В среду, 30 августа, в альтернативных медиа появилась информация, которая без преувеличения повергла в шок многих севастопольских театралов: с высокой долей вероятности ожидается увольнение главного режиссёра Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского Григория Лифанова и некоторых актёров, написан ряд заявлений об увольнении.
Таков апогей долгого конфликта значительной части творческого коллектива во главе с режиссером с администрацией театра.
Как ForPost рассказали знакомые с ситуацией работники культурной сферы, речь идёт о непримиримых расхождениях по творческой составляющей работы театра — от выбора репертуара до деталей постановок конкретного спектакля.
Сор из избы участники конфликта старались не выносить, впрочем, вскоре это стало секретом полишинеля.
Как известно, у каждой стороны своя правда.
В течение всего дня ForPost пытался получить комментарии как у Григория Лифанова, так и у директора театра Ирины Константиновой. Дозвониться до них пока не удалось.
По словам актёров, с которыми удалось пообщаться ForPost, вместе с главным режиссёром театра заявления написали ещё девять актёров, речь идёт о самых именитых сотрудниках учреждения.
Более того, поскольку сейчас часть артистов находятся в отпуске, многие из них тоже заявляют о готовности поддержать своего творческого руководителя аналогичным решением. Одномоментная потеря такого числа актёров — настоящая катастрофа для любого театра.
В течение дня ForPost также обратился за комментарием к руководству департамента культуры Севастополя. Официальную реакцию на происходящее в театре департамент в итоге опубликовал в своих социальных сетях.
«В настоящий момент мы разбираемся в обострившейся конфликтной ситуации, сложившейся в Севастопольском академическом русском драматическом театре имени Луначарского. Мы долгое время не оставляем попыток добиться понимания между руководством и частью творческого коллектива», — подчеркнула в сообщении директор департамента культуры Анжела Сумакова.
При этом она отметила, что, как и в любом конфликте, разрешить ситуацию в пользу всех его сторон невозможно. «Но решения, необходимые для дальнейшего развития театра, будут приняты, какими бы сложными они ни были», — резюмируется в опубликованном тексте.
Глеб Вадатурский
Обсуждение (48)
Конфликт кого с кем понятно, а вот в чем его суть из материала не ясно.
Директор, оставь коллектив и гордо уйди. Нам, зрителям, легче станет. Мы стали с удовольствием ходить в театр. Но не к Директору, а к режиссёру и коллективу артистов. Мы видим его (их) работу. Но не директорскую. Оставьте театр в покое и уйдите.
Скандал в благородном доме
Интеллигентные актёры и не менее интеллигентные журналисты не написали о ещё двух важных моментах, наличие которых очень облегчает понимание ситуации. О мерзкой провокации в отношении режиссёра и труппы , в следствии которой коллектив театра обвинили в противодействии СВО ( хотя это категорически не так). И о имеющих место субъективных сложностях руководителя, при которых выполнять обязанности "лица театра" проблематично.
Театр-это не директор, это режиссер и труппа.
Шантаж - не лучший метод. Кстати, некоторые каналы пишут, что режиссёр собирается ставить спектакли в других регионах, дожидаясь развязки в Севастополе.
Насколько помню в Луначарском не впервые, когда хозяйствннник использует административный ресурс, чтобы стать режиссёром.
Департамент культуры реально пытался решить вопрос. Директору предлагали другую , совсем не маленькую должность. Сначала согласилась, потом откатила назад.
Да, тут страниц не хватит, чтобы его, этот конфликт, осветить. Костантинову давно надо было выгнать из театра, не компетентная, как руководитель "ноль".
Все валят из города. На радио севастопольском тоже главный попрощался на прошлой неделе
Есть информация, что даже те 7 актеров которые планируют уволиться не сдавали лично заявления. Аналогично и режиссёр лично не сдавал заявления , хотя уже не первый год об этом вещают некие блогеры. Журналисты работайте с фактами !
Узнайте в чем проблема, может выясниться, что квартиру надо выделить заслуженному деятелю и он из-за этого обижается и хочет уволиться.
Сколько лет директор театра просил уговаривал поставить Севастопольский вальс , фактически одно из двух патриотических произведений поставленных за последнее время. Что слышала в ответ , что нет авторских прав и т.д. И только когда Ирина Николаевна этот вопрос решила только тогда режиссёр решил поставить спектакль.
А что ещё было из патриотики за последнее время?! Только в этом году про блокадный Ленинград по пьесе Арбузова. И всё?!! Кто кроме режиссёра определяет репертуар Академического театра в культурной столице юга России? Может нам спектакль «Три сестры» было важно заново во втором театре поставить? Не думаю в театре Лавренева уже поставили хорошо в 2017 г. известный московский режиссёр. И именно его спектакль имеет успех в других странах и в т. ч. при показе в Китайской народной республике. Зато с нашей последней премьеры в Луначарском не все зрители дождались финала 2 дня назад.
Мы долгое время не оставляем попыток добиться понимания между руководством и частью творческого коллектива»,
Так, может быть, пора власть употребить ?
Хорошим режиссёром можешь ты не быть, а патриотом быть обязан ? Така у вас логика ?
У нас много талантливых режиссёров. Я высоко оцениваю работы наших севастопольских режиссёров Романа Мархолиа, Евгения Журавкина.
Да и сама Ирина Николаевна имеет все основания работать как дипломированный заслуженный специалист в этой сфере.
Она возглавила в самый трудный момент Департамент культуры сразу после Русской весны . Лично инспектировала все учреждения культуры. Те пережитки украинства искореняла с корнем как некомпетентность , лень, было всё в подсобках и пустые бутылки в клубах и даже укрофлаги и т.д. Жаль , что не довела вопрос до конца и перешла работать в театр более 8 лет назад.
А вот просто интересно , когда состоится аттестация руководителей и режиссёров всех учреждений культуры?!
Многие десятилетиями и династиями семейств руководят учреждениями с украинских времён! Набросились на одного опытного специалиста и отвлекают от навсегда совершенной работы остальных учреждений культуры в городе .
У нас всякое в городе было, но не в Луначарском и колдунов говорунов привозили и Хор монахов в ДКР планировали и Наргиз с ведьминскими тату. А Катя Самбука и Тарзан помните ? Можно список продолжить если пожелаете с указанием даты и учреждений.
А помните какой известный фестиваль Ирины Николаевны и Мархолиа был?! Известный на весь мир , лучший Севастопольский фестиваль Война и мир!
Военные оркестры со всех концов приезжали и дефиле устраивали в центре города.
А сейчас что?! Где фестивали ?! Где «Победили вместе», «Золотой витязь» другие, даже Байк шоу переехали!
Само назначение на должность Констаниновой .было настолько спорным, и настолько не продуманным, что даёт такие плачевные результаты годы спустя....! Это конфликт не одного дня....!
Берут на испуг. Никто никуда не уволится. Обычное дело у артистов пошантажировать. Не так просто найти свободное место в другом театре.
Целая толпа незаменимых свалила из страны с началом СВО. И ничего не остановилось. Появились другие таланты, которым хода не давали.
Так что, пусть свои амбиции поумерят и продолжают работать.
Все понятно мало агрессивного патриотизма
А в чём он был трудный? Освоением штатных должностей материковыми чиновниками? Вместо назначения севастопольцев.с каждым губернатором приливы новых и отливы старых назначенцев. Кто успевает, находят места по спокойней.
Насчет Севастопольского вальса. Это не пьеса для драматического театра, а оперетта, которые ставят музыкальные театры, где главные роли исполняют профессиональные певцы.
А при чем тут директор театра.... Директор театра занимается буфетом, залом, креслами, стульями... Помнится даже, что в "Луначарском " директором был какой-то пожарник .Ничего не понятно
...
