Лента новостей

03 августа 2008 - 16:19
2389
1

Режиссер Александр Прошкин: «Мы так и не вышли из состояния гражданской войны»

ForPost Мнения: Режиссер Александр Прошкин: «Мы так и не вышли из состояния гражданской войны»

В июле в Севастополе кипели не только дежурные политические страсти (на Графской пристани, в частности), но и тихо-мирно протекал уже четвертый по счету Международный кинофестиваль. Пожалуй, самой заметной персоной на этом кинофоруме оказался кинорежиссер Александр Прошкин.

 

Один список его фильмов вызывает уже восторг: «Холодное лето пятьдесят третьего» (с Анатолием Папановым и Валерием Приемыховым), «Михайло Ломоносов» (с Виктором Степановым), «Николай Вавилов» (с Богданом Ступкой).

В Севастополе Прошкин представил свою новую картину «Живи и помни» по мотивам повести Валентина Распутина. Зал кинотеатра «Победа» во время просмотра был переполнен — сидели даже на полу. А после премьеры, честно говоря, предполагалось, что интервью с режиссером ограничится тематикой нового фильма. Тем не менее, Прошкин вышел «из берегов». И как подлинный интеллигент, совестливый художник и мастер старой — подлинной — кинозакалки размышлял о судьбах отечества, о роке умирающей деревни. Не обошел и «Доктора Живаго». Эта экранизация романа Пастернака, недавно осуществленная Прошкиным (в главных ролях Олег Меньшиков, Олег Янковский и Чулпан Хаматова), уже признана едва ли не канонической.

 

«После экранизации Распутина крестьяне позвали на митинг у Белого дома»

— Александр Анатольевич, повесть Валентина Распутина «Живи и помни» была популярна в 70—80-е годы ХХ века. А что подвигло вас обратиться к этой прозе уже в начале века XXI?

 

— Знаете, меня мало интересует жизнь так называемых современных крутых. Предпочитаю концентрировать внимание на «маленьком человеке». Тяжело ездить по деревням и смотреть, как жизнь там еле теплится или же просто на глазах умирает.

 

Мы обычно печемся о стариках. Но именно они и выживают! А средняя полоса России как таковая перестала вообще существовать! В той же Нижегородщине начали активно продавать леса. Это грустное зрелище. Ведь крестьянский инстинкт изначально не разрушительный, а созидательный.

 

Кстати, меня после съемок «Живи и помни» крестьяне позвали на митинг у Белого дома… То есть началось какое-то шевеление снизу. Да, пока наши политики делят только нефть. Но ведь потом дело дойдет и до земли! Новая хищная элита считает: «Погибнет деревня — и слава богу!». Потому что понятия «совесть» и «русский капитализм» вообще никак не совмещаются!

Сейчас повсеместный уклон в попсу. Чтобы не задумываться ни о чем! Поскольку так можно «додуматься» и до подлинной сути вещей, происходящих в стране… Когда столичные актрисы попали в деревню, то вся их городская спесь сошла на нет.

 

Съемки, кстати, проходили не в Сибири. Как таковой Ангары уже нет. Там сейчас каскад электростанций. Поэтому в Сибири снимать нереально и дорого. А наша местность — это старообрядческие деревни под Нижним Новгородом. Примерно километров 160 от оного.

 

— В вашем фильме — давно забытая зима. Сегодня не найти таких морозов и таких вьюг, как в фильме «Живи и помни». Погода помогла? Или киноэффекты?

 

— Мы снимали даже не зимой, а в марте. Картину сняли быстро. Меньше чем за два месяца — март-апрель. Первую сцену снимали в 30-градусный мороз. И когда бедная Даша Мороз стирала белье, то ее покрасневшие и околевшие руки выдавали подлинную температуру. Но природа была к нам благосклонна. Когда была нужна метель, то выпал снег, началась настоящая пурга.

А вот на картине, которую сейчас снимаю, было по-настоящему сложно. Зимы как таковой практически не было. Съемки проходили в Туле. Поэтому и приходилось обходиться «симуляциями»...

