пт, 28/01/2022 - 18:25

Любовь, политика и плётки: за что оштрафовали ток-шоу «60 минут»

На поддержку какого телевидения Россия тратит миллиарды?

Уважаемое многими россиянами ток-шоу «60 минут» оштрафовали на 20 тыс. рублей. В программе с возрастной отметкой «12+» неожиданно показали, как американский чиновник с помощью прищепок и плёток получает удовольствие.

Россияне вновь разделились на два лагеря: одни хотят сурово наказать за «50 оттенков серого» в прямом эфире, другие готовы биться не на жизнь, а на смерть за честь ведущих.

О том, почему россияне в споре о федеральном ТВ напоминают ёжиков, поедающих кактус, — в материале ForPost.

«60 минут» — это по-взрослому

Ведущие ток-шоу «60 минут» часто разоблачают врагов Родины. Эфир от 21 июня 2021 года не стал исключением.

В полдень в прямом эфире показали, как кандидат в городской совет Манхэттена Зак Вайнер вместе с девушкой в латексе получает недетское удовольствие.

Рот мужчины закрыт кляпом. Девушка из эрогенных зон будущего чиновника отрывает бельевые прищепки. Незамысловатые диалоги из пикантной короткометражки переведены на русский язык.

Мораль показанного видео: «И эти люди учат нас демократии и нравственности!»

Посыл создателей ток-шоу оценили не все телезрители — один из них подал иск к ВГТРК. Истец был возмущён, что в программе «12+» показан возбуждающий контент.

Мировой судья судебного участка № 349 района Беговой города Москвы согласилась с выводами истца. Телеканал был оштрафован на 20 тыс. рублей.

«Согласно экспресс-заключению, материал содержит сцены возбуждающего характера, в которой демонстрируются сексуально откровенные действия, а также частично обнажённое женское тело (без демонстрации половых органов), которые исходя из требований ст. 9 Закона 436-ФЗ недопустимы в информационной продукции для детей, достигших двенадцатилетнего возраста», — сказано в решении суда, имеющегося в распоряжении ForPost.

Эта новость разделила людей на два непримиримых лагеря.

Одни возмущены тем, что Ольга Скабеева и Евгений Попов в погоне за рейтингами «опустились на телевизионное дно». Другие, напротив, готовы биться не на жизнь, а на смерть при отстаивании чести любимых ведущих.

«Если Маргарита Симоньян, Владимир Соловьёв под санкциями, то наши журналисты работают правильно! А вот почему нет санкций для «певчих» пташек Навального (Росфинмониторинг внёс Алексея Навального в список террористов и экстремистов) — видимо, это другое», — написал пользователь «Яндекс. Дзен» под ником Boss Morozov.

Читайте по теме: США «выкатили» список новых санкций против России и Путина

А есть ли повод для ссор?

Многие политологи и известные журналисты отказались от общения с корреспондентом ForPost на эту тему. Инфлюэнсеры отметили, что тесно связаны с «60 минут» и поэтому не хотят в таком ключе комментировать ситуацию, складывающуюся на федеральных телеканалах.

Ольга Скабеева также отказалась от комментариев. Её супруг и соведущий Евгений Попов в эфире ток-шоу сообщил, что они заразились коронавирусом и сейчас находятся на самоизоляции. Телеведущие вакцинированные, болезнь переносят в лёгкой форме.

Именитые журналисты, не связанные с федеральными телеканалами, оказались здоровее и сговорчивее.

«Я вообще не вижу причин для ссор. Не нравится, не смотрите. Я давно не смотрю телеканалы, о которых вы говорите. Чувствую себя прекрасно», — отметил в беседе с ForPost основатель популярной в 90-е годы телепрограммы «Взгляд», российский журналист Александр Любимов.

Такого же мнения придерживается экс-сотрудник ВГТРК, автор нашумевшего документального фильма «Идущие к чёрту» Борис Соболев.

Он посоветовал людям, которые недовольны аморальным и откровенным контентом, искать полезную информацию в интернете.

На замечание, что в сельской местности порой низкая скорость подключения к Сети и там у россиян нет альтернативы, кроме Первого канала, Соболев возразил:

«Я думаю, это лукавство. Интернет на большинстве территорий вполне доступен. Также есть книжки, читайте их. Все разговоры от лукавого».

Читайте по теме: «Погряз в офшорах»: россияне потребовали отставки гендиректора «Первого канала»

Заложники рейтингов

Между тем некоторые эксперты уверены: телезрители могут повлиять на контент федеральных каналов. Для этого им нужно сделать так, чтобы нелюбимое ток-шоу перестало быть рейтинговым.

