пт, 10/12/2021 - 13:28

ForPost отвечает на тревогу своих читателей из-за новых полномочий полиции

Бандит в форме не является полицейским, а прокуратуру надо заставить работать.

Госдума в третьем чтении приняла поправки к закону «О полиции», которые расширяют полномочия сотрудников МВД.

Если инициативу одобрит Совет Федерации и президент, то полиция сможет:

- представляться задержанным после того, как остановит их противоправные действия;

- требовать от граждан называть своё полное имя в случае обращения к ним;

- вскрывать автомобили для спасения жизни, обеспечения общественной безопасности при беспорядках, при задержании подозреваемых или обвиняемых;

- проникать в квартиры и иные помещения и территории для задержания лиц на месте преступления или для задержания тех, кого назвали преступниками потерпевшие или очевидцы;

- проводить личный досмотр, если есть основания полагать, что человек скрывает не только наркотики или оружие, но и предметы хищения.

Вместе с тем из текста законопроекта были исключены положения, по которым полицейские освобождались от ответственности за действия при исполнении, а также полиции не разрешили применять оружие, когда задерживаемый пытается «совершить иные действия, дающие основание расценить их как угрозу нападения». Открыть огонь сейчас полицейский имеет право, если задерживаемый пытается приблизиться к нему или прикоснуться к его оружию, пишет РИА Новости.

При этом глава комитета Совфеда по конституционному законодательству Андрей Клишас уже заявил, что комитет одобрит данные поправки вслед за Госдумой. Документ будут рассматривать 15 декабря.

Люди в шоке

Расширение полномочий полиции вызвало волну паники и возмущения в соцсетях и комментариях на новостных сайтах:

«Жесть!!! Подкидывай, фабрикуй, лжесвидетельствуй», «Любого прохожего можно задержать по причине, что у него могут быть предметы хищения, без всяких доказательств, подбросить что угодно или принудить оговорить себя под страхом пыток или запугивания», «Надо быть готовыми к провокациям и вообще любому полицейскому беспределу», «Этот дурацкий закон о полномочии полицейских — отменить!»

Волнения людей выглядят вполне обоснованными на фоне скандалов, связанных с жестокими и массовыми изнасилованиями и избиениями людей в системе ФСИН, а также достаточным числом историй, связанных с превышением полномочий полицейскими или же вовсе бесчеловечными истязаниями, которыми подчас подвергаются невиновные россияне.

Читайте по теме: Полицейские жестоко скрутили мужчину за отсутствие маски. Видео

Вспомним ноябрьскую историю 14-летней школьницы из Петербурга, которую жёстко задержали несколько полицейских за переход дороги в неположенном месте. «Новая газета», разбирая данный случай, привела ряд более страшных происшествий, связанных с полицией и подростками. Приведём здесь только два из них:

в 2019 году в Колпино (пригород Петербурга) 17-летнего Вадима Коваля жестоко избили в отделе полиции. Подросток рассказывал, что, избивая его ногами по телу и голове, от него требовали признаться в хищении и угрожали «отпетушить»;

в 2020 году пьяный полицейский в Якутии сломал челюсть 14-летнему подростку и даже не был привлечён к ответственности.

Говоря о взрослых пострадавших от рук «полицейских», стоит обратить внимание на фильм журналиста Юрия Дудя: «Почему в России пытают». В частности, потерпевшие и правозащитники объясняют, что подчас абсолютно невиновные люди подвергаются жестоким избиениям, пыткам током и другим истязаниям, после которых готовы признаваться в любых преступлениях, вплоть до убийства 35-го президента США Джона Кеннеди и культового журналиста 1990-х Влада Листьева.

При этом политолог Алексей Макаркин в беседе с ForPost указал, что незаконные действия силовиков продолжатся в России, несмотря на разоблачение пыточной системы. На это есть две причины: люди не могут бесконечно сопереживать одной теме, а ввиду отсутствия конкурентной демократии в стране общественный резонанс не может привести к серьёзным изменениям.

В то же время президент РФ Владимир Путин в ходе заседания с членами Совета по правам человека сказал, что «следил за тем, что происходит» и что нужны системные меры, одной из которых должна стать работа по выведению пыток в отдельный состав преступления.

Читайте по теме: Остановит ли смена руководства ФСИН пытки в российских тюрьмах?

Вместе с тем не все разделяют опасения части общества о том, что расширение полномочий полиции может спровоцировать масштабирование противозаконных действий силовиков.

Полиция безмятежна

Так, глава юридического отдела московского профсоюза полиции Игорь Гришаков в беседе с «Лентой.ру» заявил, что поправки являются своевременными и необходимыми. Каждую поправку он обосновал, используя ситуации, в которых она выглядит логичной.

Говоря о праве представляться после задержания, Гришаков привёл в пример условное задержание агрессора в баре, представление которому часто превращается в «клоунаду».

Требование о том, что граждане сами должны представляться полицейским, юрист объяснил тем, что многие люди, снимая полицию на телефон, используют это право, чтобы издеваться над служителями порядка, а сами называть имя-фамилию отказываются. Теперь правоохранителям будет чем отвечать.

Вскрытие авто Гришаков обосновал теми случаями, когда пьяные водители запираются в машине, или в месте следования шествия появляется подозрительный грузовик без водителя.

Читайте по теме: В Москве предотвратили теракт в людном месте

Возможность проникать в частную собственность по указке потерпевших или очевидцев страхует полицию от ложных доносов, объяснил представитель профсоюза.

