Злостным неплательщикам, накопившим большие долги перед энергоснабжающими организациями, возможно, в скором будущем придется за свой счет устанавливать умные электросчетчики с функцией дистанционного отключения потребителей. Об этом сообщило на днях издание «Коммерсант».
Вынужденная мера
По информации издания, соответствующие поправки к законодательству разработало Министерство энергетики РФ. Стоимость счетчика с функцией дистанционного отключения, по оценкам специалистов, достигает 40 тыс. рублей. Устанавливать такие приборы должна будет энергоснабжающая организация, которой должник, помимо своего желания, в дальнейшем компенсирует затраты.
Если уведомление об установке умного счетчика поступит должнику до конца 2023 года, энергетики обязаны поставить аппарат в течение полугода. Если после 1 января 2024-го, на установку прибора им дается три месяца. При этом должник обязан предоставить доступ в помещение. Если он этого нет сделает, его оштрафуют.
Отдельно подчеркивается, что предусмотренная мера (если поправки будут приняты) коснется только самых злостных должников. А их в масштабах страны немало: на сегодняшний момент долги конечных потребителей за электроэнергию уже превысили 315 млрд рублей и продолжают расти.
За ответами на вопросы - каков объем задолженности в Севастополе и как относятся к этой инициативе в ООО «Севэнергосбыт» - ForPost обратился к директору предприятия Руслану Борягину. Как и следовало ожидать, к инициативе Минэнерго он относится положительно: ведь она призвана побудить потребителей более ответственно относиться к платежной дисциплине и выполнению договорных обязательств.
При этом некоторые формулировки, допускает директор «Севэнергосбыта», в окончательном варианте документа могут выглядеть иначе. В частности, «Коммерсант» говорит о возможности применения такой меры к потребителям, «которые в течение года неоднократно получали уведомления об ограничении электроснабжения из-за долгов». Однако круг этот, подчеркивает Борягин, очень широк. Многие потребители действительно оттягивают оплату счетов до получения уведомления, однако сразу после его получения платят немедленно.
«Возможно, стоило бы говорить о потребителях, которые уже подвергались ограничениям», - предполагает он.
Однако для энергоснабжающих организаций, а, значит, и для энергетической безопасности потребителей реализация инициативы Минэнерго в любом случае станет благом. На оптовом рынке, подчеркивает Борягин, электроэнергия давно приобретается по предоплате. И даты, установленные для расчета конечных потребителей, не взяты с потолка – они привязаны к срокам платежей на оптовом рынке. Но розничный потребитель не только не платит авансом - многих приходится «уговаривать» оплатить уже потребленное. Причем встречаются и такие индивидуумы, долги которых исчисляются сотнями тысяч рублей.
«Возможность отключать должников дистанционно, безусловно, повысит платежную дисциплину и уменьшит нагрузку на оперативно-выездной персонал, который получит возможность вместо ограничений заниматься другими задачами», - говорит Борягин.
Однако без контрольных выездов все равно не обойтись: риск самовольных подключений остается, хотя выполнить такое подключение станет сложнее. Если нанятый должником «специалист» подключит его к сети в обход умного прибора, платить за потребленную нарушителем электроэнергию придется соседям. А если такое подключение выполнит горе-электрик, это просто опасно!
Кстати, совсем недавно штрафы за самовольное и безучетное использование энергосетей были повышены. Изменения в ст. 7.19 Кодекса об административных правонарушениях «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа» внесла Госдума РФ. Как говорится в пояснительной записке, закон «имеет существенное значение для обеспечения энергосбережения и энергоэффективности, обеспечения общественной безопасности, защиты жизни, здоровья и имущества граждан и организаций».
Принимаемые меры, уверен Руслан Борягин, направлены на оздоровление ситуации. Система меняется хотя и медленно, но в нужную сторону. Важным шагом он считает принятое в июне 2020 года постановление Правительства РФ №890 «О порядке предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)».
«Внедрение интеллектуальных систем учета называют управлением энергопотребления города. И это действительно так, - говорит собеседник. - У нас уже был показательный случай: от жителя многоквартирного дома поступила жалоба на низкое напряжение При этом он сообщил, что уже обращался в УК, но там сказали, что они ни при чем и переадресовали его в «Севэнергосбыт». Увидев, что этот дом подключен к системе АСКУЭ (автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии – ред.), мы пригласили представителей УК и показали им: вот эти фазы у вас недогружены, а вот эта перегружена. И на пике энергопотребления напряжение по ней действительно проседало. После этого они перераспределили нагрузки, и автор обращения остался доволен и благодарен».
Значение системы АСКУЭ можно сравнить со значением МРТ или КТ для диагностики состояния человека: никаких загадок и предположений, все понятно и прозрачно. А со временем, добавляет Руслан Борягин, эти данные будут доступны и в личных кабинетах потребителей. Это постановление № 890 тоже предусматривает.
Система очень живая, интересная, и она обязательно будет развиваться, - уверен директор «Севэнергосбыта». Ну а что же у нас с долгами на сегодняшний день?
Долги наши
Общая задолженность потребителей на 19 июля 2022 года составляла 332 млн рублей. Это чуть меньше, чем годом ранее – тогда севастопольцы были должны поставщику электроэнергии 348, 8 млн рублей. Из 332 млн на долю юридических лиц приходится 249,9 млн (в 2021-м – 282 млн руб.), на долю физических - 64,9 млн рублей (в 2021-м – 66,6 млн.). Собираемость, по подсчетам «Севэнергосбыта», составляет 98,61%. В целом по стране этот показатель за январь—апрель 2022 года снизился до 98% (против 98,7% годом ранее).
Самым болезненным вопросом, по словам Руслана Борягина, остаются отношения с управляющими компаниями, которые собирают с жильцов плату за общедомовое потребление, а передавать их энергетикам (конечно, не все, но многие) не спешат. Об этой вопиющей ситуации руководство «Севэнергосбыта» сообщало депутатам Заксобрания еще в 2020 году. А мы подробно рассказывали о ней нашим читателям. Выходом могла бы стать корректировка федерального законодательства и предоставление поставщикам возможности заключать прямые договора на оплату общедомовых нужд с собственниками квартир. Заксобрание обращалось с изложением своего видения в Правительство РФ. Но результата пока нет.
«С такой инициативой выступали и другие регионы, но пока, к сожалению, этот болезненный вопрос остается открытым. Хотя, на мой взгляд, это решило бы массу проблем, - говорит Борягин. - У нас есть дома, которые выбрали УК после непосредственной формы управления и теперь просят нас продолжать выставлять счета напрямую, потому что раньше все было все понятно и прозрачно. Но сами мы сделать этого не можем, поскольку работаем в рамках действующего законодательства».
На конец апреля 2022 года, как сообщал ForPost, долги УК превышали 110 млн рублей.
Особо «ушлые» УК копят долги годами, а затем банкротятся, не оставив после себя никакого имущества. Особенно «добрым» словом руководство «Севэнергосбыта» вспоминает три компании с одним юридическим адресом и одним учредителем – «Севжилсервис» (та самая компания, которую в 2020 году искали, но не могли найти судебные приставы), «Севжилфонд» и «Югжилсервис». А после банкротства недобросовестных УК им на смену порой приходят другие, и опять с тем же юридическим адресом.
«В отношении наиболее крупных должников мы дошли до субсидиарной ответственности учредителей и директоров – сумму задолженности распределили на них. Но теперь они уходят в банкротство, как физлица», - рассказывает директор.
Но вернемся к приборам учета и умной системе АСКУЭ. С 1 июля 2020 года, когда вступило в силу уже упомянутое Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии», «Севэнергосбыт» установил 35 719 электросчетчиков. В том числе - 3313 общедомовых (из них «опрашиваются», то есть подключены к АСКУЭ, 1982 счетчика) и 32 406 индивидуальных («опрашиваются» пока 890).
Начинать с общедомовых счетчиков, по словам собеседника, заставила жизнь: так уж исторически сложилось, что большинство многоквартирных домов в Севастополе оставались без приборов учета, и этот пробел нужно было ликвидировать.
«Теперь УК уже не приходится снимать показания и приходить с отчетами – мы сами снимаем показания, видим фактический объем потребления и можем анализировать происходящее», - говорит Руслан Борягин.
Легким движением руки
Как можно будет отключить потребителя одним движением компьютерной мышки, если инициатива Минэнерго будет одобрена, нам показал инженер АСКУЭ Владимир Шишкин. Список домов, подключенных к системе АСКУЭ, постоянно расширяется.
«Вот одна из квартир, вот ее показания. Можно увидеть календарь событий: были ли отключения электричества, в норме ли оно. Видите - 4 июля напряжение «гуляло».
Умная система для Владимира Шишкина – как МРТ для врача.
Вместе с возможностью отключить неплательщика за считанные секунды и не покидая офис появится и возможность ограничить мощность, если потребление значительно превосходит прописанное в договоре с потребителем. Удобны новые счетчики и для учета дневного и ночного потребления.
Попутно выяснилось, что севастопольские и крымские потребители находятся в более выгодном положении, чем все остальные россияне: в других регионах при переходе на тариф «день-ночь» дневной тариф становится выше обычного, а у нас остается на прежнем уровне.
«Именно поэтому на материке этот тариф не так популярен, - добавляет начальник службы учета ООО «Севэнергосбыт» Вадим Чекан. - Ночной тариф становится ниже, дневной - выше. Чтобы ощутить выгоду, нужно жить ночью, а это подходит не всем».
Начальник службы учета ООО «Севэнергосбыт» Вадим Чекан
Единственное, что омрачает нарисованные светлые перспективы, - это проблемы с поставкой комплектующих для производства самых новых, самых умных счетчиков. Кризис недопроизводства электроники начался в Китае на фоне пандемии. Это уже ощутили на себе производители автомобилей, смартфонов, компьютеров и пр. А современный прибор учета - тоже маленький компьютер.
Остается надеяться, что выход будет найден и развитие «умного потребления» не остановится. Ну а должникам сотрудники «Севэнергосбыта» желают не дожидаться принятия крайних мер, погасить долги и впредь их не копить.
Ольга Смирнова
Обсуждение (19)
Это прекрасно, я так понял система работает как часы, если надо вырубить кого-то за неуплату. А вот наладить систему для снятия показаний в автоматическом режиме - ну подождите же, не всё сразу, какие вы неугомонные Правильно я понимаю?
В нищей Украине счетчики ставили бесплатно...Это как?
Нельзя ли уточнить, какой размер задолженности должен быть у бытового потребителя, чтобы он оказался зачислен в категорию "Злостный неплательщик, накопивший большие долги" (по версии СНП "ForPost") или "Самый злостный должник" (по версии издания "Коммерсант")?
to Игорь Буркальцев: Сейчас тоже бесплатно устанавливают. Это речь идет о злостных неплательщикам и чтобы электриками каждый раз не ходить отключать вот и придумали такую игрушку за их счет.
На каждый умный счётчик найдётся свой хакер.
Подскажите, Севэнергосбыт государственная компания?
to алекс орехов:
ООО
Это верно. У меня даже в деревне учёт теплоэнергии автоматизированный. Но человеку с инженерным образованием не нужно долго упражняться, что оптимизировать учёт. Я плачу столько, сколько считаю справедливым.
Коллега по работе притащил снятый счётчик производства конца 00-х. Разобрали - внутри схема дистанционного отключения. И эти счётчики уже устанавливались в городе в начале 10-х. Ну так в чём новинка? Может и нужное дело, но новаторство минимально.
to ramzay:
А разве публикация о новаторстве? Мне показалось - о способах повысить платёжную дисциплину. Причём, способах - административно-правовых. И, как по мне, то не очень логичных:
Потребитель накопил долги, а ресурсники берут и (за свой счёт) ставят ему "умный счётчик", предполагая, что он в дальнейшем оплатит его стоимость. То есть, фактически кредитуют должника на стоимость ПУ и услуг по его установке. Получается - потребитель и так имеет задолженность перед компанией, а компания берёт и кредитует его, тем самым увеличивая размер задолженности. Найти в этом логику - непросто...
to Гоголь Н.В.: Сначала ставит счётчик, потом отключает. У должника есть выбор: жить при свечах или платить, в том числе за счётчик.
А почему не перейти на предоплату? Как всё другие прочие продукты - так и электроэнергию вполне можно сначала приобрести, а затем уже использовать, а не наоборот: "ты жарь, а рыба будет".
Не купил достаточно дневной - пользуйся ночной по меньшему тарифу - сэкономишь, но в долгу не останешься.
В этом году ко мне пришли энергетики и сменили счетчик совершенно бесплатно. Теперь процентов на 10-15 меньше стал платить за электроэнергию.)))
Был такой....Сайт закрыли,приехали домой забрали документацию и аппаратуру самого чуть не посадили.Отделался говорят условно,но с крупным штрафом.))
to olga-smirnova2006:
Выбор "жить при свечах или платить" появляется у должника, если его просто отключить от Э/Э. Без дополнительных затрат на установку ПУ...
Мне когда советский счетчик сменили на украинский, то я стал платить за электричество процентов на 20 больше.
Расходы на цифровизацию хотят добавить в тарифы на тепло и воду.
https://news.mail.ru/economics/52336700/?frommail=1
to Bip:
Разумеется :)
И сейчас ставят бесплатно. Двухзонные.