«Если не нравится, нужно выключать программу. Когда зрители не смотрят, программа «вымывается» из эфира. Второй метод — в рамках социологических исследований высказываться против той или иной программы. Например, многие критиковали «Дом-2» (ток-шоу закрыли на телеканале ТНТ — прим.). Рекламодатели замеряют рейтинг передачи, оценивают степень лояльности или критичности телезрителей. Если передача подверглась критике, то рекламодатель не будет вкладывать в неё деньги», — сказал ForPost политолог Сергей Марков.

Получается, российский телезритель оказался в ловушке рейтингов?

«Миллионы людей взывают к руководству страны убрать аморальный контент с телеэкранов. Но при этом они продолжают его смотреть. Ток-шоу получают высокие рейтинги. Телепроизводители продолжают ставить программы в телеэфир», — уточнил Марков.

Слова политолога подтверждают данные ВЦИОМ. По результатам последнего опроса, 47% респондентов чаще всего узнают новости экономики и общественно-политической жизни страны и своего региона из передач центрального телевидения.

Тройку лидеров составили проекты канала «Россия 1». Программы «Вести» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым» разделили первое место и набрали по шесть процентов голосов опрошенных. Программа «60 минут» получила на один процент меньше и заняла третье место.

В числе рейтинговых ток-шоу также «Прямой эфир» с Андреем Малаховым и «Мужское и женское» с Александром Гордоном и Юлией Барановской.

Читайте также: Как наказать телевидение и артистов за аморальный контент

Почему смотрим?

Социолог Анна Очкина не удивлена результатом опроса.

По её данным, самые смотрибельные передачи чаще всего те, которые набирают наибольшее количество негативных комментариев. Поэтому, как бы россияне ни ругали «60 минут» или «Прямой эфир», они продолжат быть в телевизионном топе.

«Любопытство толкает нас на просмотр пошлых ток-шоу. Чтобы посмотреть передачу о Дрезденской галерее на телеканале «Культура», нужно к ней быть подготовленным, нужно что-то читать. Для просмотра передачи Андрея Малахова ничего этого делать не нужно. В «Прямом эфире» показывают, насколько люди бывают отвратительными, какая у них плохая жизнь. Зритель посмотрел пять минут, возбудился, слегка пророс в своём сознании. К сожалению, наше телевидение эксплуатирует не лучшее, что есть в людях», — сказала ForPost Очкина.

Социолог призналась, что сама несколько раз просматривала передачи, только для того, чтобы понять, действительно ли в нашей жизни всё так ужасно: 

«Ценность знания, образования, просвещения девальвируется. Любопытство удовлетворяется через не очень достойные каналы. К сожалению, нашему телевидению пока нечего предложить кроме пошлости, пропаганды и плохо снятых сериалов».

Читайте по теме: Аморальное ТВ: пенсионерка попросила Путина спасти её от зомбоящика

The show must go on?

Политолог Сергей Марков отметил, что в высших эшелонах власти знают о пошлости, которая глубоко пустила корни на федеральных телеканалах.

Об этом он лично разговаривал с президентом Владимиром Путиным.

Глава государства сообщил политологу, что ему постоянно задают вопросы о безнравственном телевидении — они звучат «значительно чаще, чем вопросы о росте цен на продукты».

«Администрация президента задаёт вопросы менеджерам телеканалов об аморалке на телевидении. Те отвечают примерно следующее: «Есть конкуренция между телеканалами. Мы ставим то, что зритель хочет смотреть. Если вы, политики, будете заставлять нас не ставить то, что зритель смотрит, наши рейтинги будут падать, мы постоянно будем просить у вас денег. Когда вам понадобится площадка, вы не сможете обратиться к нам как к рейтинговому каналу». На этом всё и заканчивается», — пояснил Марков.

Однако в конце телевизионного тоннеля всё-таки забрезжил свет. Согласно данным ECI Media Management, в прошлом году произошло общее снижение показателей рейтинга и доли аудитории у всех вещателей.

Так, у Первого канала с целевой аудиторией в возрасте 14–59 лет доля вещателя за 11 месяцев 2021 года снизилась с 8,68 до 7,79% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Для «России 1» и НТВ целевой является аудитория в возрасте 18+. Доля каналов в этой категории — 12,27 и 9,28% соответственно (против показателей 12,5 и 10,35% годом ранее).

Чем меньше смотрим, тем меньше рейтинг, тем больше уважения к зрителю? Ну а пока в эфире «60 минут» с вечной и актуальной для россиян украинской повесткой…

Читайте также: Как героями ток-шоу на ТВ становятся маньяки-миллионеры

Роберт Вочовский

Теги:
Читайте также: