ср, 03/04/2024 - 15:04

Что севастопольские учителя думают об инициативе президента по домашнему заданию

Владимир Путин также предложил убрать лишние контрольные.

В российских школах сократят объём домашних заданий, а также уменьшат количество контрольных работ. Такое поручение правительству России дал Президент Владимир Путин. Как к этому отнеслись севастопольские учителя, решил разобраться ForPost.

Стоит отметить, что высказывания учителей начальной школы по этому вопросу кардинальным образом разошлись с мнениями учителей-словесников.

Учителя начальной школы твёрдо убеждены, что уменьшать количество домашних заданий нельзя, так как они даются учащимся для закрепления пройденного на уроке материала, а также для формирования навыков и умений.

Недовольство количеством домашней работы, по их мнению, высказывают те родители, которые не приучили детей к самостоятельной домашней деятельности и вечером после работы садятся делать с детьми «домашку».

«Я считаю, что домашнее задание должны делать именно сами ученики. Оно задаётся для того, чтобы ребёнок научился самостоятельно искать информацию, самостоятельно её усваивать, потому что, когда он пойдёт в университет, ему уже никто не поможет. Научиться он может этому только в школе», — пояснила учительница начальных классов.

Стоит отметить, что в законодательстве не уточняется объём домашнего задания. Есть лишь рекомендации для учителей, что задание на дом не должно превышать одной трети от выполненного на уроке или определённого количества времени в астрономических часах по нормам СанПиНа. Однако эти нормативы являются примерными.

Против сильного сокращения домашнего задания выступила и учитель начальных классов с 40-летним стажем, которая в данный момент занимается репетиторством. Она считает, что некоторые учителя плохо готовятся к своим урокам, не умеют организовывать учебный процесс и поддерживать дисциплину в классе, что приводит к невыполнению учебной программы в полном объёме. Именно поэтому на дом помимо домашнего задания они задают то, что не успели на уроке. Тут и возникает перебор.

«Конечно, домашние задания надо регламентировать, чтобы не было перекосов, но мало задавать не стоит. Иначе дети совсем разболтаются, особенно неучи», — пояснила она свою точку зрения.

В противовес им учителя-русоведы считают, что сокращение объёма домашних заданий пойдёт школьникам только на пользу.

«За последние годы он [объём] настолько увеличился, что ребята уже в 5–6-х классах не успевают толком ни отдыхать, ни развивать свои таланты на кружках и в секциях. Чрезмерная нагрузка может привести к разным негативным последствиям, начиная от ненависти к учебному процессу и к школе в целом и заканчивая проблемами со здоровьем — скачками давления и неврозами. Школа должна воспитывать и учить, но не калечить», — поделилась своим мнением учитель русского языка и литературы.

Она считает, что в этом-то и заключается мастерство учителя — с помощью интересных и лаконичных домашних заданий привить детям любовь к языку и в целом к обучению.

Филолог признаётся: часто задания на дом своим ученикам она предлагает не из учебников.

«Зачастую для закрепления полученных на уроке знаний и отработки навыков достаточно перечитать правило и разобрать несколько предложений или словосочетаний. В современных же учебниках по русскому языку в одном упражнении может быть столько заданий, что приходится указывать: делаем задания только под номерами 1 и 4, например. Иногда я сама составляю домашние упражнения, печатаю карточки и раздаю каждому ученику», — рассказывает севастопольский учитель.

Ещё один учитель русского языка также считает, что объёмное домашнее задание не приносит никого эффекта — дети привыкли списывать его из готовых домашних заданий (ГДЗ), где им даже не приходится думать.

Она говорит, что все необходимые умения и навыки по её предмету дети с успехом получают во время уроков, а дома в коротких заданиях их просто закрепляют.

«Если говорить об устных предметах, например, литературе, истории и других, прочитать, выучить параграф и научиться его пересказывать — конечно, всё это необходимо делать дома, но в разумных пределах», — считает она.

Что касается контрольных работ, то учительница русского языка и литературы, наоборот, предлагает увеличить их количество с помощью новых разновидностей контроля, чтобы дети могли проявить своё творчество, свою индивидуальность, а не просто списывали с телефона или шпаргалок.

«Можно придумать что-то своё или разнообразить — тогда в этом есть толк, чтобы дети именно углублялись в изучение предмета, а не просто старались получить оценку. У нас проблема в этом — все работают ради оценки», — пояснила она.

Действительно, однозначного ответа на эти вопросы нет, да и не может быть, потому что отличия существуют не только в возрасте учащихся, изучаемом предмете, но в психофизиологических особенностях детей, темпе деятельности, способностях и их индивидуальных предпочтениях.

Ведь ни для кого не секрет, что дети с бо́льшим энтузиазмом и удовольствием выполняют задания по любимым предметам, а здесь уже основополагающее значение имеет роль учителя, его личность и педагогическое мастерство.

«Меня количество домашних заданий устраивает. Конечно, если выпадают уроки, учитель задаёт дополнительные темы или параграфы, но это бывает не часто. Иногда я сама по любимым предметам, например, по английскому, выполняю больше, чем сказано в задании: могу написать сочинение с большим количеством слов или составляю не по одному предложению, а по два. Мне это легко и интересно», — отметила ученица 8-го класса.

Ранее ForPost писал, что в связи с низким уровнем знаний, который севастопольские школьники показывают на ЕГЭ и ОГЭ, педагогический уровень преподавателей решено подтянуть.

Ника Заринская

Читайте также: