Ко Дню морской пехоты. Свет «Сатурна». Ч.3

admin

С ещё большей пунктуальностью проводились в учебном центре воздушно-десантная, огневая, военно-инженерная и легководолазная подготовка. Здесь мы ни йоту не отступали от требований руководящих документов по этим учебным дисциплинам: Руководство по воздушно-десантной подготовке, курса стрельб из стрелкового оружия и боевых машин пехоты, наставления по военно-инженерному делу и правил водолазных спусков. Тщательная подготовка и пунктуальное выполнение требований этих документов обеспечивали выполнение прыжков с парашютом, учебных стрельб из стрелкового оружия и метания боевых гранат, проведение подрывных работ и легководолазных спусков без происшествий и несчастных случаев.



По результатам контрольных и зачётных проверок проводимых начальником БРАВ и МП (БВ) ЧФ, главным специалистом РЧ и МП ВМФ и другими начальниками, 299 учебный центр морской пехоты ВМФ неизменно получал только хорошие и отличные оценки.

Шли в атаку, ломая лёд



Как-то в феврале нас проверял заместитель главкома по боевой подготовке – начальник боевой подготовки ВМФ адмирал Г.А. Бондаренко и наблюдал на тактических занятиях за действиями учебного взвода, которым руководил преподаватель-командир взвода лейтенант В. Измятинский. Адмирал воевавший в 1941-1942 г.г. в обороне Севастополя командиром разведвзвода и роты в 8-й бригаде морской пехоты, не по-наслышке знал тактику морской пехоты и общевойскового боя. Григорий Алексеевич подозвал к себе руководителя занятия и приказал: «Лейтенант, на том берегу бухты взводный опорный пункт обороны противника (указал место), приказываю вам в такое-то время (указал на часы) взять его». А зима в том году в Севастополе была на редкость суровая, Казачья бухта подёрнута льдом. Лейтенант Измятинский мгновенно оценив обстановку и время с возгласом: «Взвод, за мной!» первым бросился в ледяную воду. За ним, ломая лед, ринулись бойцы взвода. Форсировав вплавь бухту, ширина которой в том месте достигала 400 метров, взвод огнем из ручных противотанковых гранатометов подавил огневые точки противника и с ходу атаковал указанный адмиралом объект, забросав его ручными гранатами. Лейтенант В. Измятинский с которого стекала вода, доложил приехавшему на машине адмиралу о выполнении поставленной задачи. Адмирал поблагодарил бойцов за отличную боевую выучку, смелость и бесстрашие. Здесь же взвод переоделся в комплект привезенного старшиной обмундирования, выпил горячего чая из термосов и с песней отправился в военный городок. При этом отмечу, что заболевших среди форсировавших бухту бойцов и сержантов не было. А Валерий Николаевич Измятинский пройдя хорошую школу в 810-й бригаде морской пехоты начальником штаба батальона, возвратился к нам начальником цикла специальной подготовки, был одним из лучших офицеров учебного центра, уволился в запас подполковником.



Особая статья подготовки личного состава учебного центра – воздушно-десантная подготовка. Дело в том, что с образованием на трёх флотах – Черноморском, Балтийском и Северном – бригад морской пехоты (1979 год) мы начали готовить для них в основном командиров и специалистов десантно-штурмовых и разведывательных батальонов, которые действуя в первом броске – выбрасывались с парашютами. Естественно, что это в равной мере касалось соответствующих частей и подразделений дивизии морской пехоты ТОФ. У нас была отличная учебно-материальная база для занятий воздушно-десантной подготовки, о которой говорилось выше. В центре был хороший преподаватель воздушно-десантной подготовки – капитан, затем майор Валерий Васильевич Симонов, пришедший к нам летом 1976 года из Военно-Воздушных Сил флота. Это был настоящий профессионал своего дела, незаурядный педагог, хороший воспитатель и эрудированный человек. Он подготовил из преподавателей и инструкторского состава (прапорщиков) инструкторов парашютно-десантной подготовки, ставшими ему надёжными помощниками. Это уже упоминавшиеся выше полковник В. Измятинский, майоры В.Калганов, В.Литовский, А.распутин, капитан И. Сулацкий, старший прапорщик И. Шишлов, прапорщик В. Сухотюк и другие. В учебном центре был накоплен богатый опыт организации и выполнения парашютных прыжков.



«Коробочки» над аэродромом



РВДП-79 (Руководство по воздушно-десантной подготовке Воздушно-десантных войск 1979 года) было для нас настольной книгой, в которой мы проштудировали все страницы. Я, кроме того тщательно изучил и НПП (Наставление по производству полётов Военно-Воздушных сил) в части касающейся организации прыжков с парашютом и выброски парашютистов из самолётов и вертолётов. Большое значение имели личные контакты с командованием авиационных полков, производивших выброску парашютистов. С благодарностью называю имена командиров полков: полковников Л. Траторава, А. Федорины, П. Васильева.



