Почему человек, имеющий на руках все подтверждающие документы, в течение двух лет не может получить причитающуюся ему заработную плату? Этот вопрос возник после знакомства с историей, которую рассказал ForPost один из наших читателей. Его рассказ вызвал вполне понятное возмущение, однако знакомство с деталями истории добавило картине неожиданных красок.
Нигде кроме?
Родившийся и выросший в Севастополе, Юрий Елизаров долгое время вместе с семьёй жил и работал на Севере. В родной город вернулся несколько лет назад — внимания требовали пожилые родители. И спустя некоторое время устроился на работу электромонтёром по ремонту и обслуживанию электрооборудования в ООО «СтройМонтажСервис». Именно эта компания занималась тогда строительством нового здания онкологического диспансера — одного из объектов злополучного медицинского кластера. И теперь опыт работы в других регионах позволяет нашему собеседнику говорить о том, что такого безобразия, как в Севастополе, нет нигде.
О том, что на стройке серьёзные проблемы и сотрудники ООО «СтройМонтажСервис» не могут получить заработанное, ForPost сообщал ещё в октябре 2024 года. Рабочим тогда предлагали расторгнуть трудовые договоры, заверяя, что деньги непременно будут выплачены позднее. Однако винить во всём «СтройМонтажСервис», как говорилось в материале 2024 года, было бы просто, но не совсем правильно.
Генеральным подрядчиком строительства онкоцентра, напомним, на тот момент уже была «дочка» «Ростеха» ООО «РТ-СоцСтрой». Контракт с ней был подписан в 2020 году, после чего начались довольно продолжительные поиски непосредственных исполнителей. Взявшееся за работу ООО «СтройМонтажСервис» к сентябрю 2024 года отставало от графика на 65 дней. Для тех, кто в курсе, сколько тянется строительство онкодиспансера, срок смехотворный. Но именно он был назван причиной расторжения контракта по одностороннему решению «РТ-СоцСтрой».
Проблемы с зарплатой (в том числе и у Юрия Елизарова) начались ещё раньше. В ООО «СтройМонтажСервис», куда обратился ForPost в 2024 году, объяснили это невыплатой генподрядчиком аванса — по словам представителей компании, с мая 2022 года она финансировала работы за счёт собственных средств, которые к апрелю 2024-го закончились.
О нелёгкой ситуации, в которой оказался «СтройМонтажСервис», ForPost подробно рассказывал в 2024 году. Сообщалось, что руководство ООО намерено обратиться в суд с исковым заявлением о восстановлении своих прав. Тем более что одной из причин задержки, как признавал и департамент капитального строительства, был некачественный проект онкодиспансера. Что такая ситуация для Севастополя типична и что половину сделанных в эпоху экс-губернатора Овсянникова проектов приходится «отправлять в мусорку», ещё в 2019 году говорил новый глава региона Михаил Развожаев.
Однако в сентябре 2025 года стало известно, что в отношении компании «СтройМонтажСервис» начата процедура банкротства.
«Суд признал обоснованным заявление ООО „РТ-СоцСтрой” о несостоятельности компании „СтройМонтажСервис”. В реестр требований кредиторов включён основной долг в размере 4,2 млн руб. в третьей очереди. Остальные претензии компании „РТ-СоцСтрой” на сумму 2,8 млн руб., включающие неустойку, задолженность по аренде, убытки и судебные расходы, выделены в отдельное производство», — сообщал по этому поводу «КоммерсантЪ».
Рассмотрение дела должно состояться 10 февраля.
О вреде чрезмерного оптимизма
Не посочувствовать компании, которая оказалась в таком положении, трудно. Но с тем, что подобные истории происходят только в Севастополе, не согласен источник ForPost, пожелавший остаться неназванным. Правильнее, по его словам, было бы сказать, что они случаются там, где задействованы большие деньги и крупные подряды, получить которые хочется многим.
«Такая практика — когда субподрядчик выполняет работы за счёт своих средств, а затем ему их оплачивают — довольно широко распространена, всё зависит от того, что было предусмотрено в договоре. И вполне возможно, что там было прописано, что генподрядчик имеет право расторгнуть контракт в случае нарушения сроков и выставить штрафные санкции. Конечно, компания попала в очень тяжёлую ситуацию, но по чьей вине — вопрос другой. Да, причиной мог быть и плохой проект. Но договор надо заключать так, чтобы все эти ситуации были предусмотрены», — говорит собеседник.
Очень много подобных историй с вынужденными банкротствами, добавляет он, было во время подготовки к Олимпиаде в Сочи. Стремясь поучаствовать в масштабном строительстве олимпийских объектов, предприниматели подписывали контракты, почти не глядя и не заботясь о своих гарантиях. Для многих, по словам этого человека, этот излишний оптимизм обернулся очень тяжёлыми последствиями.
Но что же делать в этой ситуации человеку, который хочет получить от экс-работодателя свои деньги? Поначалу сумма долга составляла около 160 тысяч рублей, но после трёх мелких выплат сократилась до 120 тысяч. За помощью Юрий Елизаров обращался и в прокуратуру, и в инспекцию по труду, и в аппарат полномочного представителя Президента. В инспекции по труду, по его словам, посоветовали обратиться в суд, причём почему-то мировой. Мотивировали это, по его же словам, тем, что мировые суды рассматривают иски быстрее. Но там вполне ожидаемо ответили, что дела о взыскании долгов по зарплате не в их компетенции.
Руководитель Государственной инспекции труда Севастополя Владимир Дудка возможность такого разговора отрицает: его сотрудники, заверяет он, всегда готовы оказать обратившимся компетентную и юридически точную помощь, в том числе составить судебный иск. И, конечно, отправлять человека в мировой суд они не стали бы. Такая помощь обещана и нашему читателю. И Владимир Дудка, и наш анонимный эксперт уверены — на сегодняшний день для него это единственный вариант. Тем более что долги по зарплате, подчёркивает наш источник, при банкротстве взимаются далеко не в последнюю очередь.
«Другой вопрос — хватит ли у банкрота на это денег. Гарантий, конечно, нет», — добавляет этот человек.
Чем закончится эта история, мы узнаем позже. Но впечатление от всего, что довелось узнать в процессе работы над материалом, тяжёлое. Говоря о масштабных стройках и с нетерпением ожидая их окончания, мы не всегда представляем, чем оборачивается происходящая на объектах чехарда для участников строительства — от рядового электромонтажника до компании-субподрядчика.
Между тем строительство онкодиспансера, напомним, по сравнению с 2024 годом, когда был расторгнут контракт с ООО «СтройМонтажСервис», существенно подорожало и до сих пор не имеет чёткой даты окончания. Зато известно, что финансирование объекта предусмотрено в объёме более 1,173 млрд в 2026 году и в объёме 2,147 млрд — в 2027-м. Львиная доля — средства федеральные.
Ольга Смирнова







Печально. За то тот, кому "положено", получил миллиарды. Теперь Балаклаву и ЮБК застраивает (