Кадровый голод в образовании Севастополя, в частности, и России в целом растёт. Уже через десять лет нехватка педагогов-предметников может составить более 188 тысяч человек. Такие данные аналитиков озвучила министр просвещения Ольга Васильева на III Международной конференции по управлению качеством образования.
Связаны неутешительные прогнозы в отношении дефицита кадров в первую очередь с ничтожно малой долей молодых педагогов – 5,5% от общего числа учителей в России.
По информации городского департамента образования, в Севастополе ситуация не намного лучше: доля педагогов в возрасте до 25 лет в наших школах составляет 7,5%, в возрасте от 25 до 30 лет – 9,2%. Всего в общеобразовательных учреждениях города, по данным на начало этого учебного года, трудится 222 молодых специалиста.
Как рассказал ForPost директор департамента Игорь Белозёров, на начало текущего учебного года дефицит кадров доходил до трёхсот человек. На 1 апреля 2019 года открытых вакансий было 110.
Под крышей дома своего
Молодые люди, включая тех, кто получил педагогическое образование, не выстраиваются в очередь, чтобы получить работу в школе. Одна из основных причин отказа молодых идти туда – они не видят перспективы развития и улучшения материального положения.
Самым актуальным и сложным для большинства молодых специалистов, начинающих самостоятельную жизнь, является жилищный вопрос.
Это подтверждают и руководители общеобразовательных учреждений Севастополя. В школе № 22 молодых учителей не хватает катастрофически: на педагогический коллектив – 96 человек – приходится всего 7 молодых специалистов, говорит директор Светлана Мельник.
«Самая главная проблема – это жильё. У нас в школе была учитель истории, которая платила за квартиру 16 тысяч, а летом – 18 тысяч. Откуда у учителя столько денег, чтобы отдавать их за съём? Было бы много молодых специалистов, если бы было жильё», – считает директор 22-й школы.
Любовь Новикова, руководитель школы № 29, утверждает, что молодые специалисты в школу приходят, но не все остаются работать, в результате – нехватка кадров ощутима. Больше всего не хватает учителей математики, физики, русского, физкультуры, второго иностранного. По мнению директора образовательного учреждения, основных причин две: сложность профессии учителя и отсутствие достойной оплаты труда.
«В среднем каждый учитель имеет больше ставки, и не потому, что хочет много часов, а потому, что вести больше некому. У опытных педагогов нагрузка от 24 часов.
Оклад начинающего учителя – 10.100 рублей. Он не имеет надбавки за стаж, за категорию, получает 5 тысяч выплат от правительства, вычитаем налоги – молодой специалист на руки получает 13–14 тысяч», – объясняет причины дефицита молодых учителей Любовь Новикова.
Деньги и целевые наборы не работают
Как на уровне региона борются с проблемой старения и нехватки кадров? По словам директора департамента образования Игоря Белозёрова, у власти города нет возможности влиять на выбор выпускников и заставить молодёжь идти в школу.
«Это общероссийская тенденция, и Севастополь не исключение. Молодые специалисты идут в школы только в том случае, если они этого хотят. Заставить их, даже если они получили педагогическое образование, но не намерены работать учителями, мы не можем, у нас нет таких рычагов влияния по педагогическим специальностям», – прокомментировал проблему Игорь Белозёров.
Целевые наборы в вузы – не выход, так как «за это должен кто-то заплатить», можно разве что увеличить контрольные цифры приёма в педвузы, говорил директор департамента до выхода постановления Правительства РФ № 302 «О целевом обучении…».
Позже, в ответ на информационный запрос редакции ForPost, в департаменте рассказали: в соответствии с вышедшим постановлением Правительства России СевГУ выделены места на целевое обучение – 40% от общего количества.
«Новая система позволяет отвечать на запрос региона и решить проблему дефицита молодых кадров в образовательных учреждениях города Севастополя», – говорится в письме департамента.
