Глава Совета по правам человека при президенте РФ Валерий Фадеев попросил правительство ускорить процесс правового регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ), в том числе электросамокатов, моноколёс и прочих.
«Требуется более детальная дифференциация видов СИМ, определение лиц, использующих СИМ, как отдельных участников дорожного движения, создание механизмов для проверки их знаний ПДД, страхования их гражданской ответственности, а также идентификации самих СИМ. Представляется крайне важным внесение изменений в документы технического регулирования (ГОСТы и пр.) с целью определения электрических самокатов и велосипедов как самостоятельных видов транспорта», — говорится в обращении Фадеева.
Он констатировал, что ранее предложенные Минтрансом ограничения по использованию электросамокатов не являются достаточными.
Речь о том, что Минтранс совместно с МВД ещё в октябре прошлого года предложили ряд требований к использованию СИМ.
Так, они сочли правильным установить для них максимальную скорость в 25 км/ч, а массу — не более 35 кг. При этом детям до 7 лет могла быть разрешена езда на СИМ по тротуарам, пешеходным и велодорожкам. Подростки старше 14 лет могли бы ездить по обочинам или по правому краю дороги, если нет тротуара или пешеходной дорожки, и только на дорогах, где разрешённая скорость не выше 60 км/ч. Обгон или объезд слева других ТС предлагалось запретить. Эти предложения до сих пор не утверждены.
Тем не менее, статистика происшествий с электросамокатами и другими СИМ говорит о том, что их использование нуждается в урегулировании на уровне нормативных актов, в том числе ПДД.
Так, по данным МВД, в авариях с участием СИМ в прошлом году погибли десять человек, а больше 400 получили травмы. Кто виноват в этих происшествиях — водители СИМ или другие участники движения, не сообщается.
ForPost попросил главреда журнала «За рулём» Максима Кадакова оценить актуальность проблемы и высказать мнение о путях её решения.
Серая зона
В разговоре с ForPost Кадаков отметил, что сейчас СИМ находятся в «серой зоне» правового регулирования.
«Их водители вроде бы не являются пешеходами, но, по сути, ими являются по действующему законодательству», — пояснил он.
Иными словами, двигаясь со скоростью 40–50 км/ч на аппарате весом в 30–40 килограммов (добавьте сюда ещё и вес водителя), эти участники дорожного движения всё ещё пешеходы. Они внезапно могут появиться и на тротуаре, и на дороге.
«Скорости, на которых они передвигаются, — это скорость мопеда. Но на мопед нужны права, а на СИМ нет, правила движения на мопедах урегулированы, а на СИМ — нет, и так далее», — отметил Кадаков.
Немного практики
Управляющие СИМ люди создают постоянную опасность, как для пешеходов в зонах, предназначенных для них, так и для водителей на дорогах.
«Я всегда перед пешеходным переходом снижаю скорость, даже если вижу, что никого нет. Буквально вчера электросамокатчик, который по тротуару ехал со скоростью даже больше, чем была у меня, выскочил на пешеходный переход прямо под колёса моей машины. Если бы я заранее не снизил скорость перед пустым переходом, я бы его точно сбил», — рассказал ForPost автовладелец из Севастополя Сергей.
Нетрудно догадаться, что если бы столкновение произошло, то виновным в нём, скорее всего, был бы водитель, сбивший пешехода на пешеходном переходе.
Хотя согласно п. 4.5 ПДД «пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».
К слову, в России уже есть прецедент, когда Верховный суд признал электросамокат транспортным средством. Об этом читайте в материале ForPost.
В то же время пока единой практики правоприменения по этому вопросу у нас нет.
Как рассказал ForPost автоюрист Вячеслав Каймин, в Тверской области ГИБДД из-за отсутствия нормативного регулирования передвижения на СИМ решила считать их пешеходами.
Как регулировать?
По мнению главреда журнала «За рулём» Максима Кадакова, несмотря на то, что вопрос скорейшего урегулирования правил передвижения на СИМ стоит остро, сделать это будет не так легко, как кажется.
«Я считаю, что маломощные устройства надо приравнять к пешеходам, они не должны быть на проезжей части. А всё, что мощнее 250 Вт, — это довольно скоростные СИМ, которым на тротуаре делать нечего. Они должны двигаться либо по велодорожкам, либо по обочине, либо по краю проезжей части и так далее. Но тогда у них должны быть права, например, мопедной категории или какой-то более высокой категории. Обязателен шлем и соблюдение ПДД», — высказал точку зрения Кадаков.
Вторым важным моментом является контроль за передвижением на СИМ.
«Они же с виду очень похожи, не отличишь легко, какое из них мощное, а какое — нет. По мере совершенствования технологий ситуация будет только усугубляться. И как их контролировать? Кто будет замерять их скорость при передвижении? Как их догонять? Как наказывать? Если мы мощные СИМ выделяем в некую мопедную категорию — на них должны быть какие-то номера», — пояснил Кадаков.
Смотрите по теме: Берегись электросамоката — тихого и смертельно опасного!
Андрей Мединский
Обсуждение (14)
А как насчёт парковок? Владельцы ставят, где хотят, и никто им не указ?
Вот эта парковка прямо перед Суворовым, ставшая уже постоянной - это как называется? Кто давал разрешение?
А дальше что - на памятнике Нахимову начнут парковаться?
