Россия

Когда и какие машины лучше брать россиянам в 2024 году

​Что будет с ценами и китайскими авто, рассказали эксперты.

Когда и какие машины лучше брать россиянам в 2024 году
Фото:
коллаж ForPost

Российский авторынок закончил 2023 год на мажорной ноте благодаря продажам новых легковых и лёгких коммерческих машин.

Таких автомобилей жители РФ приобрели от 859 тысяч до 999 тысяч штук в январе-ноябре этого года — на 200-300 тысяч больше, чем за весь 2022 год, по данным Ассоциации европейского бизнеса.

Рост продаж в прошлом году показал восстановление спроса после спада из-за пандемии и других экономических факторов, считает руководитель стратегического маркетинга автохолдинга «Барс» Александра Веретено.

«Улучшение ситуации с национальной валютой способствует увеличению продаж, но высокие ключевые ставки <Центрального банка РФ> влияют на количество автокредитов, выдаваемых банками. Эти противоположные факторы компенсируют друг друга, что объясняет отсутствие значительных изменений на автомобильном рынке», — полагает директор департамента продаж автомобилей с пробегом ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Андрей Гришаков.

В прошлом году российский авторынок частично стабилизировался, так как нишу ушедших из РФ европейских и американских производителей заняли китайские бренды, сказал генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.

А директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих напомнил, что 2022 год был непростым для россиян, в том числе с точки зрения их эмоционального состояния:

«Крупные покупки люди обычно совершают в благоприятной ситуации, в условиях определённости. В 2022 году на фоне начала СВО и мобилизации покупка автомобиля для многих граждан перестала быть первоочередной задачей. Отсюда и проседание по продажам. В 2023 году ситуация — более спокойная. Доллар более или менее стабилизировался, уже нет скачков до 125 рублей, как в марте 2022 года. Граждане увидели, что Россия крепко стоит на ногах вопреки экономическим санкциям, и стали больше позволять себе покупок».

Рост производства отечественных авто и продаж машин в целом может быть связан прежде всего с ростом оборонно-промышленного комплекса, работающего на полную мощность, допустил Плохих:

«Оборонка развивается, промышленность развивается. Экономический рост есть. А когда есть экономический рост, то повышается спрос в том числе на автомобили: они нужны и государственному сектору, и бизнесу, и гражданам. Рост производства свидетельствует о том, экономика чувствует себя хорошо».

Кроме того, появились новые возможности приобретения авто, обратил внимание Сергей Клоков, руководитель направления кузовного ремонта в московской компании, работающей с грузовым транспортом:

«Интересно, что покупки <машин> можно совершать на маркетплейсах, что добавляет удобства. Сложно было раньше представить, что можно зайти на Ozon и купить там «Москвич» или OMODA. Что уж говорить, совсем недавно никто не знал, что возродится бренд «Москвич».

Читайте также: Что происходит на бывшем автозаводе «Пежо» в России — тайна, покрытая мраком

Кто захватил авторынок РФ

И хотя полных данных за 2023-й у Ассоциации европейского бизнеса пока нет, по её информации за девять месяцев прошлого года можно сказать, что наш авторынок разделили российские и китайские марки: Lada, ГАЗ, УАЗ, Chery Group, GWM Group, Changan и Geely.

Доля западных брендов, отказавшихся работать в РФ, была мала в сравнении с российско-китайскими. Но она показала сохранение спроса. Это подтвердило исследование компании Insmart, предоставляющей экосистему для работы агентов на рынке страхования.

Китайские машины стали лидировать по продажам в РФ «из-за соотношения цена — качество», ведь в европейских «нужно регулярно обновлять программное обеспечение, часть которого закрыта для российского рынка, та же история с запчастями», уточнили в Inssmart.

«Увеличение доли китайских производителей и снижение доли западных брендов отражает изменение рыночной динамики, возможно, связанное с политическими и экономическими факторами», — сказала руководитель стратегического маркетинга автохолдинга «Барс» Александра Веретено.

Читайте по теме: Сколько будут стоить автомобили с пробегом в 2024 году

Китайский успех

Все опрошенные ForPost эксперты отметили доминирование китайских производителей на авторынке РФ в 2023 году, несмотря на активизацию отечественных компаний.

Конкурентную борьбу с автопромом Китая не выдерживает не только группа «АвтоВАЗ», что вполне закономерно, но и серьёзные зарубежные производители, считает кандидат экономических наук Сергей Гатауллин.

«Желание российских автопроизводителей сохранить долю рынка поддерживается только одним фактором — спросом на безнадёжно устаревшие автомобили нижнего ценового сегмента, который банально не интересен китайскому автопрому», — считает он.

Экспансия китайских брендов будет продолжена и на глобальном уровне, и на рынке РФ, уверен Гатауллин.

«Lada била рекорды по продажам в 2022 году и продолжила в 2023-м, потому что новые отечественные автомобили дешевле иномарок. Также «АвтоВАЗ» поддерживается государством. Говорят о возрождении модели «Ока» — это хорошая идея, так как сегмент доступных городских малолитражек сейчас свободен. Раньше мы как автопрокат закупали Datsun mi-DO, но, к сожалению, эта марка ушла из РФ три года назад. Если на рынок выйдет новая «Ока», мы точно закупим в наши парки партию этих машин. Спрос на машину эконом-класса будет точно, но нужна господдержка и цена на три основных комплектации от 0,8 до 1,65 миллиона рублей», — рассказал Дмитрий Матвеев, генеральный директор компании «Автопрокат» (сеть автопрокатов в России и за рубежом).

По его мнению, главным преимуществом наших авто всегда была относительно низкая цена, и российским производителям нужно постараться сохранить его. Жители РФ крайне редко готовы купить российский товар дороже, чем зарубежные аналоги, — это подтверждают опросы последних месяцев, отметил Матвеев.

До 2023 года на авторынке РФ были 16 китайских брендов, но в прошлом году представительство компаний КНР увеличилось до 60, обратил внимание Сергей Клоков.

По его оценке, китайцы настолько успешно занимаются замещением ушедших из РФ зарубежных марок, что доля отечественных производителей сокращается существенно.

Читайте ещё: В России снова будут выпускать автомобили Hyundai и KIA?

Насколько подорожали авто

Средняя цена новых отечественных легковых машин достигла 1,09 миллиона рублей в ноябре 2023 года — на 18,18% больше, чем в январе (0,09 млн).

Средняя стоимость новой иномарки поднялась до 2,33 млн рублей в ноябре — на 12,4% больше, чем в январе (2,07 млн).

Средний ценник подержанной иномарки был 1,33 млн рублей в ноябре — на 25,6% больше, чем в январе (1,06 млн), по данным Росстата.

В январе-ноябре 2022-го картина была другой. Тогда новая российская легковушка подорожала на 23,55%, новая иномарка — на 43,2%, а б/у иномарка — лишь на 7,64%.

«Россияне поняли, что новые китайские или отечественные автомобили стоят примерно столько же, сколько хорошие подержанные иномарки. Подержанные авто западных марок стали ценить, и на повышение спроса на них рынок отреагировал увеличением цен. Этим обусловлено подорожание подержанных иномарок <в 2023 году>», — считает директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.

А подорожание новых авто связано с «дорогим долларом и инфляционными процессами», добавил он:

«Скажем, отечественные автопроизводители закупают за границей определённого рода запчасти, ведь на конвейер нужно ставить какие-то запчасти, а они дорожают во всём мире. Кроме того, в 2024 году в России будет повышен МРОТ на 18,5%. Компании уже сейчас закладывают в свои расценки будущие издержки, ведь им надо же будет платить зарплаты. Они будут это делать за счёт повышения стоимости своей продукции».

На подорожание иномарок, цены которых растут с 2022 года, влияет не только их дефицит на рынке РФ, но и «спекуляции дилеров», сообщил гендиректор компании «Автопрокат» Дмитрий Матвеев. И добавил, что отечественные авто дорожают из-за сильной зависимости их производителей от поставок зарубежных компонентов.

«Но цены на автомобили не могут расти постоянно. Этот рост будут останавливать периодические падения спроса. Но большого падения цен, конечно, не предвидится», — констатировал Матвеев.

Рост авторынка РФ вопреки повышению цен говорит о том, что машины «достаточно доступны для какой-то части населения» и об облегчающих их покупку кредитах, полагает Сергей Клоков.

«Ставки по кредитам растут вместе с ключевой ставкой Центрального банка РФ, так было всегда. Можно вспомнить 2014 год, когда ставка доходила до 17%. Люди считали, что им повезло, когда в 2014-2015 годах брали ипотеку под 12% годовых. Снижение и повышение ставок — цикличный процесс, поэтому те, кто его уже переживали, вряд ли сильно были удивлены новым решениям Центробанка», — добавил он.

Читайте также: Почему у российского автопрома всё хорошо только на бумаге?

Что будет с продажами в 2024 году?

Продажи новых легковых машин в РФ вырастут примерно на 20%, считает директор факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.

Аналогичное мнение у директора департамента продаж автомобилей с пробегом ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Андрея Гришакова.