Кроме того, в СевГУ в 2018 году введены новые образовательные программы: скоро вуз будет выпускать педагогов-психологов и дефектологов, сказано в ответе на наш запрос. Также в университете появилась магистратура по специальности «Учитель старшей школы», которую может окончить человек, имеющий диплом по классической или технической специальности.
Читайте также: В севастопольских школах станет больше учителей и кружков по интересам
По мнению руководства департамента образования, привлечение к работе в школе таких специалистов снизит острый дефицит педагогических кадров в Севастополе.
С 1 января 2019 года правительство Севастополя ввело надбавку к зарплате молодых педагогов – 5 тысяч рублей. Отдельным приказом директора департамента образования учителям, которые пришли работать в школу в течение года после окончания учебного заведения, к зарплате прибавляется 20% от должностного оклада.
Однако, судя по тому, что говорят руководители городских школ, такая поддержка недостаточна и не приносит желаемого результата. Низкий заработок не позволяет привлечь в сферу образования талантливую молодёжь.
Фото: rg.ru
Учитель – профессия с низким социальным статусом?
Но не менее важная задача для власти – поднятие престижа профессии учителя. Сейчас в России социальное положение школьных учителей очень противоречиво. С одной стороны, в обществе декларируется высокая социальная значимость педагогического труда, с другой – наблюдается снижение статуса и престижа профессии, что сказывается в первую очередь на её востребованности со стороны молодёжи.
Некоторые директора севастопольских школ считают, что это и есть главная проблема.
«В СевГУ сейчас выпускаются учителя русского языка. Из группы только одна девочка идёт работать учителем, уже сейчас она ведёт в нашей школе один класс. Статус учителя, престиж профессии надо поднимать, тогда будут к нам идти молодые кадры», – говорит директор 54-й школы Алла Иликбаева.
С этим соглашается и городской департамент образования: дефицит молодых специалистов в системе образования, по мнению Игоря Белозёрова, связан в том числе и со «снижением социального статуса и престижа профессии учителя».
Недооценивание значимости труда учителя в обществе, недостаток уважения и морального поощрения является основным фактором неудовлетворённости трудовой деятельностью уже работающих педагогов и отталкивает от профессии молодых специалистов.
Недостаточно престижна работа учителя также из-за того, что она приносит малый доход по сравнению с другими. Поэтому мы наблюдаем не только старение кадров или их отток в другие сферы, но и высокую степень феминизации профессии педагога. Мужчин, которые в большинстве семей являются кормильцами, такая низкооплачиваемая работа, мягко говоря, не интересует.
* * *
Может быть, обществу, государству всё-таки пора делать какие-то шаги для изменения ситуации? Если мы осознаём необходимость повышения статуса работников системы образования, возможно, нужно принимать реально действенные меры по повышению системы оплаты труда педагогов и начать вести целенаправленную деятельность по улучшению имиджа учительской профессии?
Сложность работы, низкая заработная плата, отсутствие ведомственного жилья, падение престижа профессии – проблемы известны. Осталось научиться их решать. Вряд ли кому-то нужно объяснять, что в руках педагога – формирование будущего поколения и что от работы учителя зависит положение дел в системе образования на всех её уровнях.
Ольга Сидорчук
Обсуждение (38)
Надо достойно оплачивать труд учителей, тогда и кадры будут.
Есть два пути решения проблемы, один реальный, другой - фантастический.
Реальный - издать закон, которым обязать выпускников педвузов идти работать в школы. И жёстко карать за попытку уклониться.
Фантастический - создать условия для работы молодых специалистов, при которых они сами захотят работать в школах. Начать с зарплат.
Судя по жизнеутверждающему заголовку, мы пойдём по первому варианту?...
Тонны текста, а решение в двух словах - повышение зарплаты.
Но по вопросу зарплат учителей нам уже всё сказал уважаемый Дмитрий Анатольевич: "...Это личный выбор. Меня часто об этом спрашивают, и по учителям, и по преподавателям. Это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот. (Смеется.)"
