Стремительное развитие рынка аренды электросамокатов, как практически всё в этом мире, имеет две стороны: удобное и доступное средство передвижения, особенно полюбившееся молодёжи, превратилось в проблему для пешеходов, а с ними — и для городских властей. Дело зашло так далеко, что кое-где использование этого средства мобильности начали запрещать.
Первым европейским городом, объявившим о полном запрете электросамокатов на городских улицах, стала столица Франции. Это решение было принято по итогам референдума, на котором за запрет высказались 89% опрошенных.
В российских городах до этого не дошло, однако необходимость что-то с самокатчиками делать очевидна. Летом этого года о создании специальной межведомственной рабочей группы, которая займётся проблемой мирного сосуществования с другими участниками движения электросамокатов и гироскутеров, объявили и власти Севастополя.
Проблема, подчеркнём, отнюдь не надуманная: весной 2022 года в нашем городе произошло смертельное столкновение несовершеннолетнего водителя самоката и пожилой женщины, которая получила тяжёлые травмы и скончалась в больнице. В сентябре 2023 года информационный центр Следственного комитета РФ сообщил, что компания «Э-моушен Крым» сдала в аренду подростку электросамокат с поддельным сертификатом о мощности транспортного средства. В свою очередь, в компании «Э-моушен Крым» не согласились с позицией СК РФ, сообщили, что электросамокаты не требуют сертификации и намерены отстаивать свою позицию в суде.
Власти Санкт-Петербурга, также бьющиеся над вопросом о том, как обуздать вырвавшегося на свободу джинна, обращают внимание и на другие аспекты проблемы. Например, на полную неурегулированность процедуры возмещения ущерба, полученного в результате столкновения с самокатом. Спикер Заксобрания Санкт-Петербурга Александр Бельский рассказал изданию Fontanka.ru о создании рабочей группы, в которую вошли представители городов федерального значения — Москвы, Северной столицы и Севастополя. Обсуждался «самокатный вопрос» и на прошедшем в Московской городской думе заседании Клуба законодателей городов федерального значения.
Как сообщает пресс-служба Заксобрания Севастополя, речь шла о мерах правового регулирования средств индивидуальной мобильности (СИМ) как на федеральном, так и на региональном уровнях. В том числе — об обязательном страховании гражданской ответственности участников движения, контроле за операторами СИМ, а при необходимости — привлечении их к ответственности за совершенные нарушения.
Говорили и об определении предельного количества средств индивидуальной мобильности на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Причём на необходимость ограничений указывают и сами представители компаний, сдающих СИМ в аренду (по подобию каршеринговых компаний эти называют кикшеринговыми).
«42 тысячи устройств — это и кикшеринговых, и непосредственно частных — может выдержать инфраструктура города. С помощью нейросетей они это рассчитали. У нас уже 50, и рост будет кратный», — такие данные привёл недавно глава питерской парламентской комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев.
Севастопольские участники рынка по этому поводу тоже высказывались.
«Я оцениваю примерно потенциал Севастополя в 1500 самокатов максимум», — поделился своей оценкой генеральный директор шеринговой платформы одной из компаний Евгений Иванченко.
Сейчас, по его же словам, в Севастополе эксплуатируется порядка 900 самокатов. И даже они используются нерегулярно. Любой севастополец, думаю, согласится: в последнее время число электросамокатчиков заметно снизилось, а число СИМ, скучающих на обочинах дорог, наоборот, выросло. Но это не означает, что проблема уже перестала существовать.
На заседании Клуба законодателей городов федерального значения Севастополь представляли спикер заксобрания Владимир Немцев и председатель комитета по городскому хозяйству Вячеслав Камзолов. Они же входят и в состав межведомственной рабочей группы, которая бьётся над проблемой в Севастополе. И первый вопрос, который мы задали Вячеславу Камзолову — нет ли у ярых противников электросамокатов на улицах города надежды, что Севастополь последует примеру Парижа?
Глава комитета не обрадовал: по его словам, такая возможность даже не обсуждается. Слишком радикальной мерой, как сообщают питерские коллеги, считает такой запрет и Александр Бельский.
