ср, 16/05/2018 - 15:17

Люди, беды и вода: в Заксобрании Севастополя говорили о важном

Кроме контроля за бюджетом, на заседании заксобрания обсудили права обездоленных, проблемы воспитания, сбор мусора, подготовку к пляжному сезону и потребность человека в воде.

Гвоздём вчерашнего заседания заксобрания Севастополя стало рассмотрение законопроекта о КСП. Кроме этого, депутаты заслушали информацию о работе мировых судей, уполномоченных по правам человека и по правам ребёнка, а также отчёт главы департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления.

Там, где плохая погода

Уполномоченный по правам человека Павел Буцай рассказал о том, с какими бедами обращаются к нему граждане чаще всего. Слушая его выступление, 95 процентов людей почувствовали бы себя счастливчиками: к тем, кто приходит к омбудсмену за помощью, судьба отнеслась гораздо суровее, чем к ним. Среди посетителей — люди, потерявшие жильё (в том числе в результате мошенничества), никогда его не имевшие дети-сироты, матери с детьми, попавшие в трудную жизненную ситуацию и вынужденные жить в специальном учреждении, и многие-многие другие обездоленные. О некоторых наиболее острых проблемах хочется сказать отдельно.

«На конец 2016 года в списке детей-сирот, нуждающихся в приобретении жилья, значилось 450 человек, на 1 января 2018-го — 485. И этот список продолжает расти», — сказал Буцай, напомнив: речь идёт о молодых людях, поддержать которых в этой жизни некому.

«Жильё для них — больше, чем просто место жительства. Это та отправная точка, которая определяет всю их дальнейшую жизнь», — сказал омбудсмен.

Сейчас единственным приютом для детей-сирот служит социальная гостиница, проживание в которой обходится в 97 рублей в сутки. Каждый, кто имеет представление о доходах студентов учебных заведений (а таких среди детей-сирот большинство), может себе представить, что значит для них эта сумма. Кроме этого, мест в социальной гостинице всего 19. Выходом, по мнению Буцая, могли бы стать отмена или снижение оплаты, строительство социальных общежитий и выделение средств на аренду квартир для сирот. Денег, конечно, жалко. Ну а людей?

Необходим городу и приют для бездомных. Поручение об этом, напомнил Буцай, было дано губернатором ещё осенью 2016 года. Но приюта нет и сейчас, хотя представить без него цивилизованный город просто невозможно. Минимальную вместимость такого учреждения для Севастополя Павел Буцай оценил в 30 мест.

А вот у женщин с детьми или на поздних сроках беременности, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть учреждение, где их могут приютить — Социальный центр матери и ребёнка. Стационарное его отделение находится на ул. Пожарова. Но там мест всего 13, а плата за пребывание, по словам Буцая, заставляет женщин отдавать за крышу над головой большую часть детского пособия. Предложение омбудсмена — плату отменить, а порядок заселения женщин в стационар упростить.

Не можем не сказать и о хорошем — самые добрые слова и самые высокие оценки достались на долю сотрудников хосписа онкодиспансера.

«Руководство и коллектив хосписа сумели так организовать свою работу, что люди если не выздоравливали, то им существенно продлевалась жизнь, избавлялись они и от ежедневной изнуряющей боли. Положительных результатов удавалось достичь именно благодаря милосердию и состраданию медицинских работников, которые добиваются поразительных результатов. Попадая в хоспис, отчаявшиеся люди начинают строить планы на будущее и вести полноценную жизнь», — сказал Буцай.

А вот севастопольское здравоохранение в целом, увы, столь высокой оценки не удостоилось.

По окончании доклада уполномоченный по правам человека ответил на вопросы депутатов, которые касались самых разных сфер жизни — от обеспечения лекарствами до нарушения трудовых прав.

Дети как самое слабое звено

Доклад уполномоченного по правам ребёнка Марины Песчанской тоже трудно назвать оптимистичным. Были отмечены снижение рождаемости, неблагополучная ситуация с материнской и младенческой смертностью в Севастополе, общее снижение роли семьи и многие другие негативные факторы, влияющие на судьбы детей. Были названы и конкретные недоработки, которые угрожают их безопасности и которые ответственные за это ведомства упорно не хотят устранить. До сих пор не огорожены, например, недострои, уже успевшие унести человеческие жизни и по-прежнему представляющие огромную опасность для подростков. Хотя с требованием это сделать уполномоченный по правам детей обращалась к ответственным должностным лицам не раз и не два. Неоднократно озвучивалась эта проблема и на аппаратных совещаниях у замгубернатора Юрия Кривова.