 

— Если можно, расскажите хотя бы вкратце о своем новом фильме.

 

— Картина называется «Чудо». В основу легла довольно странная история… В 1956-м,
в городе Самаре, одна женщина в день своего рождения, так и не дождавшись избранника, взяв икону Николая-угодника, пустилась в пляс и… застыла. Она простояла 128 дней. Потом вернулась в обычное состояние. Дальнейшая судьба ее не известна. Доказано, что это событие имело место… Я в это верю, иначе не стал бы снимать фильм.

 

Этот фильм — история людей, которые столкнулись с необычным явлением, и о том, как чудо повлияло на их жизнь. Это феномен, не имеющий объяснения с точки зрения материалистического мировоззрения.

 

Что потом случилось с этой девушкой? По одной версии ее отправили в сумасшедший дом. Вторая версия — церковь за нее начала бороться, поскольку та начала рассказывать, что Николай-угодник являлся к ней и кормил ее. После этого она умерла. В картине — пять новел. Фильм совершенно не похож на «Живи и помни».

 

Кстати, а сам автор повести — Валентин Распутин — уже посмотрел «Живи и помни»? Какова его оценка картины?

 

— Он смотрел. Но без меня. Я был в это время на съемках. Знаю, что картину он принял. Но подробно с ним мы это не обсуждали. Я вообще редко с живыми авторами имею дело. Снимаю
в основном историческое кино. И с авторами стараюсь быть на определенной дистанции. Каждый автор, как правило, задает вопросы: а почему это есть, а того нет? С другой стороны, и деревенская проза (Распутин, Белов, Астафьев) уже сошла на нет. Она не востребована! Конечно, есть такие авторы, как Борис Акунин, который распределяет даже актеров. Но у Валентина Григорьевича было всего две просьбы: не оправдывать предательства главного героя и чтобы в картине не было эротических сцен.

 

Впрочем, и меня самого тошнит от красивостей в кино. Ведь деревенские люди «Камасутру» не читают! У них полуживотные отношения. Но они чувствуют поболе так называемых интеллигентов. Я был даже удивлен, что здесь, в Севастополе, эту картину приняли на ура…

 

«Если б женщины правили миром, то все было бы гораздо лучше»

 

В фильме «Живи и помни» — образ очень сильной женщины. Да и вообще все представительницы прекрасного пола у вас сильнее, чем мужчины. В этом концепция? Или всему причиной военное время?

 

— Мы все сейчас живем «не по Достоевскому». В России многие выживают именно за счет запаса прочности женщины. Ведь еще с 1917 года мужчины не могут договориться друг с другом! И главная наша беда в том, что мы так и не вышли из состояния гражданской войны. Она, эта война, перешла в латентную форму. Полагаю, в Украине то же самое... У нас — внизу — не могут договориться на уровне жэка, подъезда! Поэтому если б женщины правили миром, то, думаю, все было бы гораздо лучше.

 

— Вы сознательно изменили финал повести Распутина?

 

— Да, у Распутина история завершается многоточием. А у меня главный герой — слабый виновник всех несчастий — выживает. Но такова логика нашей жизни: люди с сердцем и которые способны любить и совершать поступки, погибают в первую очередь и расплачиваются за других.

 

И еще одно обстоятельство: образ жизни, который они ведут, пожирая друг друга, приводит к тому, что деревня исчезает, саморазрушается. И если мы будем продолжать жить так, как живем, уничтожая друг друга, то и страны не будет.

 

— Александр Анатольевич, а как сегодня живет и над чем работает некогда знаменитый Валентин Распутин? Ведь в последнее время ни о нем, ни о его новых произведениях ничего не слышно.

 

— Это пожилой и очень грустный человек, у которого в жизни случилось большое несчастье — его дочь разбилась в Иркутске на самолете… И во многом он это время вообще не принимает. Человек он достаточно закрытый. Но я понимаю, судя по каким-то нашим обрывочным беседам, что он в конфликте и с обществом, и с временем...

