Севастополь

Кому строить в Крыму и Севастополе, будут решать не здесь

Выясняем, что изменится с переформатированием ФЦП развития Крыма и Севастополя в госпрограмму.

Кому строить в Крыму и Севастополе, будут решать не здесь
Фото:
Тарас Любимов / ForPost

Досрочное прекращение действия Федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и города Севастополя до 2025 года» породило многочисленные версии о причинах и следствиях этого события. Что, впрочем, совсем не удивительно: во-первых, ещё за несколько дней до Нового года было совершенно непонятно, наступят ли перемены или ФЦП будет сохранена, а во-вторых, в современном мире даже гораздо менее значительные события вызывают всплеск экспертной активности. ForPost попытался отделить зерна от плевел и понять, что же изменится для Севастополя и Крыма после ухода из нашей жизни ФЦП.

«Не надо бояться».

Для начала признаем: говорить о переформатировании ФЦП в госпрограмму, как это сделано в подзаголовке, не совсем точно: госпрограмма «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» была утверждена ещё в январе 2019 года и существовала параллельно с ФЦП. В качестве её целей названы «устранение диспропорции в региональном развитии, доведение уровня жизни населения и развития экономики Республики Крым и г. Севастополя до среднероссийского уровня, а также формирование условий для обеспечения устойчивого экономического роста Республики Крым и г. Севастополя, гармонизация межнациональных отношений и устранение межэтнических конфликтов, формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала».

Просто замечательные задачи!

Однако наиболее крупные, значимые и дорогие не только в буквальном смысле слова объекты — от здания музея им. Крошицкого до Крымского моста — были включены именно в ФЦП. Теперь и они будут встроены в госпрограмму — подписанное 28 декабря 2021 года Постановление Правительства РФ о том, как именно это должно быть сделано, опубликовано в последний день уходящего года. Хочется надеяться, что именно совмещение этих важных новостей с пред- и послепраздничной суетой породило некоторую неопределённость в мнениях экспертов, которых мы попытались опросить. А может быть, дело в осторожности, которую несложно понять: слишком велик риск сесть со своими прогнозами в лужу.

Как бы то ни было, часть экспертов предпочла от предсказаний воздержаться. Да и остальные были крайне сдержанны. Экс-глава департамента финансов Севастополя, а ныне директор административного департамента Министерства финансов РФ Владимир Штоп в разговоре с ForPost признался, что глубоко этот вопрос не изучал и давать комментарии не готов, однако подчеркнул: бояться, что перемены скажутся на финансировании реализуемых на территории двух субъектов РФ мероприятий, не стоит.

«Этого однозначно не будет», — уверен он.

Ох уж эта ФЦП.

Не стоит опасаться и неисполнения контрактов и договоров, заключённых в рамках ФЦП: в уже упомянутом постановлении Правительства госзаказчикам ФЦП поручено выполнить всё намеченное. Другое дело, что с реализацией ФЦП и раньше всё было отнюдь не гладко: об итогах её реализации в 2021 году и причинах, по которым намеченное оказалось невыполненным, рассказал в декабре 2021-го телеканалу «Первый Севастопольский» экс-глава дирекции по управлению ФЦП Андрей Никитченко.

Одной из главных причин Никитченко назвал «фактор производственной инфляции», с которой столкнулись строители абсолютно во всех регионах.

«Значительно подорожали многие строительные материалы, и объективно возникла необходимость корректировать сметную часть проекта», — пояснил он.

Значение этого фактора отрицать бессмысленно, однако с реализацией ФЦП в Севастополе и раньше возникали многочисленные сложности. В том числе и связанные с фатальной недобросовестностью строителей и проектировщиков. Именно это заставило руководство Крыма и Севастополя просить федеральные власти освободить их от необходимости при реализации ФЦП проводить закупки по печально известному 44-ФЗ.

Подготовить соответствующий законопроект Владимир Путин поручил в феврале 2020 года, и уже весной Госдума приступила к рассмотрению этого документа. О том, как работает новая система определения подрядчиков, в мае 2021 года рассказал ForPost Вячеслав Аксёнов (в настоящее время — председатель бюджетной комиссии заксобрания).

Однако в нашем мире нет ничего идеального. И, как считает один из опрошенных нами экспертов, именно с этим аспектом связано основное — и весьма серьёзное — новшество, которое сулит Крыму и Севастополю переформатирование ФЦП.

К сожалению, назвать этого человека мы не сможем — так уж складывается жизнь, что наиболее откровенные и подробные ответы на журналистские вопросы в последнее время оказываются анонимными. Отмена ФЦП, подчёркивает наш собеседник, означает и отмену действовавших процедур определения подрядчиков.

«Эти процедуры позволяли отмахнуться от тех, с кем не хотелось иметь дела, кто предлагал низкие цены, но на кого положиться было нельзя. Была и возможность принуждать контрагентов регистрироваться в качестве налогоплательщиков в Крыму и Севастополе. Теперь возможностей управления этими процессами у правительства Севастополя нет. Но насколько это плохо — ещё вопрос», — говорит он.

Теперь, подчёркивает собеседник, эти полномочия переходят к министру строительства и ЖКХ РФ Иреку Файзуллину, которого называют доверенным лицом курирующего Южный федеральный округ вице-премьера Марата Хуснуллина. Так что решать, кто именно будет строить в Крыму и Севастополе, будут люди, работающие на федеральном уровне:

«У них возможностей отсеивать тех, кто не нужен, не меньше, а больше, чем у правительства Севастополя. Поэтому здесь скорее больше позитива, чем негатива — есть надежда, что процессы ускорятся. Ускорится процесс заключения контрактов и их реализации, улучшится контроль за их исполнением. Хуснуллин руководитель достаточно толковый и жёсткий».

