Бронепоезд «Железняков», известный каждому севастопольцу, скорее всего встретит очередной день освобождения Севастополя и победы в Великой Отечественной войне в уже привычном удручающем состоянии.
«Может, его хотя бы покрасить?» — робко предположили севастопольцы, обеспокоенные состоянием одного из самых известных памятников Севастополя накануне 80-й годовщины освобождения города-героя.
Состояние бронепоезда «Железняков», который немецкие захватчики окрестили «зелёным призраком» за умение неожиданно возникнуть, произвести артиллерийский налёт и уйти, уже не раз становилось поводом для публикаций.
В 2020 году севастопольские спортсмены, решившие провести субботник у отчаянно изгаженного бронепоезда, обнаружили внутри место отдыха бомжей со всеми побочными его следствиями вроде верёвок с сушащимися на них вещами. Через год состояние бронепоезда стало ещё хуже, и его покинули даже бездомные, не удовлетворённые уровнем комфорта своего обиталища. Паровоз получил новые повреждения, а обветшание конструкции, кажется, начало происходить ещё быстрее.
Миновал ещё год, севастопольцы в очередной раз озвучили проблему, но и на сей раз это осталось гласом вопиющего в административно-правовой пустыне.
В 2023 году на состояние паровоза опять обратили внимание в связи с празднованием 9 Мая.
«Давайте подготовим обращение, чтобы рассмотрели возможность ремонта. Понятно, что капитальный ремонт провести невозможно, но хоть косметический к 9 Мая», — предложил обратиться к Крымской железной дороге (КЖД) губернатор Севастополя Михаил Развожаев.
Как легко убедиться желающим, увидеть бронепоезд в приличном виде к очередному Дню Победы снова вряд ли возможно. Наверняка сказалось то, что бронепоезд, как и многие другие памятники, находится в юридическом и тем более финансовом «нигде».
В 2022 году ForPost получил от Музея обороны Севастополя информацию, что ещё в 2017 году управлением охраны объектов культурного наследия города Севастополя «Паровоз бронепоезда „Железняков”» был внесён в реестр объектов культурного наследия под № 921710829940005 как объект культурного наследия регионального значения.
Ежегодно реставрационным советом музея проводятся обследования состояния сохранности паровоза с составлением соответствующих актов — раз за разом отражающих его неудовлетворительное состояние. Музей регулярно проводит мероприятия по санитарной очистке территории и бронепаровоза, в канун Дня Победы эти работы являются традиционными.
В 2022-2023 гг. музей планировал провести документальное оформление работ и реставрацию паровоза-памятника за счёт собственных и привлечённых средств.
Обратившись в пресс-службу Музея обороны Севастополя, ForPost выяснил, что «Железняков» относится к музею как музейный предмет, но в то же самое время является объектом культурного наследия регионального значения — памятником города Севастополя. Земля, на которой стоит этот памятник, тоже городская.
Музей был бы рад отреставрировать свой музейный предмет и находится в процессе подготовки проектной документации для его реставрации. Но реставрация памятника регионального значения осуществляется по другой процедуре, которая должна быть инициирована владельцем (собственником) объекта.
Вопросами памятников в городе Севастополе занимается Севнаследие. На баланс музея данный памятник не передавался. Также в музее обратили внимание, что музейным предметом является только часть памятника — сам паровоз.
В Севнаследии, однако, выразили противоположную уверенность. По данным ведомства, бронепоезд «Железняков» находится на балансе как раз у Музея обороны. Круг, таким образом, замкнулся.
Параллельно ForPost выяснил, что «Железняков» не числится на балансе ни департамента городского хозяйства, ни его подведов. Опровергли распоряжение «Железняковым» и в пресс-службе КЖД.
Собственные источники в КЖД неофициально уточнили ряд деталей. Стоимость реставрации «Железнякова» оценивается от 10 млн до 17 млн, из которых 2 млн должны пойти на сам проект реставрации. Источники подчеркнули, что КЖД готова помочь «в разумных пределах» реставрации бронепаровоза — но без проекта реставрации, который соответствует нормам для исторического объекта, выделением денег проблему не решить.
Источники в сообществе реставраторов Севастополя подтвердили, что с разных сторон к ним поступают запросы взяться за такой проект. Однако суммы, которые фигурируют в качестве предложения оплаты такого научного труда, не выглядят привлекательными.