 

А почему на роль старика, свекра Настены, вы пригласили относительно молодого, но не узнаваемого на экране Сергея Маковецкого?

 

— Считаю, что Маковецкий — выдающийся актер и нет границ его амплуа. Этот человек видит не «ноты», а то, что между ними. Он человек мобилизированный. Ведь в большинстве случаев за актера надо сыграть. У нас низкий порог профессионализма — во всем! У Сергея же иная психология. Есть понимание того, что он сам в жизни что-то может изменить.

 

— Повлиял ли на выбор актрисы (на главную роль) спектакль Художественного театра «Живи и помни», где Дарья Мороз играет ту же роль, что и в фильме — Настену?

 

— Во-первых, это была в известном смысле просьба самого Распутина. Во-вторых, я Дашу хорошо знаю. Она чудесная девушка, работоспособная. И то, что она эту же роль играла в театре, — и для нее, и для меня было сложностью. Ведь на подмостках другой закон существования. Я постановку Владимира Петрова в МХТ не видел. Специально не смотрел, потому что тогда бы у меня был «враг», с которым нужно бороться. А так я все делал с чистого листа. И Дарью мне пришлось переманивать в другую веру. Ведь театр — это искусство вербальное. Там многое словом делается, а здесь слова практически не имеют значения, здесь должна быть крайняя достоверность поведения.

 

Герои в моем фильме говорят на местном диалекте. Может быть, иногда и не совсем понятном. Ведь если б они говорили на чисто русском литературном языке, то это была бы абсолютная неправда. Мне трудно было собрать актерскую компанию, так как московские актеры очень далеки от этой жизни. Мы и снимали этих именитых господ в простых крестьянских избах. И еще обязательно должна быть некая генетическая память. Например, тот же Сережа Маковецкий — какой бы он там ни был у нас запатентованный интеллигент, но сам он родом из украинской деревни. И у него закодирована эта память.

 

Я помню, что когда у нас съемка была в интерьере избы, то Маковецкий куда-то исчез. Я зову-зову: «Сережа, ты где?». И вижу: он сидит с местными мужиками на лавочке и гутарит, а отличить актера от крестьянина невозможно.

 

Вы, кажется, спрашивали, почему я взялся за эту картину? Да потому, что деревня наша гибнет, ее просто убивают на глазах. При этом нашему замечательному обществу глубоко на это наплевать. Ну и пусть погибает. Не будет так не будет. Да, у нас капитализм, новое время. Но как только погибнет деревня, это будет уже не Россия, а бог знает что!

 

Европой наша страна не станет долго. Пока не вижу к этому серьезных предпосылок. А вот потеряв собственную самобытность, культуру и традиции, мы утратим свое исконное лицо. Еще не так давно Россия была на 50% крестьянской страной. Это особое миропонимание, нравственный кодекс, передающийся из поколения в поколение. А раз эти деревенские люди обречены, то они спиваются, становятся такой вот массой, которую можно рекрутировать в разрушительную энергию. Они приходят в города и становятся скинхедами и прочими ненормальными. И это чрезвычайно опасно, особенно в стране, которая не может преодолеть сознание гражданской войны.

 

«Российский кинобум? Это вранье!»

 

— Что вы имеете в виду, когда говорите о «сознании гражданской войны»?

 

— Что это такое? Это вне зависимости от того, активная эта война или пассивная… В активной «форме» погибают герои с обеих сторон. Нация постепенно теряет героев, деградирует. И на смену героям выходит средний уровень людей, которые боятся, они неактивные, неэнергичные. Или как при советской власти все председатели колхозов были деревенские дурачки, то есть люди, никогда не работавшие. И ненавидели тех, кто работает, кого обозвали «кулаком». Энергичный класс практически уничтожили, остальное довершила война…

 

— Это во многом относится и к теме Голодомора в Украине, когда интеллигенцию репрессировали, а крестьян выморили голодом…

 

— У меня был в свое время достаточно известный телефильм «Николай Вавилов», где уже тогда была предпринята попытка сказать о проблеме голода в Украине. Конечно, это была искусственная акция. Но считаю, что это не был сознательный геноцид против украинского народа. Просто тогда вообще украинский народ не выделялся в сознании кремлевских вершителей судеб как отдельный народ. Для них это было общее месиво людей, которых попросту хотели уничтожить. И Поволжье голодало. И Сибирь голодала...