Если убрать по городу незаконные парковки, а законные - перенести в места развлечений (где самокатам и место) - носящихся по тротуарам бесшумных привидений, а значит, и опасности столкновений с ними, станет гораздо меньше.
Во-первых, надоели со своим дебильным новоязом. Это не СИМ, это ТРАНСПОРТНЫЕ средства. Место им на дороге, а не на тротуарах. Со всеми вытекающими последствиями. А то хотят и на елку влезть и рыбку съесть. Это опасные транспортные средства.
Во-вторых. Почему велосипедисты, колесовщики, самокатчики не сигналят, когда едут в спину пешеходу. Им что, вера не позволяет? У людей на затылке глаз нет. Почему самокаты, велосипеды не оборудованы сигналами или звонками?!
В-третьих. На остановке ул.Кажанова, самокаты и велосипеды прокатные временами перегораживают остановочный тротуар. Кто-нибудь в нашем городе способен сделать хоть что-нибудь полезное, а не тупое-вредное-богато оплаченное?!
Были недавно на набережной Ялты. С огромной скоростью и совершенно бесшумно носятся десятки самокатчиков. Это было самым большим минусом в посещении этого города. В Севастополе с этим безобразием получше. Учитывая менталитет наших людей, а также отсутствие контроля со стороны властей, я за полный отказ от самокатов. Понимаю, что это невозможно так же, как остановить варварскую застройку Севастополя, "окультуривание" большой севастопольской тропы с вонючими туалетами и сувенирами (из можжевельника?!).
to Polya: Согласен, глаз на затылке нет. Но и определить, если электросамокатчик сзади подаст звуковой сигнал в какую сторону от него убегать невозможно, тем более слабо слышащему пешеходу. Или может глуховатые бабушки и дедушки должны порхать над пешеходной зоной?
Кроме того, какого черта, спокойно гуляющий пешеход должен нервничать и куда-то шарахаться от едущего сзади по пешеходной зоне транспорта????!!!!!
А как быть тем, кто гуляет с детьми и держит/не держит ребёнка за руку?
to val.prasolov: Вы мой коммент внимательно читали? Цитирую:
Как ,как, да запретить на хрен
Только на мускульной силе и обязательная картонка на прищепке,что бы в спицах трещала.
Освоили средства на ул.Мешикова,"выделили" велодорожки,результат -сотни водителей ежедневно нарушают ПДД из-за невозможности встречного разъезда, так дома 1,3,5 без дворов и всегда стоят машины(в общем то по правилам)
К чему веду ,ну нет места исторически в Севастополе для велосипеда, ну электросамоката соответсвенно.
Но в свете превращения города в большое пгт, попытки втулить будут продолжаться.
Для начала надлежит эти транспортные средства именовать не "самокатами". Это механическое транспортное средство приводимое в движение электрическим двигателем. способное развивать скорость более 40 км/час, нести водителя с грузом и нанести серьезные травмы пешеходу. Назвать это транспортное средство, например: "ЭЛЕТРОКАТ", "АВТОКАТ", "МИНИБАЙК" или как иначе. Безусловно, для управления этим транспортным средством надлежит иметь специальный. документ (права). В городе определить маршруты и дороги и полосы дорог по которым разрешается водить эти и другие транспортные средства. На эти полосы (например один метр дорожного полотна) запретить заезжать и ставить автомобили, мотоциклы и пр...
В том месте,которое Вы упоминаете,вторую неделю стоит фура с прицепом,номера-- 77 регион.Проехать вообще невозможно. У меня вопрос,ПДД подзабыл:На велодорожке,которая от роддома №1 и до "Фреша" на улице Меньшикова,с 2-х сторон дороги,можно парковаться? Там круглосуточно парковка.Если нельзя,то где ГАИ? Если нет и ГАИ,где вообще власть? Района,города......
Тут есть дилемма, велосипед и самокат, мешают пешеходам на тротуаре и автомобилистам на дороге. Велодорожек нет. Мне кажется, конфликт неизбежен, пешеходам и автомобилистам придётся подвинуться. Запретить СИМ не получиться. Чем раньше придет осознание этого факта и начнётся реальное решение проблемы, тем лучше для всех. А вообще, нужно начать ограничивать автомобили, их слишком много. И создают много проблем: парковки, пробки, вредный выхлоп.
to against everibody: там кстати на днях синие знаки на круглом , сменили на квадратное с велосипедом.
А там где фура стоит, там уже нет ни велосипедной дорожки,ни теперь движения велосипедов.Т.е при движении от фреша вниз после перекрестка уже нет разметки
Стоит почти по правилам)))
to ale7042: Нет здесь никакой дилеммы. Пешеходам двигаться уже просто некуда. Урезали тротуары. Вы давно ли ходили от ж/д вокзала в сторону автовокзала? Там один человек едва помещается и с двух сторон забор. Пешеходам летать, что ли? На Горпищенко делают капремонт. Поурезали тротуары. Снова пешеходам подвинуться?
Читайте внимательно. Я за то, чтобы подвинулись автомобили.
Самый лучший пример как урегулировать данную проблемы был продемонстрирован в Санкт-Петербурге. "Полиция задержала мужчину который с моста сбрасывал электросамокаты в Неву."
to ale7042: Цитирую Вас: "пешеходам и автомобилистам придётся подвинуться"
Так что я Вас поняла так, что пешеходам надо подвинуться.