" в "Луначарском " директором был какой-то пожарник "
Да. Полковник милиции Костюков. До этого управлял колонией строгого режима
и нашим полком патрульно-постовой службы. Полгода продержался.
...
to Котовасий: Сделать директором театра экс-начальника колонии - суперидея, конечно. Ее породил управленческий гений.
А вы новости последние полтора года читали? Вы, видимо, даже не заметили, что в этом году не было военного парада и шествия Бессмертного полка 9 Мая, как и традиционного морского парада на День Военно-морского флота. Кому сейчас нужны в Севастополе дефиле в центре города и байк шоу?
Так и непонятно, а в чём собственно суть конфликта?
Много слов, много обвинений, а где конкретика?
Один местный "известный" товарищ пишет, что Лифанов - чуть-ли не враг народа. Там прямо ужас-ужас у нас в центре города происходит.
А на самом деле то что?
Несмотря на то, что в определённых кругах, театр принято называть "храмом искусства" (с придыханием), любой театр - это прежде всего - предприятие. Предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность в "отрасли" культуры. Ни для кого не секрет, что финансовые показатели большинства отечественных театров - весьма далеки от успешных. Именно поэтому их содержание субсидируется государством. Это является единственной причиной по которой государство, в лице различных управлений по культуре, через своих представителей (директоров) имеет право определять репертуар театров.
Администрация предприятия, в лице директора, обязана обеспечивать репертуар, в соответствии с требованиями государства. Это не желание или прихоть директора, это - его прямая обязанность. Если кто-то из режиссёров или актёров, по какой-то причине, не может участвовать в той или иной постановке, директор обязан найти работников, которые с этим справятся.
При этом, ничего не мешает творческой части этого предприятия, в лице режиссёров, актёров и т.д., самостоятельно (без участия администрации) подготовить и поставить на любой доступной для этого сцене, любой спектакль. Для этого нужно всего-лишь желание и средства, которые в современных условиях, можно найти у спонсоров, меценатов и пр.
А зритель, как единственный потребитель "продукции" этого предприятия сам разберётся, что ему смотреть, сколько за это платить и платить ли, вообще...
to Город Севастополь: "Победили вместе" в Севастополе только проводился. И стартовал он, если не ошибаюсь, в 2005 году. По крайне мере, в 2006 году он точно уже был. Финансировался в те годы из госбюджета Украины. Поступало подведу-распорядителю в г. Севастополе целевое финансирование на его проведение. Со сметой и торгами. Также были спонсоры. Как стало после 2013го, не знаю.
Смотрели "Лес" Островского, очень понравилось! Конечно, классику надо ставить, она не стареет, но хотелось бы в репертуаре видеть и что-то современное и малоизвестное, где не знаешь, чем закончится история...
А может быть кто-то используя ресурсы пытается освободить должность директора ?
Ведь по сути в театре порядок: артисты стараются, система для эффективной работы артистов и комфорта зрителей выстроена идеально!
to Тамарикс: а Вы не задумывались о том, что именно директорскую работу Вы и видите, когда приходите в театр? Или, по-Вашему, зал, оборудование, костюмы, декорации и т.д. упали в театр с неба?
to еще одна мама школьников: А вы не задумывались о том, что без работы режиссера и актеров (в данном случае - прекрасного режиссера и прекрасных актеров) оборудование и т.д не имеет смысла? И что костюмы, декорации и пр. создаются по замыслу режиссера руками мастеров вспомогательных цехов, а не мыслью и руками директора?
to olga-smirnova2006:
Почему не имеет смысла? Театр - юридическое лицо, работодатель. Появятся вакансии, они будут заполнены.
И актеры с режиссером на скамейках в парке напротив тоже ничего не создадут. Писать "Директор, оставь коллектив и гордо уйди. уходите" Вы считаете нормальным?
По сути. Статья о чем? О конфликте? Так о причинах конфликта, как и о предмете конфликта - тишина. Директор плохой, подчиненные замечательные? Так не бывает.
Кто такой Лифанов знаем,Константинова это кто? Давно в Севастополе, или так как многие…. на гастролях?