«Упорядочить этот процесс необходимо, и на заседании Клуба законодателей был высказан целый ряд предложений, в том числе — об ограничении скорости и о выделении для электросамокатов специальной полосы в парковых зонах. Сейчас эти меры прорабатываются. На заседании нашей межведомственной рабочей группы, которой руководит глава департамента транспорта Станислав Таматаев, я тоже выступал с предложением выделить для самокатчиков такие полосы — привлечь к этой работе руководителей кикшеринговых компаний и вместе с ними разработать схему таких полос в наших парках. Это помогло бы обеспечить безопасность движения в парковых зонах», — рассказал Вячеслав Камзолов.
Упорядочить, по его словам, предлагается и размещение пунктов проката СИМ.
«Будем пытаться интегрировать схему их размещения в Правила благоустройства, которые нам предстоит рассмотреть», — сообщил депутат.
У идеи выделения полос для СИМ в парках наверняка найдутся как сторонники, так и противники. Но до проведения референдума, как в Париже, Севастополь и другие российские города пока ещё не дозрели. О том, какие меры защиты пешеходов уже предприняты в России и что мешает их реализации, можно прочитать в материале ForPost «Как остановить „колесницы смерти” на городских улицах?».
Ольга Смирнова
Обсуждение (25)
Потому что кто-то крышует эти самокаты и дорожки под них ремонтирует.
ну так сделайте, чтобы дошло. или у нас бузинес нескольких отдельных "успешных" важнее здоровья населения? что за приоритеты такие?
далеко не всё, что любит молодёж, должно быть легкодоступно.
Баба Яга против! Вчера гуляла в парке с детской коляской. Старалась не выезжать на центр дорожки, чтобы избежать столкновения: навстречу шли мамочки с колясками, шли детки, гуляли пожилые люди, ехала малышня на велосипедах, пробегали спортсмены-любители. Специальные дорожки за счет зеленой зоны? Считаю, самокатам не место в парке, где большинство посетителей - родители с детьми и пенсионеры. Большинство наших парков и скверов (за редким исключением) можно за 10 минут пешком обойти.
Выделить место типа Скейтдрома и пусть туда приезжают и катаются сколько влезет.Могут даже сбивать друг друга.
С целью узаконить противозаконную сдачу в аренду и катание СИМ в парках
Что толку от нарисованных для них дорожек в парке Учкуевка до выхода федерального закона? - За годы существования парка не то, что никто не стал контролировать, но даже ни разу не появился, чтобы заставить самокатчиков ездить только по обозначенным дорожкам.
На мой взгляд сегодня дорожки более всего нужны для тренировок молодёжи к участию в спецоперации. Причём не с асфальтовым покрытием,а для пересечённой местности. Эти юноши и девушки, тренирующиеся в парке вызывают действительно уважение. Вот о ком надо думать, а не о тех, кто, словно тараканы ночью на кухне, бесконтрольно носятся где попало. Эти СИМы в Учкуевке даже установлены на центральных проходах.
О чём Вы думаете господа Немцов и Камзолов? Снимите пелену с глаз и установите контроль, оденьте шлемы и приучите к порядку броуновское движение СИМ по пешеходным дорожкам города, да создайте максимальные условия для физподготовки в парках.
Интернет уже завален роликами тяжелых инцидентов с самокатами. Те кто попал под электросамокат, лежал с травмой черепа, рук ,ног, особенно те, кто стал калекой на всю жизнь от встречи с самокатчиком видимо должны сейчас обрадоваться этой новости. Хотя, я в этом сомневаюсь, как и в том что придурки на самокатах , включая взрослых мужиков весом за 100 кг., которые в детстве не наигрались, будут носится только по этим дорожкам. Я прекрасно вижу, как это напрягает людей, особенно пожилых, часто просто пугает. Самокат это не спорт, никакой необходимости в них нет, и толку тоже кроме развлечения.. Развлечение удовольствие от катания не должно приносить неудобства, тем более травмы другим людям. Думаю элекросамокаты либо должны использоваться как мини электромобили в парках на огороженной территории, пусть там бьют друг друга сколько их душе угодно, а людям не мешают жить, либо их скорость технически должна быть ограничена до 10 км/ч..
Привет общественникам, загнобившим велодорожки по Большой Морской
где эксперты в области экологии? давайте честно оценим безопасность утилизации аккумуляторов для этих средств передвижения. или б\у "батарейки" будут десятками (если не сотнями) лет отравлять планету? сомнительное развлечение, на котором кто-то греет свой карман, несёт массу долгосрочных неприятностей..
Считаю необходимым водителям самокатов получать подобие водительского удостоверения после прохождения обучения. ПДД, требования безопасности при движении и т.д. За наезд на пешеходов на тротуаре штраф 50 т.р.