«В количественном соотношении объём <проданных> автомобилей увеличится до 1,3-1,4 млн штук. Рост рынка в основном будет происходить благодаря увеличению количества китайских брендов. И при сохранении текущей тенденции в 2024 году возможен переизбыток предложений со стороны производителей из Китая, а также возникновение конкуренции между ними», — уточнил он.

Китайские компании планируют увеличить свою долю на авторынке РФ до 80% в 2024 году и могут поставить до 1,2 млн новых машин в этом году, что позволит избежать дефицита в массовом и бюджетном сегментах, сказал гендиректор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.

По его оценке, продажи новых авто в РФ будут на уровне 900 тысяч — 1,3 млн штук в 2024 году, однако спрос на машины будет зависеть от разных факторов: цены авто, внешних ограничений, параллельного импорта.

Об активной борьбе китайских брендов за рынок РФ сказал и руководитель компании «Автопрокат» Дмитрий Матвеев. В связи с чем автосалоны предлагают на машины из КНР специальные скидки, которых нет на европейские марки, уточнил он.

«В 2023 году из-за дефицита новых авто и высоких цен на них — на фоне снижения покупательской способности россиян — большая часть выданных кредитов пришлась на б/у автомобили. Они в 2024 году могут быть в дефиците, так как автовладельцы всё чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто. Это значит, что рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься. Кроме того, авто с пробегом по-прежнему невыгодно завозить в РФ по параллельному импорту, потому что нереально высокая цена для конечного потребителя получается. Причины этого: таможенные пошлины и другие сборы. Вероятное падение рынка б/у авто в 2024 году даёт шанс для китайских производителей, которые уже сейчас начали давать акционные цены», — добавил Матвеев.

Читайте по теме: Названы шесть марок авто, на которых разрешат ездить чиновникам

Какими будут цены

Прогноз цен на новые и подержанные легковушки в РФ в 2024 году эксперты дали в целом негативный.

«Рост цен на автомобили примерно сопоставим с ростом зарплат, во всяком случае в Центральном федеральном округе. Я помню 2012-2013 годы, когда Hyundai Solaris стоил 370-470 тысяч рублей в зависимости от комплектации. Ты получаешь 35-40 тысяч рублей и понимаешь, когда сможешь накопить на машину. Так и сейчас. Семьи со стабильным доходом, в которых работают муж и жена, могут себе позволить автомобиль. Они спокойно могут взять автокредит с ежемесячным платежом в 20 тысяч рублей и закрыть потребность в машине», — сказал руководитель факультета бизнеса Университета «Синергия» Кирилл Плохих.

Доступность нового авто для граждан на фоне снижения реально располагаемых доходов будет определяться доступностью кредитов, считает экономист Сергей Гатауллин.

И на фоне увеличения Центральным банком РФ ключевой ставки до 16% «рост цен на автомобили не даёт делать оптимистичных прогнозов», отметил генеральный директор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич.

Но россияне со средним доходом, по его мнению, смогут позволить себе покупку авто в дилерских центрах, которые будут привлекать клиентов выгодными программами кредитования, доступным лизингом и другими бонусами.

«На практике, если человеку здесь и сейчас нужна машина, высокая ставка его не останавливает. Он вряд ли станет ждать лучших времён, когда ставка снизится, и приобретёт автомобиль на невыгодных условиях, а после смягчения политики регулятора рефинансирует кредит», — парировал гендиректор компании «Автопрокат» Дмитрий Матвеев.

Несмотря на поднятие ключевой ставки ЦБ РФ и укрепление рубля цены на авто не будут снижаться массово в 2024 году, полагает глава департамента продаж автомобилей с пробегом ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Андрей Гришаков.

«Стимулом для снижения стоимости автомобилей станет укрепление курса национальной валюты до 80 рублей за доллар. Также ожидается, что с начала 2024 года стоимость автомобилей почти всех брендов вырастет. Многие производители хотели бы поднять цены уже в текущем году, но предпочитают не оставаться в меньшинстве с повышенными ценами», — уточнил он.

А эксперт сервиса Автокод, профессиональный подборщик машин Игорь Шагапов рассказал, что в начале 2024 года ожидают от «АвтоВАЗа» роста цена на три-четыре процента от базовой стоимости новых авто.

На новые китайские машины цены либо будут заморожены, либо снижены, уточнил он:

«Так как уже есть предпосылки к переизбытку рынка — закупились всем чем можно было: от известных брендов из Поднебесной до труднопроизносимых бюджетных вариантов. В августе-сентябре дилеры покупали впрок, потому что спрос был на пике. Но пока глобально и весомо ничего, конечно, дешеветь не будет. И к сезону повышенного спроса, весна-лето, можно вновь ожидать прирост цен. К этому времени «АвтоВАЗ» должен выйти на нормальные мощности. У них была небольшая просадка, но сейчас можно ожидать, что они откатятся к количеству продаваемых авто как до кризиса».