А досмотр подозреваемого на предмет кражи и вовсе был разрешён раньше, отметил юрист, сказав, что поправка, видимо, просто вносит уточнение в закон.

Позиция правозащитника

Однако, учитывая степень недоверия части общества к полиции, ответы представителя силовиков вряд ли смогут снять все подозрения.

ForPost проанализировал комментарии читателей к новости о расширении полномочий полиции, выделил главные страхи и попросил бывшего главу президентского Совета по правам человека, юриста Михаила Федотова объяснить, обоснованна ли эта тревога.

Ниже мы приводим конкретные комментарии и ответы правозащитника.

Фабрикуй и подбрасывай?

«Я закон не нарушаю, и получается завтра, когда я на работе, и у меня вскроют машину или квартиру по закону, и ух-ты нашли мешок наркотиков? И что дальше? Каюк? А как Конституция? Неприкосновенность жилья? Побоку?», — написал читатель ForPost под ником sasha1969.

Федотов объяснил, что все полномочия полиции введены для того, чтобы сотрудники могли выполнять свои профессиональные обязанности, а не заниматься чем-то противозаконным:

«Все нарушения происходят вне зависимости от того, что написано в Законе «О полиции». Вот в чём проблема. Когда сотрудник правоохранительных органов начинает вести себя как преступник, он и становится преступником. Закон не даёт ему право совершать преступления.

Неприкосновенность жилища закон не отменяет, но при этом нужно иметь в виду, что если возникает угроза, то ситуация меняется. Например, дверь закрыта, а из-за двери раздаётся голос ребёнка, который кричит: «Спасите, убивают!» Не надо вскрывать? Надо. Но, если это предусмотрено законом, то сотруднику полиции сделать это проще. Потому что если это не предусмотрено, то он потом будет писать тысячу объяснительных».

Читайте по теме: «Не надо материться!»: обнародованы переговоры с полицией соседей зверски убитой девушки

Удобные очевидцы

«Интересно, а возмещать ущерб владельцу жилья после вскрытия квартиры по ложной наводке пионеров-провокаторов полиция будет?» — спросил Романов Василий.

Право требовать возмещение ущерба сохранилось, о чём мы писали выше. Более подробно этот момент рассмотрела «Новая газета».

А вопрос о том, не станет ли полиция привлекать подложных очевидцев, мы задали правозащитнику.

В своём ответе он опять указал на то, что при использовании подложных свидетелей представители закона вновь будут становиться просто бандитами, которые с полицией ничего общего иметь не должны:

«Такие вещи в принципе возможны, но это всё равно будет нарушением закона. Им даны эти полномочия, чтобы они выполняли свои обязанности, а не совершали преступления».

Бандиты в форме

«Да... форма полицая "на рынке" сейчас возрастёт в цене. Наденет гопник форму и может безнаказанно бомбить квартиры, гаражи, машины... Людям останется только самим вооружаться и отбиваться от любых вломившихся в их жильё, а уж потом разбираться, был ли он в форме и имел ли право её носить», — считает комментатор под псевдонимом SB_Sb.

Федотов напомнил, что бандиты использовали форму и в советское время, и сейчас такие случаи тоже происходят:

«К закону это отношения не имеет. В законе не написано, что сотрудник полиции имеет право совершать преступление. Если, например, у вас на улице проверяют документы, а вы никаких противоправных действий не совершали, то полицейский должен представиться».

Прокуратура, начни работать

«Закон даёт полномочия полиции, и я так понимаю, не закрепляет ответственности за ними в случаи неподтверждения информации и подозрений. Таким образом, вседозволенность может породить беспредел, а сие опасно. Недавний скандал с пытками в тюрьмах тому свидетельство», — написал Романов Василий.

Экс-глава СПЧ ответил, что любой государственный орган при отсутствии общественного контроля становится малоуправляемым и представляет опасность для общества.

На вопрос о том, видим ли мы эту опасную трансформацию, Федотов ответил, что во многих местах, где нет налаженного контроля, такая опасность возникает.

«Ответственность сохраняется такая же. Любое незаконное действие влечёт ответственность. Я считаю, что надзор прокуратуры должен быть радикально усилен. К сожалению, прокуратура очень поверхностно надзирает за деятельностью правоохранительных органов.

До того, как Следственный комитет был выведен из состава прокуратуры, прокурор имел возможность надзирать за ходом следствия. Сейчас у него нет почти никаких полномочий в отношении следствия. Он осуществляет надзор только за дознанием. А дознание — это то, чем занимается участковый», — рассказал эксперт.

Федотов уверен, что нужно не только вернуть полномочия прокуратуре, но и добиться, чтобы надзиратели их использовали.

Он объяснил, что в системе ФСИН у прокуратуры очень серьёзные полномочия, однако это ни к чему не приводит:

«Они пользуются этими полномочиями раз в месяц. А должна быть практика, когда прокурор регулярно проводит покамерный обход и разговаривает со всеми заключёнными и принимает от него все жалобы, которые могут возникнуть: в связи с работой следствия, дознания, полиции. Вот что должен делать прокурор, но, как правило, они этого не делают.

В отсутствии прокурорского надзора и общественного контроля начинается безобразие».

Читайте также: Кассир банка пропала с коробкой, набитой миллионами рублей и валютой. Видео

Семён Гринберг

Теги:
Читайте также: