Севастополь

Севастопольский манифест

Политика — это только штрих в истории, а искусство — это вечность.

Гала-концерт звёзд мирового балета Севастопольского театра оперы и балета стал одним из главных событий года в культурной жизни юга России. Балет-гала с участием таких исполнителей, как Светлана Захарова, Екатерина Крысанова, Евгения Образцова, и с живым оркестром под управлением маэстро Антона Гришанина открывал уже VI фестиваль оперы и балета в Херсонесе.

Концерт прошёл под девизом «Тысяча культур, одно человечество». Такой посыл сегодня очень актуален. Во-первых, он объясняет главенство для России ценностей культуры, тем более искусства мирового значения, над всем остальным. Во-вторых, звучит он очень коммунарно, объединяюще, по-евразийски, как обращение на Восток, подчёркивая культурные возможности для целостности и единства вокруг России.

В-третьих, между строк устроители гала-балета отсылали публику к мысли о силе искусства как оружия. Вот только его начинка — антитеза разрушению. Она скомпонована из ценностных конструкций, в которых сложно усомниться, а значит, на них можно опереться. Особенно сейчас.

Маэстро Гришанин

За балетную и танцевальную часть концерта отвечал замдиректора Севастопольской оперы народный артист России Андрей Уваров. Для него в этот день было много испытаний: новая сцена на площадке Херсонеса, опробованная только единожды на генеральном прогоне; состояние артистов, которые накануне гала-концерта репетировали до полуночи; премьерное для театра выступление живого оркестра.

За последнюю из упомянутых составляющих — музыкальную — отвечал заслуженный артист России Антон Гришанин. Он собрал сводный оркестр из музыкантов Крымской филармонии и отдельных «инструментов» оркестра Большого театра. Гришанин мастерски поставил этот концерт-балет, склеивая танец и музыку своим оптимизмом и юмором. Тот случай, когда дирижёр — и неприкасаемый лидер, и единое целое с артистами на сцене и исполнителями в оркестровой яме.

«Светлана, мы же молодцы?» — интересовался ещё на прогоне Гришанин у примы Большого Светланы Захаровой, когда понимал, что балерину нужно поддержать.

«Маэстро, вы — лучшие», — с благодарностью отвечала ему негромким сосредоточенным голосом Захарова.

После концерта Антон Гришанин хоть и продолжал шутить, но признался ForPost, что все без остатка силы отдал балету и зрителям.

Посмотреть гала-балет, показалось, прибыл весь светский и публичный Севастополь. Центральные места заняли депутат Госдумы Татьяна Лобач, спикер заксобрания Владимир Немцев, сенатор Екатерина Алтабаева. Были представители севастопольского среднего бизнеса. Присутствовали руководители театров, музеев, дети из малообеспеченных семей, творческих коллективов. Был и губернатор Михаил Развожаев. Не без интереса смотрел концерт бизнесмен и меценат Алексей Чалый. Он признался ForPost, что самое сильное впечатление произвёл «Умирающий лебедь» в исполнении Светланы Захаровой.

«Потому что это Захарова», — сказал он.

Откровение Светланы Захаровой

«Лебедь», которого «умирающим» нарекла великая Анна Павлова, в версии Захаровой завершал первое отделение балета-гала. Светлана Захарова танцует его с 17 лет. Он у неё не такой, как у Майи Плисецкой, которая и в 65 лет продолжала выходить на сцену. «Лебедя» Плисецкой, которая сама изучала движения крыльев этих птиц, и сегодня мало кто может повторить по уровню грации и пластики.

«Лебедь» Плисецкой плывёт в невесомости как божество, несколько эмоционально отрешённо-созерцающий. Это почти идеальное создание на стыке материального и духовного.

«Лебедь» Захаровой (в хореографии Михаила Фокина) — другой. И больше нет балерины, которая смогла бы станцевать его так, как Светлана Захарова.

Её «Лебедь», что ли, ближе к людям, он более человечный, более трепетный, сильнее лично отзывающийся в каждом, чувствующий порочность и боль.

Светлана Захарова прима большого театра

Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра, народная артистка России. Фото Светланы Аввакум

Вторым номером Захаровой в гала-концерте стал танец Revelation («Откровение»). Это современная хореография босиком в стиле контемпорари, номер поставлен девушкой — японским хореографом Мотоко Хираяма на музыку Джона Уильямса из кинофильма «Список Шиндлера».

Этот очень личный танец начинается с тишины. Репетируя его, Светлана Захарова требует устранить все посторонние шумы, они сильно отвлекают. И понятно почему… Погружаясь туда, хочется только там и находиться. Там же хочется признаться в любви героине Захаровой. Расплакаться от этого. И потом понять, что эту любовь балерина дарит не только каждому отдельно, но и всем вокруг.

Интересный факт: уже после концерта Светлана Захарова рассказала ForPost, что стул, задействованный в номере Revelation, — единственный в своём роде. Он был изготовлен специально, чтобы балерина могла с ним взаимодействовать на сцене. И этот «предмет мебели» путешествует с Захаровой во время гастролей.

Классика, классика и ещё раз классика

Большое впечатление на зрителей произвёл гопак из балета «Тарас Бульба» в исполнении заслуженного артиста России Владимира Шклярова. Идеальное техническое исполнение, помноженное на культурные традиции, вызвали яркие эмоции благодарной публики. Он же блестяще исполнил вариацию Хулигана из балета «Барышня и хулиган» хореографа Константина Боярского на музыку Дмитрия Шостаковича. На несколько минут публику погрузили в атмосферу 1920-х годов…

Открытием стало па-де-де из балета «Корсар» в хореографии Петипа в исполнении Ксении Рыжковой и Дмитрия Соболевского. Ксения, как уже знают читатели ForPost, в конце июля рассталась с Мюнхенским балетом и вернулась в МАМТ. Не смогла находиться в русофобской среде. И это тоже — позиция, высказывание, манифест.

соболевский рыжкова балет севастоль мамт

Премьер балета Дмитрий Соболевский и прима Ксения Рыжкова, оба — МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Фото Светланы Аввакум

Лично для меня этот дуэт был воплощением нежности всего гала-концерта. Адажио из балета «Рапсодия» в их воплощении, по-моему, необходимо видеть каждому, кто стремится почувствовать любовь внутри себя.

Прекрасен был и премьер Большого театра Семён Чудин. Очень ответственный артист с идеальной фактурой и техникой. Он порадовал публику в па-де-де из балета «Спящая красавица» с примой театра «Кремлёвский балет» Дарьей Бочковой и в па-де-де из балета «Лебединое озеро» с ней же. 

Сильфида Образцовой

Появление в концерте Севастопольского театра оперы и балета дуэта Большого театра — примы Евгении Образцовой и солиста балета Клима Ефимова — это отдельное большое балетное событие для города-героя. Я нисколько не преувеличиваю. Танцевать мировую классику, самые старые балеты — сложнейшая профессиональная задача.

Ефимов и Образцова станцевали па-де-де из балета «Дочь фараона», где, как мне показалось, была слишком пёстрая «сценография», но это — почти не важно. А во втором отделении они исполнили моё любимое: па-де-де из балета «Сильфида».

Чтобы осознать масштабность события, скажу, что премьера «Сильфиды» состоялась в 1832 году на сцене Grand Opera. А России этот балет впервые в 1835 году поставил Антуан Титюс. Как отмечает кандидат искусствоведения Соколов-Каминский, интерес к «Сильфиде» то разгорается, то стихает. И в трудные, переломные времена, как сейчас, в моменты сомнений и раздумий, как правило, вновь вспоминают об этом балете.

«Традиции русского балета, всегда ценившего душевность и эмоциональную отдачу, как нельзя лучше подошли этому спектаклю», — пишет Соколов-Каминский.

И вот Евгения Образцова и Клим Ефимов перед севастопольской публикой танцуют это вечное произведение искусства, нацеленное на нашу внутреннюю концентрацию, на поиск истинных ценностей. Таково их высказывание.

Для Евгении Образцовой «Сильфида» в редакции Йохана Кобборга (премьера в Большом — в 2008 году), которую увидели севастопольцы, стала третьей версией балета. Предшествующая Сильфида Образцовой в версии датского хореографа Эльзы Марианны фон Розен — это чистое дитя, ребёнок, который живёт радостью и одним днём, не понимая последствий своих поступков. У Пьера Лакотта в Парижской опере Образцова танцевала совсем другую Сильфиду — коварную женщину, клубок хитрости и подлости.

В концерте же Севастопольского театра оперы и балета мы увидели версию Сильфиды — уже разумной, чуть-чуть повзрослевшей девушки, очень романтичной, но понимающей свои желания. Она всё ещё дитя воздуха — но с головой на плечах.

Ох этот постмодерн!

На этом фоне дуэт прекрасных танцовщиц Виктории и Анастасии Михайлец, которые в гала-концерте как бы отвечали за современную хореографию, за постмодерн, выглядел очень странным. В их танцах, вероятно, была идея, но совершенно точно такая хореография «на грани фола», отвергающая классику, вряд ли имеет шанс стать чем-то значительным. Она точно отомрёт, иначе мир просто сойдёт с ума.

Это почувствовала и значительная часть зрителей гала-концерта, которые — перефразирую известную спортивную фразу — выразили мнение, что «такой хореографии нам не нужно». Хотя были и гости, назвавшие их номера «Точка невозврата» и La Noche De Mi Amor едва ли не открытиями вечера. На это можно ответить только пожеланием больше смотреть настоящий балет.

Стоит всё-таки сказать, что сёстры Михайлец имеют прекрасное классическое балетное образование, — но танцевали они точно не балет. И если приехавшие артисты во время выступлений занимали всё пространство сцены, как и положено, то Виктория и Анастасия ютились на трёх квадратных метрах, что создавало ощущение какой-то неуместности.

Встанем!

Ответом на такой постмодерн стал сольный номер в современной хореографии руководителя Севастопольской оперы и академии хореографии Сергея Полунина на песню «Встанем» поп-исполнителя Шамана (Ярослава Дронова). К слову, в финале концерта 24 воспитанника академии — учащиеся предпрофессионального отделения и поступившие на средне-специальный курс — вышли на сцену и достойно исполнили задачу главного хореографа концерта, создавая атмосферу для коротких соло всех участников гала.

Но вернёмся к номеру Полунина. О его хореографических достоинствах говорить сложно. Сергей впервые вышел на сцену после сложной травмы — разрыва ахиллова сухожилия. Он даже изменил вариацию своих прыжков: в концерте публика увидела не совсем то, что артист репетировал на генеральном прогоне, — опасался, что тело непредсказуемо отреагирует на сложные движения.

сергей полунин встанем шаман севастополь

Артист балета Сергей Полунин, фото Светланы Аввакум

Но его танец стал настоящей манифестацией. Танцем-воззванием. Публика в прямом смысле поднялась и смотрела выступление стоя. А Полунин в защитной военной форме — как тот раненый боец: падал и вставал — и «шёл умирать за свободу, а не за медали». Что это, если не объединяющая сила искусства?!

Крысанова и Лантратов

И отдельным счастьем стало появление на сцене звёзд первой величины Большого театра — примы Екатерины Крысановой и премьера Владислава Лантратова. Они показали чистую классику — па-де-де из балета «Дон Кихот» в хореографии Петипа, а также неоклассику — па-де-де Катарины и Петруччо из балета «Укрощение строптивой» в хореографии Жан-Кристофа Майо на музыку Дмитрия Шостаковича, собранную из художественных фильмов. Это нечто совершенно фантастическое, требующее всеобщего внимания.

Кандидат искусствоведения Дарья Хохлова прекрасно переложила в текст тот немой монолог шекспировских отношений мужчины и женщины, который разворачивается в танце, придуманном Майо.