А людей кто-то спросил, хотят ли они вообще видеть самокатчиков в парках? В угоду какого-то бизнесмена парки превратят в аттракционы для экстремалов. Это то же самое, что дорожное движение в парках сделать. Вредители, хватит убивать город!
Прокат электротсамокатов надо ограничивать, если вообще не запрещать. А эти что творят?
помимо этого, самокаты не должны безхозно стоять по всему городу. где получил в прокат - туда и сдай. при оформлении услуги проверять возраст, адекватность и наличие разрешающего удостоверения.
to dimitro: да-да. Можно подумать, велосипедники катались бы исключительно по дорожкам.
Клуб законодателей???
В парке 60 лет на "московском " по беговой прорезиненной красной дорожке и на велах ездят и с колясками и просто старики гуляют .Сделали хорошие широкие тротуары .Но нет нам бы в "кусты сходить" если туалет в двух метрах .Нет им красную дорожку подавай.Дома небось в туалет на кухне не ходят ,и не спят в туалете.А люди занимающиеся бегом оббегают ,матерятся .Нашему населению которое не видило цивилизации нужно грунтовые дорожки ,а не вело ,беговые и самокатные .Потому что по самокатным также будут катать коляски и бродить с сумками пока не собьют. Нужно везде на дорожках нанести надписи для чего они предназначены .У нас не видели такого никогда .
Посмотрел на фото, подумал, что это памятник самокату-убийце
Ожирение, лень и мощные батарейки -вот причины засилья самокатов. А ещё это бизнес, за который увечьями и смертями расплачиваются пешеходы. Только полный ЗАПРЕТ. Всё остальное -полумеры, учитывая менталитет самокатчиков. Но у нас же законы не на стороне большинства горожан, надо "креативное" меньшинство поддержать! Вот и носятся придурки с сознанием собственного превосходства над окружающими.
А если их к транспортным средствам приравнять и отправить на дороги, то очень быстро всё очистится .
На Горпищенко знаки висят с пешеходом и велосипедом, и на асфальт значок велосипеда нанесён, и вообще дорожка не нарисована, а отделена от пешеходной части низким поребриком - не помогает, всё равно есть те, кто ходит с колясками и просто по середине велодорожки.
Нормальные велосипедисты, знающие ПДД да, ездили бы по этим дорожкам. Только мне на веле теперь круг приходится делать через Ушакова и Суворова, не ехать же по встречке, а по тротуару это нарушение ПДД :( короче, не люблю я всех борцов с велосипедами, самокатами и тд, Десять лет назад надо было озаботиться и принимать программу, чтобы все реконструкции дорог, парков, скверов шли в обязательном порядке с велодорожками, но тут появились дикие общественники-противники и всё уничтожили на корню :(
to еще одна мама школьников: а зачем велосипедисту ехать по дороге/тротуару, если есть велодорожка ?
to Мельников:
а когда людей спрашивали? для галочки, дистанционное обсуждение, чтобы принять проектик по быстрячку? складывается впечатление, что это временное правительство вообще в другом измерении находится.
Опять 25! А людей не забыли спросить? Именно людей, а не этих уродов, которые ради своего удобства готовы рисковать здоровьем и жизнями других людей... Конечно не спросили, потому что самокаты вообще не нужны!!! Их надо просто запретить, это гораздо правильнее и проще чем придумывать какие-то права и госномера, а потом все это еще и администрировать и контролировать. Вот есть закрытые трэки для картингов, платные, вот пусть делают аналогичные для самокатчиков если они так людях на них кататься. Но они туда не пойдут, ведь им надо просто быстро-быстро проехать, там где остальные просто ходят... Достала уже эта самокатоторелантность...
Зачем все это надо, еще и за наш счет??? просто запретить и все
Электросамокат и др СИП зарекомендовали себя как средства повышенной опасности для пешеходов. Выделенные дорожки,снижение скорости и прочие полумеры не избавят от травм и смертей в угоду чьему-то бизнесу.Даже вопрос о нахождении их в парках и на тротуарах не должен ставиться.Только полный запрет появления в людных местах.Для катания бизнесмены-арендодатели должны организовать специальные изолированные площадки.А не использовать бесплатные площади города и нагружать созданием мер безопасности нахождения на тротуаре! ,парке и сквере!.
На такси дешевле, чем брать в прокат самокат