А потом они удивляются дефициту кадров!
Ага. Ключевое слово - заставить. Заинтересовать не рассматривается даже. А заинтересовать можно очень просто. Двукратным повышением зарплаты и снижением бюрократической волокиты. Но эти скорее статью в УК РФ введут за уклонение от работы учителем, чем начнут платить не как скоту, а как людям, которые учат детей - наше будущее.
Самое интересное, что сами капитализм строят (пока с лицом у него не особо срослось, правда), а хотят чтобы кто-то за идею работал.
Примерно год назад была назначена встреча возле биржи труда Севастополя. Человек позвонил и сказал, что задерживается на 15 минут. Вспомнил про свой диплом историка и зашел поинтересоваться вакансиями учителей и окладами. Т.к я без опыта работы учителем, то предложили голый оклад 7000 руб . месяц в 7 гимназии... Я с сожалением сообщил, что на мою Х5 этого не хватит даже на топливо, чтобы на работу ездить... Вынужден был отказаться... -)))
Только материальный стимул сподвинет молодых специалистов перейти порог школы. Другие обещания не получат продолжения. Москва и Санкт-Петербург кадровый вопрос уже решили...
Мне кажется, что служебные кваритиры для учителей очень помогли бы решить проблему молодых кадров. Сейчас никакой молодой человек не пойдет на зп 15 тыс. Не хватит снимать даже комнату в коммуналке, а вот служебное жилье: для одиноких ощаги, для семейных квартиры, помогли бы не только привлечь людей в школу, но еще и удержать на работе, ведь потеря работы - это потеря жилья. Хотя что касается учителей математики, физики и информатики даже это не поможет: если есть мозги люди даже не идут на эти специальности, сразу куда-нибудь где платят приличнее. Ну и как сказали выше, еще очень отталкиает отношение к учителям со стороны учеников, родителей, частенько администрации школы (мне повезло, у нас стараются бережно к нам относится), департамент и министерство, который чтобы оправдать свое существование любит придумывать работу для учитлей и администрации школ: проведите это, напишите отчет, сделайте кучу объяснительных, соберите такую информацию и т.д. Становится непонятно, а когда живыми детьми заниматься? Отдельная песня школьная программа.... но это долгая и грустная баллада, не будем сейчас о больном. Короче, чтобы решить воросы кадров в школе, действовать надо было вчера, а точнее лет 7 назад. С каждым годом все больше пенсионеров уходят, а молодые не приходят. И просто открытие специальности проблему не решит.
А выводы? Выводы каждый должен сделать для себя сам. https://www.youtube.com/watch?v=zbRLPj0bkdU&feature=player_embedded - Эксклюзивное интервью министра просвещения Ольги Васильевой. Полная версия
Провести обыск у учителя и найти 10-15 млрд. тогда молодежь и потянется. Вон колумбийские наркобароны вовсю ищут где в России учат на полковника ФСБ. Это ж какой идиотизм - человеку, который может научит ребёнка читать и писать платят гроши, а дебилам которые профессионально пинают мяч - миллионы, но при этом результат труда - даже и не сравнить..
Пока педагогические работники, работающие непосредственно с детьми, работают за еду - толку не будет.
А госслужащих-педагогами...Хотя бы -по зарплате.
Льготы военных отдать педагогам!
а вы для начала поинтересуйтесь стоимостью обучения педагога в нашем универе!
дочка поступила в прошлом году на школьного преподавателя физкультуры.
бюджета нету! вернее он есть, но туда попали кмс, инвалиды, сироты. причем со специализацией тренеры кружков-секций и фитнеса.
стоимость обучения за семестр на первом курсе 47 500 р. !
и с каждым курсом все выше!
а выпускник хочет по окончании образования не на шее у папы-мамы сидеть, а самостоятельно зарабатывать на жизнь! много ли выпускников согласятся работать после такого в школе?