Отдельно остановилась Марина Песчанская на миграционных вопросах. Особую остроту они приобретают в связи с переездом в Севастополь жителей ДНР и ЛНР. Часть вопросов не может быть решена на региональном уровне — их решения уполномоченный пытается добиться на уровне федеральном. Но Севастополь (а точнее — департамент образования) не может даже предоставить необходимую для этого статистику о количестве таких детей. Обращения к главе департамента Михаилу Родикову тоже не дают результата: как рассказала Марина Песчанская корреспонденту ForPost, её просьбы откровенно игнорируются. Хотя депутат Ольга Хомякова во время заседания сообщила, что необходимые сведения все школы передают в департамент регулярно. Зато департамент образования успел позаботиться о другом: как рассказала Песчанская, в один прекрасный момент со всех обучающихся в школах Севастополя детей из ДНР и ЛНР вдруг потребовали миграционные карты.

«Поток родителей, которые пришли после этого в аппарат уполномоченного, был очень велик. Для получения карт им нужно было выехать на три месяца туда, где идёт война. Допустить этого было нельзя. Мы обратились в законодательное собрание, состоялось заседание комитета по социально-гуманитарным вопросам, на которое был приглашён глава миграционной службы, и накал был снят», — рассказала Песчанская.

Нельзя назвать нормальными и многие другие ситуации. Например, невозможность обучения в Севастополе глухих и слабослышащих детей: из-за отсутствия такого образовательного учреждения 22 севастопольских ребёнка вынуждены учиться в других городах Крыма.

Марина Песчанская привела ряд примеров, когда вмешательство уполномоченного помогло исправить критическую ситуацию. Но во многих случаях, по её признанию, делать это пришлось «в ручном режиме», ибо система, которая для этого необходима, либо не отлажена, либо даёт сбои. У депутата Сандуловой слова про «ручное управление» почему-то вызвали крайнее раздражение.

«Мне ваш доклад напомнил плач Ярославны», — заявила она, после чего потребовала назвать проблемы, которые Песчанской удалось решить не в частном порядке, а «кардинально».

Безусловно, интересно было бы задать такой вопрос и самой Татьяне Борисовне. За 3,5 года депутатства наверняка можно было кардинально решить пару-тройку вопросов: возродить промышленность, резко снизить цены, добиться безупречной работы ЖКХ. И, конечно, поднять на невиданную высоту моральный облик земляков. Нечего мелочиться!

Марина Песчанская поблагодарила депутата за сравнение: Ярославна, напомнила она, положительный литературный образ. Ну а если конкретные люди, которым удалось помочь, и те, кому ещё удастся, если Федерация услышит севастопольцев, для Сандуловой ничего не значат, — тут добавить нечего.

Вопросов по существу к докладчице тоже нашлось немало. А Вячеслав Аксёнов поблагодарил Песчанскую за работу: все, кто обращался к депутату и был перенаправлен в аппарат уполномоченного по правам ребёнка, позже также были благодарны за помощь. Надеемся, что выступления обоих омбудсменов дадут толчок к решению многих сформулированных ими проблем.

Вы жарьте, а рыба будет!

Зато доклад директора департамента по территориальному развитию и взаимодействию с органами местного самоуправления Валентина Демидова был выдержан в светлых, оптимистичных тонах: прослушав его, житель другого региона мог решить, что Севастополь — просто оазис муниципального благополучия. Но вредоносные депутаты и тут испортили благостную картину. Большинство заданных ими вопросов касались исполнения муниципалитетами полномочий, которые были переданы им городским правительством. Причём переданы, как не раз уже говорили депутаты, без достаточного финансирования и необходимой правовой основы. И муниципалитеты об этом тоже буквально кричали, но спустя короткое время вдруг дружно и резко передумали и во всём с правительством согласились. Хотя и признались депутатам, что ни денег, ни кадров, на нехватку которых они жаловались, им не добавили. Депутат Посметный тогда предположил даже, что глав муниципалитетов в правительстве пытали. Но это, конечно, клевета, тем более что у исполнительной власти есть другие, менее травматичные методы убеждения зависящих от них непокорных. Ну а свидетельств того, что правительство Севастополя не стесняется эти методы применять, немало. И вот пришла пора исполнять переданные полномочия.