Всё начинается со сцены «руки»: Катарина освобождается от захвата Петруччо, снимает с себя халат и бросает его в лицо партнёру. Затем артистка встаёт в классическую балетную позицию и специально сама себя подсекает, прерывая классику, сходя в широкие невыворотные позиции. Это повторяется снова и снова. С балетной точки зрения на это безумно интересно смотреть.

Момент «дыхания огнём» — один из любимых эпизодов этого па-де-де.

Выпрямившись в классическое положение, объясняет искусствовед Дарья Хохлова, Катарина «вытягивает» что-то изо рта рукой с собранными вместе пальцами, при этом приседая, пластически изображая движение «дыхания огнём».

лантратов и крысанова севастополь балет большой

Премьер Владислав Лантратов и прима Екатерина Крысанова, оба — Большой театр. Фото Светланы Аввакум

После 24 февраля 2022 года балетмейстер Жан-Кристоф Майо потребовал остановить показ балета «Укрощение строптивой» в Большом театре, назвав главный театр России «художественной и политической институцией». Но Крысанова и Лантратов выступили с этим произведением. И это их личная позиция.

Как и личная позиция всех участников гала-концерта: быть сейчас с Россией и Севастополем. На сцене Севастопольского театра оперы и балета в гала-концерте танцевали не просто лучшие — личности, которые никогда не останавливались, не прекращали трудиться и верить в себя и в искусство.

Они точно понимают: политика — это только штрих в истории, а искусство — это вечность.

Сергей Абрамов

Фото Светланы Аввакум

4600
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
0
Еще нет голосов

Обсуждение (23)

Profile picture for user Маклюра
2665
Маклюра

Искусство-вечность тогда, когда очистные нормально работают, а не бурной рекой в море! Когда танцы и песни не на знаковом, священном  историческом месте ,а на нормальной сцене! Когда важнейшие для города медучреждения строятся быстрее чем сомнительные яхтинги и академии ,а не наоборот! Когда в городе создана соответствующая инфраструктура и город по преступности не в первой тройке ....!и многое,многое другое....! Тогда искусство вечность, а не геморой от вечности!

Profile picture for user Polya
1081
Polya

Танец под песню "Встанем" это и есть квинтэссенция политики. Политики  и вашим и нашим. Искусство тут совсем не причём.

Profile picture for user кэт
9490
кэт

to Маклюра:  Всему - не только своё время, но и место. От злободневности важно иногда отдохнуть. В ленте очень много поводов для вашего поста, а здесь - повод для благодарности большим  Артистам. Что бы ни было.

Profile picture for user Polya
1081
Polya

to кэт:  

to Маклюра:  Всему - не только своё время, но и место. От злободневности важно иногда отдохнуть. В ленте очень много поводов для вашего поста, а здесь - повод для благодарности большим  Артистам. Что бы ни было.

 Вы сами это сказали, всему своё время и место. Они выбрали не то время и не то место.В Москве им было бы самое то, но не здесь и не сейчас.

Profile picture for user Аллегро
3532
Аллегро

Красиво, молодцы! 

Они артисты, они не причём. 

Хотя мне больше нравятся наши родные))) артисты театра Б. Лавренева) 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6647
d dd

Да уж в области балета....

Артист на первом фото гапака сплясал?

Profile picture for user shsh
1359
shsh

Прекрасно, что в и сложное  время жизни страны можно отвлечься от поблем, отдохнуть и духовно подзарядится от  настоящего исскуства.

Привет вечным нытикам этого портала! smile

Profile picture for user Аурелия 77
934
Аурелия 77

Но а мы то не видели этого, а тоже бы хотелось))

Profile picture for user GP
4683
GP

to Polya:  

Они выбрали не то время и не то место.В Москве им было бы самое то, но не здесь и не сейчас.

 

Profile picture for user Устроительница
1608
Устроительница

"Прибыл весь светский и публичный Севастополь". А остальные, которым неприятны грубо навязанные кластерные театры, вроде как "чёрненькие". 