Никого уже не заставите : рыночная экономика. А зарплаты учителям и врачам оставили как при социализме. Вот в этом и причина. Или возвращайте социализм или зарплату платите по рыночным расценкам.
Нужно менять систему оплаты труда!
КАК и как...? Да просто !, - нормально и адекватно оплчивайте этот непростой и тяжелый труд учителей...Неужели, какие-то там страны - середнячки Европы , как - Дания и Норвегия могут платить в год своим учителям по 46 тыс. $ и 47 тыс.$ , соответсвенно это 3 тыс 830 $ и 3 тыс. 929 $ - В МЕСЯЦ !!!!!!! - ( Источник - https://fishki.net/2702758-17-stran-gde-uchitelja-poluchajut-samuju-bolyshuju-zarplatu.html) ...а наша супернефтяная страна ... в разы меньше ????
Всё очень просто: с чиновничества снять все льготы, отдать эти льготы учителям, чем больше учитель проработает, тем больше у него льгот. Не нужны чиновники, их до хрена, а учителей нормальных - ни хрена нет. Россия не обеднеет от расходов на компенсацию съёмного жилья для учителей. После 20 лет педагогического стажа - предоставить педагогогам бесплатную квартиру в обязательном порядке. Заработную плату не менее 40-50 тыс.руб за отработанные часы, а не за допнагрузки, хрен ли кто видел эти допнагрузки; после нормального преподавания на уроках сил уже на всякую дополнительную хрень нет.
Как решить вопрос? Правильно - ДЕНЬГИ! Поставьте Зарплату 30+ тысяч и будет уйма желающих на этот нелёгкий труд.
Как вариант платить учителям 4400 евро,то есть 320000 рублей.
Как в Норвегии.Так такой проблемы нет.Мололдежь с удовольствием идет преподавать,строить,лечить.
Потому что есть уверенность в завтрашнем дне,и даже в послезавтрашнем.Ибо средняя пенсия составляет более 200000(если в рублях считать)))
to Катерина Шахова: По прошествию пятнадцати лет квартира должна переходить в собственность учителя .Для врачей необходима такая же программа . И конечно высокая заработная плата !
Нехватка учителей в школах - закономерный итог политики "Единой России", правительства Путина-Медведева. Вспомните, что ответил Медведев молодому педагогу, когда тот пожаловался на низкие зарплаты: "Быть учителем - это призвание. А если хочется деньги зарабатывать, есть масса прекрасных мест, где это можно сделать быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю? Ну вот!" https://www.youtube.com/watch?v=d0aXC7ArJdw
В таком случае, профсоюзам нужно бороться за повышение зарплат, а учителям не участвовать в манипуляциях на выборах. Им уже пять лет до пенсионного возраста за это в благодарность добавили.
Потеряли инженера, теряем учителей. Да здравствует американская система образования вместе с ЕГЭ.
Эти два видео много чего объясняют! Смотреть по порядку. Первое видео - следствие. Второе видео - причина.
https://www.youtube.com/watch?v=L7n0xWyDxmE
https://www.youtube.com/watch?v=JnX9PVr4inU
Посмотрел видео,спс.
Но тут у местных проблема.
Они вопят-"отставайте же Севастополь",при этом просрали пляжи Херсонеса,Фиолента,Батилимана.
Сегодня этих героев туда не пускают.
to benzovlada:
в норвегии в ходу только норвежские кроны. все остальное обмен через банк.
100 NKK = 740,74 рублей
так что 4 400 NKK = 32 592,56 руб
а с норвежскими пенсионерами работал - норвежец-капитан получал меньше чем украинец-второй помощник капитана. а работал - потому что пенсии на жизнь не хватало!
to docere:
зато, у нас куча "дэфективных менагеров"!