Условно хорошей новостью во всем происходящем является то, что для реставрации бронепоезда «Железняков» не хватает только координации и политической воли. Остальные составляющие успеха как будто на месте.
Николай Сведски
Обсуждение (19)
Болтуны и формалисты. Какие-то понятия-не состоит на балансе и подобное,мы запросили и т.п.....
val61,
Это не "понятие", это целевое или нецелевое использование бюджетных средств. А почему до сих пор его не передали распоряжением конкретному подведу - вопрос интересный. Хотя если зеленые насаждения передавали "живой изгородью", без названий и количества деревьев, то удивляться нечему.
вот если бы на реставрацию выделили 1млрд рублей, тогда бы от желающих отбоя не было, и вопрос за неделю решился бы, нет порядка в стране, нет хозяина, одни должностые туристы
Без Путина не обойтись.😀
kalebass,
Хотят же отпилить побольше
Бетон, абсурд и кипарисы
Приключения строителей на Фиоленте возле остановки «Каравелла» умиляют общественность неожиданными поворотами. В ходе так называемого благоустройства территории (садового товарищества "Луч") строители закатали в бетон живые кипарисы. Возможно, дети асфальта в касках подумали, что такие деревья будут выглядеть более стильно. Или хотят спилить бедные деревья потом, когда бетон застынет?
Теперь представьте эту картину: вместо того чтобы просто проложить пешеходную дорожку, нашим героям в жилетках и касках зачем-то пришла в голову идея сделать все немного… проще, чего уж там!
Дальше что? Возможно, они планируют спилить деревья, оставив пеньки, которые станут новыми аттракционами для местных жителей. Представляю, как “весело” будет спотыкаться о них в темное время суток!
И как тут не упомянуть и о бетоне, который, несомненно, начнет со временем трескаться. Потому что, знаете ли, даже бетон не выдержит столько креатива!
Олешка,
Такой "креатив" похож на вредительство!
Позорище прямо.
Тут и Путин не поможет.
Позорище ,9 мая 80 лет освобождения, такое, на уровне приговора местному правящему.
И знаете почему? Не их это история,как в прямом,так и переносном
Тихо, с опущенными глазами и 10 летее прошло.
........... и балаболы. Только с трибуны вещать могут "мы помним, мы гордимся".
вот итоги беглого поиска, фото от мая 2011,https://gostyam.livejournal.com/32533.html там др.фото есть, сравните бюджеты
Тут проблема просматривается более глубокая. Не хотят или не могут работать это одно, но тут даже думать не могут, я уж не говорю планировать грамотно что-то, просто даже подумать не могут в правильную сторону. Какой позор! Ладно единоросы, тут всё ясно, а КПРФ что? Есть у нас коммунисты в городе? Или тоже только штаны просиживают у себя в офисе, на ул. Генерала Петрова? Неужели этот вопрос нельзя было решить заранее, на чьём балансе , выделить средства?
Внук героев 2,
коммунистов нет еще с развала СССР, то что сейчас под вывеской кпрф это тоже едро, те же олигархи, просто "видимость" опозиции.
bonsay,
Да вы что?!!! Вот оно как!
Географ глобус пропил, а историк к 9 мая 2024 сгноил музейный бронепоезд.
Еще на 10-летие Русской весны историк "не привел в порядок" Исторический бульвар.
А еще...
Пять пятерок,
Этим "историкам" на нашу историю с прибором, у них свои задачи и тот кто им их поставил ими доволен. Они сейчас свою историю пропихивают, например фашистского прихвостня Ильина в РГГУ. Сегодня кстати 100-летие как декретом ЦИК СССР был утвержден флаг Советского Союза - Красное знамя с Серпом и Молотом. Под этим флагом мы полетели в космос, победили в Великой Отечественной Войне и создали сверхдержаву построенную на принципах социальной справедливости.
Странно смотреть на все эти ненужные аляповатые и нелепые фигурки в парках, понимая что огромные деньги на них потрачены, а вот отреставрировать настоящий памятник, как впрочем и плавдоки посреди бухты что затонули убрать видимо власти "не в силах". А ведь это и есть наша история. Позорище что довели бронепоезд до такого состояния.
Н а остановке "Омега" со стороны заправки вон столбы скоро упадут. Тоже видимо ждут, когда придавит кого-нибудь.
О какой документации может идти речь, которую так сложно согласовать?
За это время, пока ведутся дебаты об этом паровозе, можно было бы разработать документацию на паровозный завод, воплотить его и начать выпуск паровозов.