Российский дальнобойщик призвал водителей бойкотировать работу из-за невыносимых условий.
Поводом стали новые правила проезда грузовиков через московский МКАД. Теперь пропуск на проезд нужно оформлять не только для езды в дневное время, но и в ночное.
Ранее шофёры ездили по МКАД в ночное время из-за экономии и удобства. С февраля 2021 года машинам запрещено ехать через Москву транзитом. Они обязаны пользоваться платной трассой ЦКАД, которая помимо прочего ещё и на 100 км длиннее МКАДа.
По заявлению властей, запрет ввели, чтобы разгрузить МКАД и снизить аварийность.
Этот запрет дальнобойщики научились обходить. Доставляя транзитный груз, они добавляли в кузов заказы из Москвы, формально получая право проезда через столицу, и вдобавок ехали в ночное время, чтобы не оформлять пропуск.
Оформление пропуска является бесплатной процедурой. Однако РБК со ссылкой на президента Национальной Ассоциации грузового автомобильного транспорта «Грузавтотранс» Владимира Матягина пишет, что оформление пропусков связано с коррупцией и нередко чиновники отказывают компаниям и водителям, в результате тем приходится действовать через посредников, которые берут за свою работу до 50 тысяч рублей.
«Услуги посредников не дешёвые — по опросам грузоперевозчиков, они берут в среднем от 10 тыс. руб. за машину в составе крупной заявки (порядка 100 грузовиков и больше) и до 50 тыс. руб., если нужно оформить одну-две машины», — пишет издание.
Если же поток грузовиков начнёт двигаться по платной и более длинной ЦКАД, то она в скором времени может оказаться перегружена машинами, предполагают опрошенные РБК эксперты.
Пробки увеличат время доставки груза, что повлияет на ценообразование конечных товаров. Простои в ожидании пропуска или плата за оформление также увеличат цены на продукты и другие товары.
Это грозит стать дополнительным фактором роста цен для простых россиян. Ранее ForPost писал о росте цен на бензин, который также повышает ставки в магазинах.
Будьте добры открыть Москву
На этом фоне в соцсети TikTok 10 июня и появилось обращение дальнобойщика:
«Хотелось обратиться ко всем перевозчикам. Ребят, не пора ли нам после 15 июня встать просто дома? Не надо никаких забастовок. От Москвы нас хотят отрубить, чтобы мы платные пропуски получали по 50 тысяч рублей.
Я уже устал от всего. Налоги платишь. За топливо бешеные деньги платишь. А тут ещё начинаются безумные пропуска. <…> Столько проблем из-за них. Им [властям] нечего делать. СССР развалили, всё стянули в Москву. Так будьте добры открыть её, потому что регионы, откуда вы всё туда стянули, сдохнут», — рассказал пользователь mamik_84_32dalnoboi.
Видео за пять дней посмотрели 1,8 млн человек, из которых 105 тысяч поставили лайк, а распространили ролик ещё почти 6 тысяч человек. В комментариях же развернулась огромная дискуссия на 4,6 тысячи комментариев.
Спустя несколько дней водитель отметил, что только около 10% его коллег, судя по комментариям, готовы отстаивать свои права, а остальные боятся, что в случае невыхода на рейсы другие водители возьмут их заказы. Или называют другие причины — кредиты, ипотеки:
«Какие могут быть забастовки? Вы даже дома не можете сидеть. Народ, вы сами себя загнали в яму. <…> Из комментариев я понял одно: все будут работать. Все боятся чего-то. <…> Все начинают говорить, что если мы встанем, то другие дармоеды поедут. Но начинать нужно с себя».
Куда исчезают дальнобойщики?
С вопросом о том, насколько новые правила усложнили жизнь дальнобойщикам, ForPost обратился к члену ассоциации «Дальнобойщик» Игорю Пасынкову.
Он подтвердил, что бесплатный пропуск оформить «практически невозможно», потому что к нему есть много требований, «а потом очень много придирок по этим требованиям».
«И дальше начинается следующее: либо ты стой, жди день-два-три и пробивай этот пропуск до потери сознания, либо езжай и попадай на камеру, получая по пять тысяч штрафа за каждую камеру.
Либо нужно платить деньги каким-то проходимцам, которые работают под ЦОДДом («Центр организации дорожного движения» — структура мэрии Москвы, выдаёт пропуска — прим.), и они быстро тебе всё делают», — сказал представитель отрасли.
Пасынков отметил, что новые правила очень сильно бьют как по водителям, так и по бизнесу перевозок в целом. Однако для тех компаний, которые базируются в Москве, эта мера дала возможность повышать ставки:
«Они очень довольны. Раньше рейс Москва-Ленинград стоил 24 тысячи рублей, а сейчас, например, он стоит 42 тысячи или 43, или 50, то есть столько, сколько фантазии хватит».