Ну что тут скажешь. Ничего не изменится, пока не поднимут зарплаты учителям, не решат вопрос с предоставление служебного жилья с перспективой перевода его в собственность (через энное количество лет стажа) либо предоставления льготной ипотеки с минимумом процентов, а также уменьшения количества заполняемых учителем бумаг и увеличения полномочий по отношению к детям (сейчас даже замечание нельзя сделать, или, извините, в угол особо расшалившихся поставить). Я не имею ввиду физические методы наказания, нет, это не допустимо. И надо менять отношение родителей - учитель не враг какой-то, не надо втихаря бегать к директору жаловаться, если что не так, не надо в департамент писать, надо разговаривать с учителем! Вы сами, родители, не считаете учителя за человека, а потом удивляетесь, почему такое отношение у учителей к своей работе. Менять нужно всю систему!
to Tigor:
в Питере куча реально работающих производств, причем не уровня мастерской на коленке!
http://www.wiki-prom.ru/city/22city.html
Как заставить молодеж идти в школы Севастополя?
Как заставить Белозерова, решить проблему нехватки учителей?
Иллюстрация к чему приводит низкий уровень образования и высокая степень разгильдяйства. И это только один маленький частный пример.
В целом про образование
Тут уже многие высказали правильные мысли. Основа должна быть, как в СССР! Учитель должен быть уважаемым. А для этого надо убрать всё это либеральное дерьмо - свободу нашим детям, не тронь пальчиком наших детей и т.д. В школе должна быть дисциплина жёсткая. Отобрать смартфоны все, лучше вообще оставлять дома. Но как же связь с детинушкой, а вдруг беда, а вдруг ещё что-то? Не на войну ушёл, а в школу, потерпишь. Начал на уроке права качать - получил по щам (проработать надо детали) либо штраф родителям и детине мытьё полов после уроков на целую неделю. В общем надо вбить в голову детям и родителям, что школа это труд, это знания, а не просто тусовка с ведущим в роли учителя. Учителям ЗП минимум от 30т. + оплачиваемый съём квартиры. + большие премии и конечно перспектива получить квартиру в собственность. Долго можно рассуждать, но этого не будет никогда уже, пока будет либеральё во власти и капитализм в обществе. А жаль. Всё можно сделать, было бы желание и желание жёстко наказывать тех, кто мешает этой цели.
P.s. Кто ждал этих слов - конечно же вернуть школьную форму и летнюю практику! :D
to Stonecold: Тогда уже вернуть и советские учебники, и саму систему образования. Ибо то, чему сейчас учат - бред сивой кобылы, плохо воспринимаемый учениками + плохое преподавание = никчемное образование.
to Сибирь: Полностью с Вами согласен! Я по учебникам не написал, т.к. это само собой разумеется, ну естественно учебники могут быть с небольшим дополнениями на современный лад, если того требуется(не всегда). Для справки, очень интересную заметку мне мама рассказала - она нашла статейку то ли из школьного учебника, то ли журнала СССР и там была поучительная статья, как жить по средствам и вписываться в бюджет/зарплату. Банально казалось бы, но ведь как правильно. А сейчас что? Капитализм. Везде тыкают в лицо кредит и реклама новый безделушек, на которые надо брать деньги. В школах учат, как брать кредит! Ну это же капец просто. Вместо того, чтоб себе отказывать в хотелках, учат разжигать это, и не думать ни о чём. Как отдавать кредит? Да какая разница, главное бери, потом коллекторы подскажут:) Ой, долго можно говорить, но очень расстраивает это всё меня и не только меня.
to лаиш: При социализме учитель имел как врач или инженер свои 150р ставки и пенсию 110, на это можно было прожить, плюс уважительное отношение в обществе.
Пока в стране будут продолжать мыслить категорией "заставить" - никак. И пока профсоюзы не станут настоящими, а не карманными и не начнут бороться за права, зарплаты, пенсии.
В Питере почти 700 действующих производств и заводов https://промсельхоз.рф/cityprom/санкт-петербург/. Так что есть куда пристроиться