Константинова давным давно была администратором в театре! Её попёрли за какие то "заслуги"....! А после русской весны в мутной воде всплыла мадам.....! На должности директора....!!! И начались склоки! И длится эта эпопея почти 10 лет!
to еще одна мама школьников: 1. "Есть вакансии, они будут заполнены"))) Вы не дворников набираете. Есть прекрасный коллектив. И пусть он работает. 2. Не приписывайте мне чужие слова, что за манера? 3. Лично я с Ириной Константиновой не знакома, один раз говорила по телефону. И (как многие здесь наверняка) я бы хотела, чтобы этого конфликта не было и все продолжали слаженно трудиться на своих местах. Но если это невозможно и нужно делать выбор между режиссером и прекрасной труппой, с одной стороны, и директором, с другой, то этот выбор очевиден.
to olga-smirnova2006: А я разве пишу, что это Ваши слова? Я отвечала не Вам сначала, а совершенно другому комментатору? Вы снова решили подискутировать со мной.
Про "не дворников". Дворники тут при чем? Когда-то давно и режиссера, и актеров приняли на существовавшие тогда вакансии.
Про "очевидность". Цинизм комментировать не стану. А Вы уверены, что на стороне режиссера вся труппа, а сторонников у директора в труппе нет?
Суть конфликта изложить у Вас желания нет? Чтобы мы тут правильно поняли, кто прав, кто виноват.
Директора я тоже лично не знаю. Но так, что директор плохой, а все подчиненные хорошие, не бывает никогда.
Конфликта нет. Есть история с 7 документами.
В связи с которой хочется напомнить, что заявление об увольнение подают лично работники в уполномоченный орган.
Но видимо как и ранее режиссёр лично сдавать не хотят. Кто и когда готовил эти документы не ясно.
Аналогично около года назад была похожая история с увольнением режиссёра.
Однако СМИ с удовольствием тиражируют эту версию. Нужно работать с фактами, а не нагнетать ситуацию!
Если написаны заявления и переданы лично , то они будут рассмотрены.
Расхожая фраза: - "Театр начинается с вешалки". Именно с неё, с этого предмета. Не с артистов и режиссёра, а с вешалки, за которую отвечает директор.
- К вешалке претензии есть?
- Нет.
А на Нет и Суда нет. Директор молодец!
to еще одна мама школьников:
вы наверное в нашем театре Луначарского давно не были, если для вас неощутима разница между тем что было до прихода Лифанова на должность и подбором им актеров и репертуара после...в театр захотелось ходить и по несколько раз на практически каждую постановку! А какая труппа прекрасная, талантливо собрана! Если это разрушится, будет большая потеря для нашего города...
to Вадим: то есть вы в театр ходите на вешалку смотреть?
так и раньше она на месте была...
Вот откуда эта версия с заявлениями https://ik.news/sev/4620/ ?! Говорят, что сразу после банкета появилась
Давайте Евгения Журавкина или Романа Мархолиа рассмотрим как кандидатов вместо убывающего режиссёра.
Кто конкурс должен проводить?
to FroloffaV:
Не хочу сказать ничего плохого про Г.А. Лифанова, многие спектакли которого очень понравились. Но, нечто похожее (на Ваш комментарий) доводилось слышать (читать) и по поводу ухода с должности В.В. Магара. Были тогда среди горожан, те кто предрекал конец театра после ухода "мастера"...
Но, вот прошли годы, "мастер" создаёт свои "шедевры" где-то в другом месте, а театр - никуда не делся и даже наоборот:
Это и есть - диалектика: отрицание отрицания, лучшее - враг хорошего и т.д.
Не заменимых нет. "Всех в сад"!
Хватит уже смотреть на эти этюды! Режиссёра используют для подведения к увольнению директора?
Не надо потакать зазвездившимся артистам и режиссёрам,чтобы потом не удивляться откуда взялись Хаматова,Назаров,Белый,Галкин и пр.