 

В Украине это было явно, заметно… А забирали урожай, потому что нужны были деньги. Ведь в тот год много зерна было продано за границу. Кстати, в «Николае Вавилове» ваш Богдан Ступка сыграл одну из лучших своих ролей — академика Лысенко.

 

Почему же вы впоследствии не приглашали Богдана Сильвестровича в другие свои картины?

 

— А я его приглашал на «Доктора Живаго»! Но он был занят. Ступка теперь большая знаменитость. Так что, к сожалению, не встретились. Но я его люблю. Он замечательно сыграл Лысенко. И я рад буду с ним еще работать.

 

А что вы думаете о так называемом буме современного российского кино. Ни теряются ли за «изобилием» некоторые действительно хорошие картины, поскольку путь им на экраны перекрывают боевики и дешевые мелодрамы.

 

— Какой бум? Это вранье! Это легенда, распространяемая СМИ. Идет деградация культуры… Началось с того, что в России практически не осталось композиторов — они же все уехали на Запад! У нас совершенно невостребована серьезная музыка. Нет этого «потребителя»! Произошла смена элит.

 

Если раньше элитой считалась интеллигенция — ученые, художники, то сейчас элита — те, у кого есть деньги. И в большинстве своем это малокультурные люди. Они не являются потребителями серьезной литературы или серьезного кинематографа. А кинопроизводство и кинопрокат ориентированы на определенную незначительную прослойку людей, которые в состоянии потратить десять долларов на билеты и еще на десять долларов купить поп-корн.

 

В основном это молодое поколение, которое достаточно зарабатывает, чтобы позволить себе такие траты, и недостаточно, чтобы вести более роскошный образ жизни. Их не так много в стране. Но кинопрокат ориентирован на них. И русский кинопрокат сейчас в руках американцев. Все «долби-кинотеатры» завязаны долгосрочными договорами с американскими дилерами. И когда в Голливуде только снимается картина, то уже понятно, когда в Москве будет премьера.

И на этом фоне наше кино стало абсолютно подражательным! Лепятся на скорую руку «Пираньи», всякая дрянь, чтоб только не было пищи для ума, а чтобы все мелькало, стреляло и щекотало. На это выделяются деньги. Иногда это даже соперничает с аналогичной американской продукцией.

 

...Что же касается кино как искусства, то ни западное, ни европейское кино, ни определенные образцы нашего кинематографа своего зрителя практически не находят. Вот получает в Каннах приз хорошая румынская картина — простая, человечная, а у нас в прокате она идет несколько дней, да и то в небольшом количестве кинотеатров.

 

У нас выросло целое поколение, которое в глаза киноэкрана не видело. В Туле, где я снимал «Чудо», вообще нет современного кинотеатра! Некоторые ездят в Москву, если хотят что-то посмотреть. То есть кино из области искусства превратилось в чистый шоу-бизнес. Нет нравственности, а только доход. И у молодых «режиссеров» задачи четкие: только заработать! Поэтому и сложно моему поколению. Ведь «кино СССР» — это всегда была отдельная резервация. Сейчас же русское кино входит в долю третьего мира — оно потеряло и адрес, и ментальность. Да и по нашим актерам нельзя сказать, что они русские. Например, Гоша Куценко — это отнюдь не лицо России! А что сейчас играть Янковскому? Или Олегу Меньшикову?

 

«На «уголовном» «НТВ» рейтинг «Живаго» был скромным»

 

Вашу недавнюю киноверсию «Доктора Живаго» Пастернака многие критики считают лучшей экранизацией классики — за последние лет двадцать как минимум. А ведь была еще и американская версия.

 

— Я разговаривал с сыном Бориса Леонидовича Пастернака, и он меня попросил не превращать это произведение в «оперетту».

