С начала весны следующего года в Правилах дорожного движения (ПДД), возможно, появится понятие средней скорости, а впоследствии в КоАП будет введена и ответственность за её превышение.
О том, что значит это нововведение, ForPost узнал у экспертов.
Немного истории
На самом деле, фиксация средней скорости уже применялась в России с 2013 года, однако от неё отказались в 2019 году.
«В течение нескольких лет эта практика применялась в нескольких регионах России. Тогда были некоторые замечания, однако там, где это было внедрено, аварийность на дорогах снизилась. В частности, это фиксировалось в Татарстане, Московской области и ряде других субъектов. Потом по формальным причинам штрафовать за превышение средней скорости запретили. Потому что нигде не было прописано это понятие. Теперь же формальные причины будут устранены. С весны такая практика, возможно, снова начнётся», — рассказал ForPost заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто.
Отметим, проект изменений о внесении понятия «средняя скорость» в ПДД инициировал Минтранс в соавторстве с Росавтодором. Сейчас он уже прошёл стадию публичного обсуждения, и если предложение будет принято в качестве закона, то понятие средней скорости начнёт действовать с 1 марта 2024 года.
Читайте по теме: На дорогах России появится новая разметка в виде шевронов: что она означает
Средняя скорость
Если быть точным, то камеры видеофиксации на дорогах и сейчас отслеживают среднюю скорость. Потому что скорость может существовать только в определённом отрезке времени и на каком-то расстоянии. Просто сейчас это очень малое расстояние и очень короткое время.
По идее авторов нововведения, средняя скорость будет фиксироваться между удалёнными друг от друга камерами.
«Средняя скорость движения транспортного средства — значение, равное отношению длины участка дороги с установлённым ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка», — именно в таком виде предполагается внести в законодательство понятие средней скорости.
При этом, местом совершения дорожного нарушения, по мнению авторов инициативы, должно считаться место установки последней камеры, зафиксировавшей скорость машины.
К слову, этот момент пока вызывает споры в экспертном сообществе.
Потому что, во-первых, длящееся правонарушение в виде превышения скорости относится ко всему участку дороги, но на финише фиксации водитель может ехать с допустимой скоростью, что даст ему основания утверждать, что он не нарушал ПДД.
Во-вторых, если камеры фиксации расположены в разных регионах, возникает спорный вопрос, к юрисдикции какого из них будет относиться привлечение водителя к ответственности.
Читайте по теме: Как остановить «колесницы смерти» на городских улицах?
Это хорошо
Руководитель московского общественного центра «Автомобилист» Максим Едрышов в разговоре с ForPost отметил, что фиксация средней скорости будет наиболее эффективной мерой контроля соблюдения скоростного режима на дорогах.
«Сейчас водители от камеры к камере разгоняются, а потом сбрасывают скорость, чтобы превышение не было зафиксировано. В результате движение происходит как бы рывками, что само по себе опасно. Если же водители будут знать, что должны соблюдать не только скорость под камерой, но и среднюю, то и стиль вождения изменится», — отметил он.
Такого же мнения придерживается и Игорь Моржаретто, который отметил, что зачастую ДТП случаются из-за того, что водители резко меняют скорость перед камерами, а их «догоняют» машины, идущие сзади.
Читайте по теме: Всё закономерно: у россиян начали ломаться китайские машины
Несколько нюансов
В то же время Игорь Моржаретто отметил, что фиксировать среднюю скорость можно далеко не везде.
«Нужно прописать чёткие правила установки камер для фиксации средней скорости: как они будут расположены, на каких участках и в каком удалении друг от друга. Потому что прошлая практика показывала, что если дорога имеет съезды, то зачастую вычислить среднюю скорость адекватно невозможно. Иными словами, для фиксации средней скорости участок дороги должен быть относительно прямым, без съездов и выездов, чтобы было чётко понятно, что водитель въехал на него и машина оставалась только на этом участке», — пояснил эксперт.
Он отметил, что, например, в Европе практика фиксации средней скорости началась именно на участках, где невозможно куда-либо съехать, то есть тоннелях и на мостах.
«Камеры, которые будут фиксировать среднюю скорость, не должны устанавливаться на участках, где есть переменная скорость. То есть, когда на участке дороги есть места с ограничением скорости, например, до 70 км/ч. Просто в таком случае измерять среднюю скорость абсолютно бесполезно», — добавил к сказанному Максим Едрышов.
Кроме того, по общему мнению экспертов, нет смысла фиксировать среднюю скорость и на участках, где возможны плановые остановки в пути. Например, речь идет об отрезках дорог с АЗС, кафе и другой инфраструктурой, куда может заехать водитель.
Читайте по теме: «Москвич» готовится выпустить на дороги России новое китайское чудо
Когда будут штрафовать
Пока что речь идёт лишь о внесении определения средней скорости в ПДД. Это первый этап, который в случае принятия законопроекта завершится 1 марта 2024 года.
В Минтрансе отметили, что вторым этапом станет внесение изменений в федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности», где нужно будет прописать правила размещения камер для фиксации средней скорости.
«Введение ответственности за нарушение средней скорости — это следующий этап, сейчас необходимо определиться с терминологией. При подготовке предложений в КоАП, а также в требования к размещению камер для фиксации таких нарушений будут учтены все поступившие предложения и вопросы», — сообщили в Минтрансе.
Какими будут штрафы за превышение средней скорости, пока неизвестно. Однако эксперты считают, что они с большой долей вероятности будут аналогичными тем, что действуют сейчас.
К слову, эксперты также указывают на недопустимость «двойной» ответственности за превышение скорости.
«Недопустимо одновременно штрафовать и за среднюю скорость на отрезке, и за моментальную на рубеже», — отметил эксперт рабочей группы по безопасности дорожного движения и участник разработки ГОСТ для дорожных камер Григорий Шухман в разговоре с порталом Autonews.
Читайте по теме: Цены на автомобили с пробегом изменятся — на сколько и почему
Андрей Мединский
Обсуждение (2)
Севастополь под это не попадает-от такого количества авто больше 45 км.час где можно разогнаться? А средняя-так она на борткомпьютере 17-19.А вообще приятно,что о на заботятся.Больше штрафов,хороших и разных!
Штрафовать любят, это у них не отнять. А где скидки на страховку и премия на карту в случае соблюдения ПДД и не получения ни одного штрафа за год? Только кнут, пряников нет!