А уж командиров воздушных кораблей и штурманов я изучил досконально. Знал индивидуальные особенности каждого, присущий только ему одному (когда речь идёт о конкретном экипаже) «почерк», узнавал по голосу в эфире «свой борт» (позывные каждый раз менялись). После получения командиром задания на полёт и штурманом-метеонаблюдения обговаривал с ними все детали полёта, выполнение «коробочки» над аэродромом, заход на боевой курс и процесс выброски парашютистов. С метеорологами тщательно изучал условия погоды, не только над аэродромом, но и во всей юго-западной части Крыма. Как правило, присутствовал при запуске шара-пилота, что обеспечивало знание направления и скорости ветра от 0 до 1000 метров по слоям. Последнее, в свою очередь обеспечивало грамотное руководство прыжками.



В день, предшествующий прыжкам, лично присутствовал при укладке парашютов и предпрыжковой подготовке, где доводил до личного состава особенности завтрашних прыжков, сведения об экипаже летательного аппарата, который будет производить выброску, предварительные сведения об условиях погоды, скорости и направления ветра. С окончанием прыжков обязательно производил со всеми парашютистами разбор прыжков, с указанием каждому военнослужащему замеченных у него недостатков. При всем этом осуществлялся тщательный медицинский контроль за каждым допущенным к выполнению прыжков, с телесным осмотром и замером артериального давления.



Парашютные прыжки без потерь



Эти меры вкупе с тщательным соблюдением всех пунктов и предложений РВДП-79 обеспечивали выполнение прыжков с парашютом без происшествий, серьезных травм и гибели личного состава. За время моего руководства прыжками ( а они выполнялись дважды в году – в зимнем и летнем периодах обучения) личным составом совершено порядка 15-16 тысяч прыжков, не потеряв ни одного курсанта и слушателя. Случались, конечно, растяжения связок голеностопного сустава и даже переломы конечностей, которые становились предметом особого разбора.



На зачетных мероприятиях боевой подготовки личный состав учебного центра участвовал в морском и воздушном десантах, на полигоне район горы Опук, а также в учениях под руководством начальника береговых войск ЧФ, командующего флотом, Главнокомандующего ВМФ и Министра обороны СССР. Серьезным экзаменом для личного состава учебного центра явились учения в сентябре 1990 года под Одессой (район Чебанка-Григорьевка), на котором присутствовало руководство Министерства обороны и Президент СССР, объявивший благодарность всем участникам учений.



Слушатели учебного центра постоянно выполняли действия за «противника» при проведении тактико-специальных и зачетных учений с береговыми ракетными полками. Каждому такому учению предшествовала тщательная рекогносцировка, тактические летучки, групповые упражнения на картах и местностях.



Действия разведывательно-диверсионных групп на таких учениях высоко оценивались начальником береговых войск флота. Авторитет учебного центра в этом плане был столь высок, что наш личный состав по просьбе командования соединения войск ПВО привлекался для проведения учений с бригадой противоракетной обороны, дислоцировавшейся в Крыму и заслужил высокую оценку со стороны её московского командования.

На всех контрольных и зачетных проверках, проводимых начальником БРАВ и МП (БВ) ЧФ и главным специалистом ракетных частей и морской пехоты ВМФ, 229 учебный центр морской пехоты оценивался только хорошими и отличными оценками.



Тысячи матросов и сержантов, сотни офицеров и прапорщиков из соединений морской пехоты всех флотов прошли за 25 лет (1971-1996 г.г.) подготовку в 299 учебном центре морской пехоты ВМФ.



Три Героя России



Трое из них стали Героями Российской Федерации за боевые отличия в операциях против бандформирований на северном Кавказе. Это Евгений Николаевич Кочешков, ставший генерал-маором, начальником штаба береговых войск ВМФ, офицер Сергей Сергеевич Шейко (ДКБФ) и старший прапорщик Григорий Михайлович Замышляк (Северный флот), служивший затем на каспийской флотилии.

Высоких военных званий и должностных положений добились воспитанники учебного центра морской пехоты:

Павел Сергеевич Шилов – генерал-лейтенант, начальник береговых войск ВМФ; Анатолий Федорович Домненко – генерал-лейтенант, заместитель командующего ТОФ по береговым и сухопутным войскам; Владимир Сергеевич Корнеев – генерал-майор, командир 55 дивизии морской пехоты ТОФ; Анатолий Николаевич Кочешков – генерал-майор, начальник береговых войск ЧФ; Александр Евгеньевич Смоляк, командир 55 дивизии морской пехоты ТОФ, генерал-майор.

Полковник в отставке Геннадий Рыжонок

Видно не зря за «черными беретами» закрепился лозунг: «Где морская пехота – там победа!». Морпехи сражались в северной и Крымской войнах, громили немецко-фашистских захватчиков, исполняли свой интернациональный долг в Анголе, Вьетнаме, Сирии, Египте, Гвинее, Афганистане и других странах, громили бандформирования в Чечне.



Владимир ПАСЯКИН.

Фото автора

 

Profile picture for user Черное море
11112

9 декабря в России отмечается день Героев Отечества. А в бригаде морской пехоты ЧФ их два. Белявский и Карпушенко. Так чт поздравляю!!!