Вообще, с Пастернаком у меня взаимоотношения начались с той поры, когда я ночью читал его книги в коммуналке, как запрещенного автора. Давно хотел сделать «Живаго». Но понимал, что это невозможно сделать в кино, потому что исчезает сюжетная линия... Хотя американская картина Дэвида Лина и считается мировой классикой кинематографа и входит в число лучших картин ХХ века.

 

Этот роман вне времени и вне пространства. Вот если бы я снимал двадцать лет назад (или даже тридцать), то на главную роль Лары я бы пригласил Риту Терехову, а не Хаматову. Но Чулпан в большей степени выражает сегодняшний взгляд на эту историю. А это уже совершенно другие акценты. Раньше существенно было то, что Лара — красивая русская женщина. На самом деле она у Пастернака — полубельгийка-полуфранцуженка.

 

А уже сегодня важно не то, что она «наша», своя, здесь воспитанная, а то, что это уже человек, выросший здесь, но совершенно другой генетики и природы, абсолютно свободный изнутри. Ее феномен не в том, что она раскрасавица, а в том, что внутренне совершенно неуловимый свободный человек. Поэтому все эти мужчины вокруг нее крутятся не из-за внешних вещей, а из-за того, что она ментально отличается от русских женщин. Ведь русская женщина — порождение несвободы. А это иное создание.

 

Кстати, «Доктор Живаго» в Беларуси прошел раньше, чем в России. И доля аудитории на белорусском ТВ — 47%. А на «уголовном» «НТВ» рейтинг «Живаго» был скромным. Потому что людей приучили к насилию и крови. Этот канал называют уже «Бей! Беги!». Ведь люди в страхе пассивны и им можно «втюхать» все что угодно. Это чрезвычайно опасные вещи. К счастью, сейчас моего «Живаго» уже бойко продают в разные страны.

 

Существует устойчивое мнение, что Олег Янковский в «Живаго» переиграл Олега Меньшикова, который выступал, собственно, в главной роли. Вы с этим согласны?

 

— Нет! Естественно, роль Живаго — сложная роль. Это образ, лишенный эффектов. Такого рода роли играют люди с внутренней тайной личности. Меньшиков многое играет изумительно. Вспомните эпизод, когда он приходит к Патуле голодным и ест кусочек сыра. Он ничего не играет, но то, как он это делает, — мороз по коже! Сам он очень талантливый и непростой человек, со своими сложностями. Но в «Живаго» есть еще и личностное совпадение. При том, что сам Олег не любит и не понимает Пастернака. Тем более не понимал и этот роман. Он мне сказал: «Я пойду за вами и все!» А вот Бендера он знал, как играть, и хотел сыграть.

 

Что касается Янковского… Мне казалось, что из сегодняшнего времени на те события нужен иной взгляд. Герой Янковского циничный, умный человек, тоже немного чужеродный. Он ведь из поляков, а поляки всегда Россией несколько угнетались. У них был свой счет и в то же время они делали хорошие карьеры. Да, здесь нужен был такой взгляд со стороны, чтобы понимать механизм русской жизни. Отсюда его цинизм, отсюда его понимание, как быть всегда наверху, как выигрывать в любой ситуации. Ведь в романе история Лары заканчивается лагерями, она там пропадает. Мне казалось, что в рамках нашего контекста это будет лишним и люди этого уже не воспримут. А потом мне казалось, что подвиг Живаго и заключается в том, что он, отказавшись от этих женщин, спас их. То есть благодаря ему они выжили. Живаго отдает Лару Комаровскому только потому, что понимает: с ним она погибнет…

 

Сам роман неоднозначный. Не очень цельный. Не очень драматургичный. Поэтому сценарист Юрий Арабов и выстроил более ясную драматургическую сторону. Опять же проза всегда воюет с драматургией и воюет с кино. Потому что разная природа.

 

— Со сценаристом Юрием Арабовым вы ведь создали уже не одну картину?

 

— Я с ним делал «Николая Вавилова», «Доктора Живаго», сейчас делаю «Чудо». Даст Бог, может, еще будем работать. Конечно, что-то у нас не получалось. У нас ведь мало что востребовано, всем нужна лишь жвачка или псевдострашилки, которые, как всем кажется, должны нравиться на Западе. А Запад совершенно не реагирует на это. Подлинное европейское кино является аскетичным и очень внимательным к человеку: никаких эффектов, почти документальное существование. Если в этом европейский выбор для нашего кино, тогда я согласен…

 

Из досье «ЗН»

 

Александр Прошкин родился в 1940-м в Ленинграде. В 1961 году окончил актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Много лет проработал в качестве режиссера в Главной редакции литературно-драматических программ Центрального телевидения, а затем в телеобъединении «Экран». Поставил более тридцати телеспектаклей и телефильмов. В числе его работ — «Пиквикский клуб», «Доктор философии», «Инспектор Гулл», «Стратегия риска». Известность режиссеру принесла телевизионная лента «Михайло Ломоносов», а поставленный им в 1988 году фильм «Холодное лето пятьдесят третьего...» с Анатолием Папановым и Валерием Приемыховым в главных ролях был тепло принят зрителями и удостоился профессиональных наград, а также Государственной премии СССР.

 

В числе последующих работ Александра Прошкина телесериал «Николай Вавилов», остро социальная лента «Увидеть Париж и умереть», фильм «Черная вуаль». В 1999 году режиссер поставил фильм «Русский бунт» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В 2005-м Прошкин приступил к съемкам «Доктора Живаго», а в 2008-м закончил фильм «Живи и помни».

 

Екатерина КОНСТАНТИНОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями:

Средняя оценка: 0 (1 голос)

Обсуждение (1)

Аватар пользователя admin
постов:
62379
Николай Москва (Севастополь)
- 04/08/2008 в 3:34

Имеются и явные перехлесты в фильме " Николай Вавилов." Следователь НКВ ,здоровый детина, у него очень мерзский внешний вид с железными зубами писает у себя в кабинете на Вавилова, который стоит на коленях .А участия Богдана Ступки в мерзском русофобском фильме о гетмане Мазепе сверх похабная картина. Там царь Петр Первый в гневе заваливает одного из своих офицеров на стол, обнажает его ягодицы и ... И вся эта сцена в фильме показана с участием других персонажей: Екатерины -жены царя. генералов и т.д. Фильм проплачен канадскими продюсерами украинского происхождения.Приехав на кинозаработки после этой русофобской мерзости народный артист СССР Богдан Ступка, игравший в фильме гетмана Мазепу, опустив глаза скажет, что такой образ " видится режиссеру". А посод РФ в Украине Виктор Черномырдин прямо, как ему присуще заявил" увидел через триста лет, этому режиссеру место в сумасшедшем доме" Таковы реалии наших дней: кто платит, тот и заказывает музыку.А талантливые режиссеры сегодня сами в роли дворовых артистов и челяди в придворном театре. Особенно это заметно в Украине.

Если Вы еще не зарегистрированы, пройдите мгновенную регистрацию

Главное за день

В Севастополе ситуацию с оползнями признали катастрофической

Другие климатические риски города – засуха и жара.
12:10
1016
9

Как украинские националисты пытались провести марш в Севастополе

Жители города дали достойный отпор последователям Бандеры* и Шухевича*.
11:46
1882
1

В Севастополе ассенизатор повадился сливать нечистоты в речку Качу

Севприроднадзор обратился за помощью в полицию.
10:12
1335
13
ForPost - Власти Севастополя обещают Фиоленту до конца года десятки нормальных остановочных боксов

Власти Севастополя обещают Фиоленту до конца года десятки нормальных остановочных боксов

Установленный на остановке «Автобат» павильон вызвал насмешки горожан.
09:06
544
5

Какое место Севастополь занял в рейтинге вредных привычек

Позиции региона в рейтинге здорового образа жизни не блестящи.
08:02
958
1

ТОП 5