«А сам не плошай».

Прежняя система определения подрядчиков была несомненно лучше и позволила избежать контактов с совсем ненадёжными людьми, однако на «надёжных» в итоге пришлось нагрузить столько, что вопрос об их способности с порученными задачами справиться оставался открытым, поясняет эксперт. И в конце концов правительству всё-таки приходилось работать с теми, кого он называет «вторым эшелоном», — а это повышенные риски.

Кстати, подбирал потенциальных подрядчиков департамент капитального строительства. А затем их оценивала созданная при правительстве Севастополя комиссия по определению единственного поставщика.

«Возможность принимать решения правительству дали, а круг потенциальных контрагентов достаточно узок, поскольку многие серьёзные компании идти в Севастополь и Крым не хотят. Так что проблема была. И в этом смысле у Хуснуллина тоже возможностей гораздо больше», — считает собеседник.

Как именно вице-премьер будет принуждать серьёзных контрагентов работать в Крыму и Севастополе, покажет жизнь. Тем временем переформатирование ФЦП прокомментировали нашему порталу в Министерстве экономического развития РФ. Как подчёркивает замминистра экономического развития Сергей Назаров, формат госпрограммы делает процесс развития регионов «более гибким, ориентированным на выполнение поручений Президента и задач Правительства РФ», и позволяет воплощать утверждённые проекты с соблюдением сроков и с «должным качеством».

Говорится в ответе и о том, что в соответствии с поручением Президента России объём привлечённых в Крым и Севастополь инвестиций должен к 2025 году превысить триллион рублей, что позволит в том числе увеличить налоговую базу.

И тут самое время вспомнить о том, что двум соседним регионам предстоит решить самую важную для себя задачу — научиться больше зарабатывать. Ведь поток федеральных средств, обилие которого уже вызывает обиды и нарекания у жителей других субъектов федерации, рано и поздно если не иссякнет полностью (этого, конечно, не случится), но наверняка истончится. Так что, перефразируя известную пословицу, скажем: надеяться только на федеральные средства, а не на собственные силы, в любом случае опрометчиво и не совсем порядочно. По каким бы программам эти заработанные всей страной деньги не проходили.

Ольга Смирнова

4017
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
Еще нет голосов
Теги:

Обсуждение (10)

Profile picture for user Город Севастополь
2189

Изначально не было ясности по ответственному в Севастополе за включение объектов в ФЦП. Теперь и решение по исполнителю работ уходит за пределы города. Т.о. теперь у нас вообще не будет проблем как  по определению на месте необходимых инфраструктурных объектов, так в принятии решения по выделению финансирования и по исполнителям работ на очень нужных городу объектах?

Наверное теперь стоит  добиваться профицитного бюджета Севастополя специалистам а пределами города?

Profile picture for user Шато
1351

Ну вот и тот самый передел,были местные Лебедевы с Кабановыми,теперь прийдут условные *Гусевы и Свинарчуки*,но с материка.

Profile picture for user Paganel
5575

... решать, кто именно будет строить в Крыму и Севастополе, будут люди, работающие на федеральном уровне

Ну, понятно: кому-то очень обидно, что федеральные деньги не полностью им достаются, а часть этих денег  местные власти украсть умудряются biggrin

Profile picture for user Ангал
1694

 Видно местные плохо делились с вышестоящимиbiggrin

 "кому-то очень обидно, что федеральные деньги не полностью им достаются, а часть этих денег  местные власти украсть умудряются "

 

Profile picture for user суржик
5885

.....формирование сети автомобильных дорог, портов, обеспечение транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации, эффективное использование туристско-рекреационного потенциала

радует выделенное место госпрограммы

но по факту, Севморпорт убивают! и это продолжается и при "мудром" управлении нынешнего губера и нач.  Дептранса

Profile picture for user И снова здравствуйте
4687

hahahystericalhystericalhysterical Можно подумать раньше здесь что-то решали. Е:ще скажите, что Развожаев или его предшественникиhysterical

Profile picture for user sergei67
583

после 14 года уже ничего не решаем все ни власт севастопольцев ничего не осталось

Profile picture for user ulogin_google_117174055210959419943
147

Все было ясно изначально кто?почему?зачем?от кого?для чего?передел не начался он продолжается,но а следующий этап развития после передела и освоения земли в нашем городе Герое это снятие губернатора он был назначен сюда для этих целей,но а потом очередной назначенный и начнёт все это уже застраивать на официальном уровне продолжая вешать лапшу народу как мы заживем когда-то может быть, это система советская проверенная и работающея только немного подкоректированная ни когда и ни кого не интересовало мнение народа внимательно слушайте жериновского у него по старости слетает с языка иногда правда о том и о чем они думают.Президент наш с ними борется уже 20 лет это так называемые семьи  эпохи ельцына предателя и упыря переделанные из коммунистов ЦК в демократов и продавшие нашу страну вместе с народом англосаксам,вот почему на все намеченные программы нашего Президента они вставляют палки в колёса.

Profile picture for user ulogin_vkontakte_332066245
2097

Да ладно...Столько понаписали.Кто откат даст-тот и строит,это всем известно,а то надежный,не надежный...

Главное за день

Спортсменка из Севастополя стала чемпионом Европы

Елена Гапешина рада, что золотая медаль поедет в родной город.
11:06
3
1209

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
12
4353

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
18
1742

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
2612