Profile picture for user Absolut
2532
Absolut

Время выбора..."Боевой гопак" или матросский танец "Яблочко"...Всех с днём ВМФ!

Profile picture for user Polya
1081
Polya

to GP:  Причем  здесь эти картинки. Люди возмущены, что Херсонес превратили в балаган, что вопреки воле народа строят чудовищный по своему виду ёперный театр, с "общежитями" для балерунов в знаковом для людей месте, где была обещана набережная и музей.

Profile picture for user Polya
1081
Polya

to Устроительница:  

"Прибыл весь светский и публичный Севастополь". А остальные, которым неприятны грубо навязанные кластерные театры, вроде как "чёрненькие". 

 Не "чёрненькие",  а серенькие, нас даже не замечают. Мы так, надоедливый серый пейзаж на этом празднике жизни. От нас отгораживаются яркими всёлыми шторками, чтоб не раздражали своей серостью.hysterical 

Profile picture for user ulogin_mailru_919787742112119086
6647
d dd

Подключусь к нытикам, а что эти из местного бомонда все уже законы попринимали,правила,регламенты местные,чтобы красиво отдыхать?

Они хоть билеты купили?Или по контромарочкам,как всегда нахаляву.

А в Москве говорят прям время тяжелое наступило.

Profile picture for user elliniko
702
elliniko

Скакуны прискакали.

Подумаешь - Херсонес, подумаешь - древности.. Не жалко

Интересно, Развожаев на данном представлении был?

Profile picture for user Биомасса
56
Биомасса

to Маклюра:  

Искусство-вечность тогда, когда очистные нормально работают, а не бурной рекой в море! 

Где искусство, а где говно. Или вам всё равно? 

Profile picture for user Биомасса
56
Биомасса

to Устроительница:  

вроде как "чёрненькие".

  to Polya:  

Не "чёрненькие",  а серенькие,

Вы сами об этом сказали. Я не с вами. 

Profile picture for user Polya
1081
Polya

to Биомасса:  

to Устроительница:  вроде как "чёрненькие".  to Polya:  Не "чёрненькие",  а серенькие,Вы сами об этом сказали. Я не с вами. 

 Да пожалуйста, можете думать, что Вы весь в белом. Этого не меняет того факта, что для властьпридержащих Вы такое же ничто, как все остальные, не входящие в их круг. А думать Вы можете, что угодно. Тем ужаснее будет разочарование. Однажды.

Profile picture for user Elena-S
365
Elena-S

Место балета- в театре, шоу - в цирке, мусорным мешкам -в мусорном контейнере.

У нас балет и цирк в заповеднике, а мусорные мешки везде, включая детские площадки и памаятные знаки.

 

Profile picture for user ПОНТЫ ЭВКСИ́НСКИЕ
602
ПОНТЫ ЭВКСИ́НСКИЕ

to Биомасса:  

 Где искусство, а где говно. Или вам всё равно? 

да я лучше девушкам-женщинам, с низкой социальной ответственностью тысячу-другую заплачу, вот там искуство! отдача! удовлетворение!crazyhysterical 

Profile picture for user БиндюжниК
51
БиндюжниК

to кэт:  У меня тут знакомый хочет к вам с деловым предложением обратиться. Почему не сам? Да забанили его тут. Куда ему писать?

Profile picture for user ЗлойМодер
444
ЗлойМодер

to БиндюжниК:   Почта: moder_forpost@mail.ru

Profile picture for user БиндюжниК
51
БиндюжниК

to ЗлойМодер:  Ок.

Главное за день

Мазут разломавшихся в Черном море танкеров добрался до Керчи

В Керчи введен режим ЧС муниципального характера.
20:39
5
1618

Севастопольскому аквариуму помогают только обычные люди

Власти и бизнес от проблемы отстранились.
20:04
9
2756

В Севастополе ковш экскаватора тонко намекнул жильцам дома о выселении

Снос двухэтажки у культурного кластера начался, а жильцы из него до сих пор не выехали.
16:02
30
4994