Хуситы продолжают атаковать суда из США и Британии в Красном море.
Действия йеменских хуситов по факту привели к параличу судоходства по одной из главных транспортных магистралей в мире — в Красном море и, как результат, в Суэцком канале. И это весьма масштабная проблема для глобальной экономики. Тем не менее, как выясняется, ещё одна не менее ключевая транспортная артерия испытывает некие сложности. Речь идёт о Панамском канале.
Впрочем, здесь политические турбулентности, на первый взгляд, не особо при чём. Официально Панамский канал становится жертвой самой сильной засухи с начала 50-х годов, которая уже послужила причиной беспрецедентного по масштабу обмеления озера Гатун, питающее канал. В итоге уровень воды в самом канале снизился почти на 2 метра ниже приемлемого. В связи с чем его пропускная способность уже упала с 38 до 24 судов в сутки. Если положение кардинально не поменяется в самое ближайшее время, то, по прогнозам специалистов, произойдёт снижение трафика до менее 20 судов в сутки. Иными словами, практически в два раза.
И если на Суэцком канале хуситская блокада создаёт угрозу для товарооборота Европы и Азии, то проблемы с Панамским каналом значительно осложняют грузоперевозки между странами обеих Америк.
Каким-то образом быстро разрешить данные проблемы вряд ли реально. Здесь можно лишь буквально «ждать у моря погоды». По самым оптимистичным прогнозам, улучшений в ситуации можно ждать приблизительно к концу февраля. А по пессимистичным — не раньше, чем к окончанию засушливого сезона, длящегося в Панаме с начала декабря до конца апреля.
Власти Панамы уже начали озвучивать разные технологические варианты решения данной проблемы: от создания провоцирования искусственных осадков путём «засеивания» облаков (в стиле Лужкова) до проектов по созданию дополнительных искусственных водохранилищ по резервному обеспечению канала. Тем не менее, реализация всех этих проектов займёт значительное время и потребует серьёзных ресурсов. А кризис уже сейчас.
К слову сказать, есть отдельные предположения, что в происходящем в Панамском канале повинна не только природа (например, изменение климата), а ещё и не особо здравая политика панамских властей. А именно, чисто символически контролируемая застройка прибрежных территорий.
В любом случае, проблема с Панамским каналом исключительно неудачно для глобальной экономики совместилась с акциями хуситов у побережья Йемена. Если просуммировать факторы, то ущерб наносится не только Европе и США, но и всей мировой экономике, оказавшейся в не самом лучшем положении.
Вдобавок, за хуситскими успехами очень внимательно наблюдает множество глаз. И многие режимы (и просто группировки) вполне могут начать черпать вдохновение в их примере. Узких мест в мировом судоходстве достаточно, и йеменская история может начать повторяться буквально в любой части света. Дурные примеры заразительны. Ну а коли выяснится, что шантаж ведущих держав подобным способом не просто возможен, а дешёв и безнаказан…
Для нашего времени эта история в принципе очень характерна. Сложные системы всегда рискуют возникновением неконтролируемых катастрофических явлений. Так называемые «чёрные лебеди» присутствуют всегда, но когда у систем ещё и падает запас прочности, угроза такого рода сильно увеличивается. И чем в большей степени глобальная экономика балансирует на границе кризиса, тем более вероятно, что удержать данный баланс не получится.
Павел Кухмиров
Обсуждение (2)
Удар по морским перевозкам — удар по глобализации и власти англосаксов над миром. Опять же, континентальные перевозки повышают свою конкурентоспособность.
Когда к Земле будет лететь комета, аналогичная концу динозавров. Заявите подобное. Радость то какая. Проливы в Черное море - тоже узкое место.