Отвечая на вопрос, в каком эмоциональном состоянии находятся дальнобойщики и бизнесмены, занятые перевозками, Пасынков ответил следующее:
«Ситуация, которая у нас складывается, не способствует развитию ни экономики, ни благосостояния. Огромное количество малых предпринимателей, самовозов — которые сами владеют машиной и сами перевозят груз, — благополучно вышли из этого бизнеса. Они ездят по Европе от литовских, польских и других компаний.
На сегодняшний день на всех стоянках Европы русский язык является разговорным, его уже все понимают. Этим водителям там платят другие деньги. Что такое 2000 евро (174 тысячи рублей) в месяц и что такое наши зарплаты в 45 тысяч?»
«Нам нужно правительство действия, а не плана»
Очевидно, что в отрасли складывается непростая ситуация, и несмотря на то, что призыв дальнобойщика из TikToka не перерос в реальную забастовку, уровень внимания к теме и сам факт такого выступления — с конкретными экономическими требованиями — может говорить о качественном изменении настроения части россиян.
Некоторые оппозиционно настроенные спикеры, в частности поддерживающие деятельность политика Алексея Навального, с начала года не раз заявляли, что притеснение организаций, подобных ФБК* (Фонд борьбы с коррупцией, включённый Минюстом в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента; признан в РФ экстремистской организацией), не сможет остановить критику властей.
Согласно этому мнению, на месте таких организаций будет появляться множество разрозненных групп, которые могут быть связаны друг с другом только требованиями к властям.
В данном случае властям будет сложнее контролировать протест и успокаивать людей.
За комментарием ситуации ForPost обратился к доктору политических наук Илдусу Ярулину.
«Это продолжение того, что было и год назад, и начиналось в 2019-м — состояние социальной фрустрации. Люди зачастую не видят выхода из ситуации, дополнительно находясь в тревоге из-за угрозы третьей волны коронавируса», — рассказал Ярулин.
Последние дни фиксируется значительный рост новых больных коронавирусом. Зимой число заражений неуклонно снижалось и последние три месяца держалось в пределах 7–10 тысяч человек в сутки. Однако 13 июня было зафиксировано 14,5 тысячи больных, 14 июня 13,5 тысячи, а 15-го вновь поднялось почти до 14,2 тысячи человек.
Читайте по теме: Собянин заявил о взрывном росте тяжёлых пациентов с COVID-19
Ярулин отметил: несмотря на то, что власти вводят меры поддержки для населения и бизнеса, они не успевают дать положительного эффекта, так как появляются новые угрозы и проблемы:
«Состояние безнадёги и ожидание, что будет ещё хуже, во многом проявляется в недоверии к власти. Негатив накапливается, и ему нужен выход. Но законодательство ужесточается».
На вопрос о том, насколько опасно текущее состояние общества и не схоже ли оно с 1917 годом, когда забастовка в Петрограде переросла в революцию, Ярулин ответил, что ряд сходств имеется и сейчас властям надо переходить к чётким действиям по улучшению жизни людей, потому что в стране складывается острая ситуация, ещё и накануне выборов в парламент.
«Иногда то, что происходит, коррелирует с летом 1917 года. Протестные настроения тогда резко усиливались. Была война, а сейчас у нас внешний фактор — это коронавирус. Тогда рост цен на продукты иногда искусственно происходил, что у нас тоже иногда встречается.
Единственное отличие в том, что нынешняя власть, понимая ситуацию, резко ограничивает несистемную радикальную оппозицию. А наличие радикальных групп очень опасно. Это как у Стругацких в книге «Трудно быть богом»: за серыми приходят чёрные. Не появились бы радикальные элементы, которые ещё больше будут подогревать на идеологическом уровне людей. А мы видим такие проявления», — читает политолог.
Ярулин подчеркнул, что скоро власти объявят о начале предвыборной кампании в Госдуму и все процессы могут катализироваться.
«Сейчас нужно правительство действий, а не правительство планов. Планы красивые, но здесь нужно жёстко действовать и в первую очередь работать в интересах подавляющего большинства населения, которое оказалось заложником и COVID, и экономической ситуации.
У нас врагов хватает. Это всегда можно из-за рубежа поддержать и раздувать. Если мы честно не признаемся себе в своих проблемах, если честно не возьмёмся решать, то… Отечество в опасности, нужно действовать», — рассказал политолог.
Читайте также: Россию ждёт аномально высокий экономический рост в ближайшее время
*Экстремистская организация, запрещённая в России
Семён Гринберг
Обсуждение (3)
Открыть нужно ночной транзит через Москву по МКАД, тогда платный и длинный проезд по ЦКаду станет бессмысленным.А может это кому то выгодно?
Да, капиталисты учли прошлые ошибки...
Присядет на пару лет за экстремизм. Борьба с коррупцией во власти запрещена властью.