходит с одной работы на другую, где предложили лучшие условия», — пояснил в беседе с ForPost кандидат экономических наук Михаил Беляев.
Он также отметил, что описанная ситуация постепенно начинает выравниваться.
«По моим наблюдениям, сейчас нарастили объёмы выпуска российские колледжи, вузы тоже активно готовят необходимых экономике специалистов», — добавил наш собеседник.
Правильная профориентация
Сейчас, по мнению Михаила Беляева, чётко обозначилась тенденция к перестройке целых отраслей экономики. Более того, это коснётся и отдельных направлений внутри самих отраслей.
Всё дело в научно-техническом прогрессе, благодаря которому, например, по федеральной трассе М-11 в сентябре удалось запустить движение беспилотных грузовиков — им для перемещения между Москвой и Петербургом не нужны водители.
«Это лишь пример, но подобные изменения будут происходить сейчас во многих отраслях и внутри них. А это значит, что при составлении прогнозов всё это должно быть учтено. А выпускники школ должны получить соответствующую требованиям времени профориентацию», — отметил Михаил Беляев.
Экономист напомнил, что недавно советник президента Владимир Мединский высказался за сокращение времени школьного обучения с тем, чтобы молодёжь скорее получала именно профессиональное образование.
«Он совершенно прав в том, что нужно вводить ступенчатую систему образования, когда каждая ступень образования даёт готового специалиста, который при наличии желания может легко перейти на другую ступень и получить более высокую квалификацию. Отмечу, что при реализации подобного подхода в России вряд ли вообще останется место для трудовых мигрантов. Поскольку их профессиональный уровень и подготовка попросту не будут соответствовать запросам, которые будет предъявлять современность. Они просто не впишутся в потребности экономики», — высказал мнение Беляев.
В то же время он уточнил, что, скорее всего, мигранты останутся работать там, где профессиональная подготовка не будет нужна вообще. Например, уборщиками в системе ЖКХ.
Но даже если взять сферу логистики, то с переходом в течение примерно десятилетия на беспилотную доставку заказов, необходимости в огромном количестве курьеров уже не будет. А отрасль потребует высококвалифицированных операторов дронов.
Вопросы адаптации
По мнению доктора экономических наук и социолога Иосифа Дискина, в решении кадрового вопроса помимо сокращения времени на получение образования, о котором говорит Владимир Мединский, нужно прорабатывать и вопросы социальной адаптации россиян к новым условиям.
«Да, систему образования менять нужно, делать её более динамичной. Но для начала нужно понять, чему вообще нужно научить будущих специалистов, а уже потом говорить о сокращении сроков. Кроме того, нужно прививать и навыки адаптации к быстро меняющимся условиям рынка труда, чтобы люди были готовы осваивать новые профессии, а не выпадали из жизни, становясь маргиналами. Это чревато социальными проблемами и дестабилизацией общества. Об этом тоже всерьёз нужно думать сейчас, а не готовиться, как генералы, к уже прошедшей войне», — отметил Дискин в беседе с ForPost.
Поэтому, по словам эксперта, современная система образования и подготовки кадров для российской экономики должна включать обязательное получение не только теоретических знаний, но и практических навыков адаптации к меняющимся условиям.
«Второе — это обязательный учёт социальных рисков. Здесь образование должно нести функцию социальной интеграции с тем, чтобы люди могли эффективно применять полученные знания на практике, используя при этом все доступные механизмы для освоения новых специальностей и профессий. Система образования должна быть не только делом педагогов, но стать социально ориентированной, с обучением механизмам социальной интеграции и адаптации. Это необходимо для снятия возможного социального напряжения, когда сами люди заранее знают, что им поможет подстроиться под новые условия», — пояснил экономист и социолог.
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
Как то далеко от реалий на мой взгляд, дежурные по словоблудию Михаил Беляев и Иосифа Дискина говорят какие то прописные мантры.
Кто тут из работающих инженеров, может бодро отрапортовать, что за него кто то борется и переманивает к себе?
Страна торгует китайским и чинит китайское заменой элементов.....
И еще, вот любитель Деникина, кроме вопросов к диссертации евойной чем еще прославился?
Помог Историк отремонтировать?
Такое впечатление, что статью писал ИИ. Статья НИ О ЧЕМ.