Кроме того, продолжится подорожание б/у автомобилей, так как пока нет спада покупательской способности, благодаря в том числе индексации зарплат — люди сохраняют спрос и возможность покупки авто, отметил Шагапов.

«Самым пострадавшим и тяжёлым бюджетом в сегменте подержанных авто продолжает оставаться бюджет до миллиона рублей. В этом сегменте всё очень плохо — альтернатив практически нет: Volkswagen Polo, Kia Rio, Hyudai Solaris. Раз в два-три месяца происходит повышение цен именно в этом сегменте на 5-7%. А китайскими авто рынок вторички не насытится, пока не локализуют сборку на уровне российских регионов и не наладят поставку деталей», — обратил внимание эксперт Автокода.

Читайте также: Как в России, несмотря ни на что, взлетело количество люксовых авто?

Когда брать машину

А в том, когда в 2024 году лучше приобретать автомобиль, эксперты разошлись.

Точное определение зависит от множества факторов, в том числе ценовых тенденций, спецпредложений дилеров и экономических условий в стране, напомнила руководитель стратегического маркетинга автохолдинга «Барс» Александр Веретено.

«Обычно конец года или начало нового года считаются хорошим временем для покупки, так как дилеры стремятся выполнить годовые квоты продаж и предлагают скидки», — добавила она.

Схожее мнение у директора департамента продаж автомобилей с пробегом ГК АВТОДОМ и ГК АвтоСпецЦентр Андрея Гришакова:

«Лучше приобретать в конце года, когда дилеры предлагают различные бонусные программы и скидки. В предновогодний период для покупателей часто действуют привилегии, которые позволяют приобрести автомобили по выгодным ценам».

Гендиректор ГК АвтоСпецЦентр Андрей Терлюкевич считает, что лучшее время будет в марте-апреле 2024 года — приблизительно тогда в РФ поступит новая партия китайских машин, поэтому стоимость моделей предыдущего года выпуска снизится на 15-20%.

Если говорить о подержанных автомобилях, то затягивать их покупку не стоит, считает исполнительный директор сервиса автозаймов Caranga Аркадий Бакушкин:

«Крупнейшие дилерские центры и сетевые СТО фиксируют тренд: клиенты стали экономить на качестве запасных частей и ремонтных работах. Соответственно, если вы нашли достойный б/у автомобиль уже в начале года, то откладывать покупку не стоит. Цена на них вряд ли будет снижаться».

На цену автомобилей будет влиять курс валют — и если предположить, что зависимость рубля от доллара увеличится, то с покупкой автомобиля не нужно тянуть, добавил он.

«Если прогноз по снижению <Центральным банком РФ> ключевой ставки выполнится, то, возможно, как склонны верить порядка 40%-50% экспертов рынка, мы будем наблюдать небольшое снижение или стабилизацию цен на определённые марки. Если говорить о покупке за счёт кредитных средств, я бы дал совет повременить до первой информации от Банка России по политике управления ключевой ставкой. Многие крупнейшие игроки автокредитования сейчас как раз анализируют и ожидают первой информации от ЦБ РФ», — заключил Бакушкин.

Читайте по теме: Российский «Атом» собрал 36 тысяч платных предзаказов: что известно о электромобиле

Алексей Лохвицкий

5418
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
В среднем: 3.7 (3 голосов)

Обсуждение (6)

Profile picture for user FishCat33
122

Два авто на выбор Каи Е5 и Каи Х3

Не в чем себе не отказывай. 

Profile picture for user Михаил_tm
106

Если бы китайцев продавали по их стоимости в Китае, то наш автопром обнулился бы в хлам(((

Profile picture for user Севастопольский житель
446

При моих доходах, губозаворачивальная машинка, самое то!

Главное за день

Над братской могилой освободителей Севастополя вознесся башенный кран

За время судов строительные планы выросли до 10 этажей?
09:00
4
1111

На каждого жителя Севастополя в Генплане отвели 16 кв. м зеленых насаждений

В процессе доработки проекта территории зеленых зон были увеличены.
20:01
17
1037

В Севастополе оценили потери граждан от атак ВСУ

Пока на компенсации выделено более 2 миллионов, но это не финал.
16:04
7
1918

ВСУ ищет уязвимые места в Крыму и Севастополе для ATACMS — мнение

Однако военная помощь США уже не изменит сложившийся баланс сил, считает собеседник ForPost.
13:01
11
4021