«Территория Балаклавского муниципального округа включает 13 населённых пунктов. На недавно переданные полномочия не выделено ни одной ставки. Это первый вопрос. Второй: на сегодняшний день не принято ни одного нормативного акта, разъясняющего механизм исполнения полномочий по пляжам, кладбищам, составлению админпротоколов и так далее. В Балаклавском муниципальном округе 10 пляжей, и до сих пор непонятно — какие из них расторгованы, какие будут передаваться муниципалитету. И самый главный вопрос — что будет с пляжами, на которые не заявился ни один оператор? Средств на их содержание не предусмотрено, а впереди летний сезон!» — сказала Татьяна Лобач.

Директор департамента заверил, что беспокоиться преждевременно: до начала купального сезона все вопросы решатся. Но Татьяна Лобач с ним не согласилась, о чём и сообщила в своём выступлении. И её можно понять — на дворе, напомним, середина мая.

«Ко мне практически каждые выходные обращаются жители Бартеньевки, Любимовки и других микрорайонов, которые жалуются, что их микрорайон просто завален мусором. Нет ни контейнерных площадок, ни понимания, как этот мусор должен собираться. Вся Северная сторона несёт отходы в единственный контейнер, который стоит на входе в парк Учкуевка. В результате парк Учкуевка, по которому никакие мероприятия, к сожалению, не выполняются (заметим — несмотря на неоднократные обещания правительства. — Ред.), просто завален мусором, а пакеты разлетаются по всей Северной. Жалуются люди и на то, что им непонятна система начисления платежей», — сказал замспикера Александр Кулагин, завершивший выступление словами о необходимости сделать Северную сторону отдельным муниципальным образованием.

На плачевную ситуацию со сбором и вывозом мусора обратили внимание и другие депутаты. Как рассказал Вячеслав Аксёнов, после его предыдущего выступления по этому поводу на сайте муниципалитета появилась схема размещения контейнерных площадок на территории Орлиновского муниципального округа. При этом самих контейнеров как не было, так и нет! Поневоле вспоминается анекдот: вы не нойте, вы рыбу жарьте. А рыба будет!

Только сообща

О рассмотрении третьего варианта хитрого правительственного закона о Контрольно-счётной палате, внесение которого в заксобрание Алексей Чалый сравнил с очередной частью Марлезонского балета, мы подробно писали вчера. Помимо балета, вниманию зрителей была предложена и ария в исполнении представителя губернатора Михаила Вавилова. Приносим Михаилу Юрьевичу свои извинения, если это покажется ему обидным: на такую литературно-музыкальную ассоциацию нас натолкнуло сравнение доклада Марины Песчанской с «плачем Ярославны». Комментировать очередное «обличение» заксобрания спикер Екатерина Алтабаева не стала — заметила лишь, что по слово Вавилову предоставлялось для выступления по сути вносимого законопроекта, а не для чего-либо иного. А Алексей Чалый предложил студентам СевГУ вместо робота-подводника разработать робота, произносящего заранее записанные речи — это позволит существенно сэкономить на зарплате представителя губернатора в заксе!

А вот на конкретные обвинения, прозвучавшие днём ранее из уст губернатора, депутаты на пресс-конференции ответили. Екатерина Борисовна, правда, это уже делала — сразу после выступления Дмитрия Владимировича. Но раз журналисты просят, почему бы не повторить, тем более что  "правду говорить легко и приятно"?

На этот раз, напомним, обвинения касались «бездействия» депутатов по утверждению флага и гимна Севастополя. При этом губернатор напрочь забыл, что в ноябре 2017 года сам говорил в эфире «России 24»: ни заксобрание, ни исполнительная власть принимать такое решение не должны, это вопрос, достойный референдума! Если бы не забыл, наверняка упомянул бы, что ранее придерживался иной точки зрения, но теперь убедился в её неправильности. Но, видимо, память главу города подвела.

«Хочу напомнить, что в заксобрание вносился проект закона о гербе и флаге. Но он вызвал настолько неоднозначную реакцию жителей Севастополя, что город буквально разделился. В обсуждении участвовали и учёные-геральдисты, и общественники, ветераны Великой Отечественной войны и Вооружённых Сил. И они имели разные точки зрения на то, какой символ должен стать гербом города. Это было настолько бурное обсуждение, что мы вместе с губернатором Сергеем Меняйло выступили в прессе с единодушным решением: мы хотим дать жителям города возможность самим определить, какой символ станет гербом Севастополя. Сейчас у нас есть закон о референдуме, есть возможность референдум провести. И я по-прежнему считаю, что нужно дать горожанам право высказаться по этому поводу. Даже избранные народом 24 депутата решить этот вопрос не вправе», — сказала Екатерина Алтабаева.

Напомнил предысторию закона о гербе и флаге и Алексей Чалый, до 2016 года занимавший пост спикера парламента.

«Этот законопроект был одним из обязательных законов, которые мы должны были принять в 2014–2015 годах. Но когда мы увидели такую реакцию населения и донесли её до федеральной власти, с нами согласились: сейчас это делать не нужно, это раскалывает общество. Поэтому я согласен с Екатериной Борисовной — этот вопрос стоит вынести на референдум. А чтобы избежать серьёзных затрат на его проведение, совместить референдум с очередными выборами», — считает он.

Без воды ни туды и ни сюды

Однако пойдём дальше и поговорим, наконец, о том, что объединяет всех жителей Севастополя без исключения. Да что там Севастополя — всего мира!

К числу таких объединяющих факторов относится общечеловеческое желание пить и принимать ванну или душ. На одном из прошлых заседаний, когда депутаты заслушивали отчёт директора департамента городского хозяйства Михаила Тарасова, Алексей Чалый поднял вопрос о водоснабжении города. Вчера глава профильного комитета закса Илья Журавлёв зачитал проект постановления заксобрания по поводу этого отчёта. В нём, помимо прочего, был отражён и вопрос о воде. Но некоторые проправительственные депутаты, реакцию которых на Алексея Михайловича сложно назвать адекватной, чуть было не отреклись и от воды. Татьяне Сандуловой, по крайней мере, она не нужна настолько, что принципиальный депутат в знак протеста даже вышла из зала.

Чалый, поднявшись на трибуну, попросил коллег не политизировать хотя бы этот вопрос. А чуть позже пояснил журналистам суть проблемы.

«Ситуация с водой объективно плохая. До 2014 года основными источниками водоснабжения города было межгорное водохранилище и днепровская вода, от которой нас отрезали. Водопотребление советского Севастополя составляло 300 кубов в день, сейчас составляет меньше половины, потому что у нас нет промышленности. Только поэтому мы и можем жить. Тем не менее в засушливый год нам воды не хватает, и 2014 год это прекрасно показал», — напомнил он.

Понимание этой проблемы в 2014 году было — именно поэтому и родился проект переброски реки Коккозки в водохранилище.

«Он подвергался многократным экспертизам, и в итоге решение о том, что этот проект имеет смысл, так и не было принято. Когда в апреле перед нами выступал руководитель департамента городского хозяйства, я задал ему вопрос: так где же мы находимся сейчас, есть ли решение о том, по какому пути идти? Он ответил, что оно не принято — даже направление движения ещё непонятно. Видимо, при самом благоприятном раскладе от того момента, когда у нас появится гарантированная вода, нас отделяют года три. А что мы будем делать, если раньше случится засушливый год? Думать об этом нужно не тогда, когда проблема уже встанет перед нами в полный рост, а сейчас. Именно так был поставлен вопрос, и Журавлёв честно внёс его в проект постановления. Зачем устраивать из-за этого крики, мне совершенно непонятно. Депутаты не могут решить эту проблему сами, но было бы совершенно неправильно, если бы мы её не озвучивали», — считает Чалый.

Оставшимися в зале проект постановления был поддержан единогласно. Финал пленарного заседания получился самым светлым и дружным: депутаты приняли решение о награждении целого списка севастопольцев. Поводом для этого стали приближающиеся профессиональные праздники и предстоящий юбилей города. Но об этом мы рассказывать не будем, чтобы не испортить сюрприз.

Ольга Смирнова

Читайте также: