Неприятная новость пришла с автомобильного рынка для россиян, которые хотят купить свою первую «ласточку» или обновить семейный гараж.
Стоимость иностранных и отечественных машин серьёзно вырастет, полагают эксперты и автодилеры, опрошенные РБК. По их мнению, подорожание «железных коней» произойдёт, вероятно, на 10-20%.
В деньгах это увеличение составит 200-300 тысяч рублей для китайских автомобилей и 100-200 тысяч, считают они.
По их словам, на возникновение такой ситуации могут повлиять такие факторы:
- утилизационный сбор, ставки на который хотят увеличить в ближайшее время. В частности, с октября ставка для моделей с двигателями объёмом до двух литров составит 556 тысяч рублей — вместо нынешних 306 тысяч. И далее она будет расти;
- повышение Центробанком РФ ключевой ставки (сегодня — 18%), влияющей на стоимость автокредитов и деятельность автодилеров, и ужесточение банковских требований к заёмщикам;
- колебание курсов валют и уровень инфляции в нашей стране.
Всему есть предел
Отечественный авторынок «вялотекущий», особо движений на нём «нет уже как несколько лет», считает специалист по автоподбору Андрей Морозов из Санкт-Петербурга.
«Хорошие машины люди перестали продавать, как это было раньше. То есть человек покупал машину, ездил пару лет — машина отличная, но были деньги и был выбор, машину продавал и покупал либо свежее, либо выше классом. Сейчас большинство людей продолжают эксплуатировать <ранее купленные авто>, если машина в полном порядке. Если мелкие недочёты есть — доводят до ума и дальше ездят», — уточнил он в разговоре с ForPost.
Наш собеседник не понимает, «куда ещё дорожать» — сейчас цены «немножко откатились от пиков», но всё равно «цены, конечно, такие — не очень адекватные».
«Я тоже слышал про подорожание — от 10 до 40%. Всё может быть, сложно загадывать вообще что-либо», — сказал специалист.
По его оценке, среди автомобилей на вторичном рынке сейчас пользуются спросом европейские, корейские и японские машины, а «китайцы» на вторичке не пользуются спросом вообще».
«Желающих купить б/у «китайца» — пока очень мало. Новые — да (есть спрос на них — прим.), их покупают только потому, что выбора нет вообще. Кто хочет новый автомобиль (китайского производства — прим.), чтобы была гарантия, идут в салон. Отечественные — тоже покупают, дешёвые машины — конечно, покупают те, у кого денег нет», — полагает Андрей Морозов.
Несмотря на сложившуюся ситуацию, считает он, личный автомобиль для россиян остаётся «повседневным предметом быта».
Хоть цены и взлетели, но люди всё равно покупают и продают машины — «все привыкли к комфорту, на автобусах ездить особо никто не хочет», да и деньги у людей всё равно есть, пояснил собеседник ForPost.
«Просто когда-то цена достигнет такого пика, люди просто перестанут покупать по этой цене. Если машина будет стоить — какой-нибудь б/у «Хёндэ Солярис» — условные три или четыре миллиона, я думаю, желающих покупать такие машины уже не будет. Будут либо пользоваться каршерингом, либо общественным транспортом. Потому что предел есть всему», — обратил внимание специалист по автоподбору.
По его мнению, ключевая ставка «убивает авторынок — это однозначно».
Если раньше многие граждане брали машины в кредит, то сейчас — при нынешних банковских ставках для займов — «кредит уже многим непосилен», и люди отказываются от приобретения авто, если у них нет своих денег, отметил он:
«Если будет ещё повышение ключевой ставки, то это уже полностью уничтожит рынок кредитования. В принципе, на что правительство настроено сейчас, — потребление хотят свести на ноль. То есть таким образом подавить инфляцию. Хотя не очень у них всё это получается».
Что касается утильсбора, то в апреле его поднимали, напомнил наш собеседник.
«Перед этим была паника в феврале-марте: люди начали сметать машины, цены из-за этого полезли вверх. Подняли утильсбор — ничего не произошло, а цены, наоборот, упали. Это всё-таки паникёрские настроения. Возможно, в сентябре опять люди начнут паниковать, начнут снова сметать всё подряд, цены опять вырастут. По моему мнению, даже если поднимут утильсбор, то б/у машины на этом точно не подорожают. По крайней мере в апреле этого не произошло. Это — больше нагнетание панических настроений», — подытожил Андрей Морозов.
К обсуждению того, располагает ли финансово-экономическая ситуация в России к покупке личного авто, мы привлекли кандидата экономических наук, доцента кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяну Марцеву.
«Не секрет, что уровень дохода наших граждан колеблется относительно медианного значения. Поэтому всегда будут те, которые готовы приобретать товары роскоши, к коим относится автомобиль», — сказала она.
Экономист привела данные Росстата за июнь, которые показали рост номинальной зарплаты, она в сравнении с июнем прошлого года увеличилась на 15% — до 89,1 тысячи рублей.
Но при этом нужно понимать, что усреднённое значение может колебаться. Так, медианное значение зарплаты — около 45 тыс. рублей, то есть половина жителей РФ имеет доход выше или ниже этого значения, уточнила наша собеседница.
«Следовательно, возможно, взрывного роста спроса не ожидаем, но традиционный интерес к автомобилям сохранится», — полагает Татьяна Марцева.
По её оценке, сегодня личная машина для россиян — «однозначно предмет роскоши», так как даже отечественный автомобиль «не по карману гражданам со средним доходом», если у них нет накоплений или возможности взять кредит.
«Многие сейчас предпочитают даже работу искать вблизи места проживания. Поскольку вопрос трафика и сопутствующие расходы могут сильно ударить по бюджету. А в свете резкого удорожания такси общественный транспорт приобретает всё большую популярность», — рассказала экономист.
Она полагает, что в ближайшие несколько лет ситуация не поменяется.
Незначительный прирост зарплаты, в сравнении с темпами инфляции и высокой стоимостью кредита, явно не способствует росту спроса на автомобили, заключила Татьяна Марцева.
О чём говорят сухие цифры
Средняя цена нового легкового автомобиля отечественного производства увеличилась до 1,23 млн рублей в июле — на 238 тысяч больше, чем в июле 2023-го, и на 278 тыс. больше, чем в июле 2022-го.
Средняя цена новой легковой иномарки выросла до 2,4 млн рублей в июле — против 2,22 млн в июле прошлого года и 1,99 млн в июле позапрошлого.
Средняя цена б/у иномарки составила 1,46 млн рублей в июле — на 482 тыс. меньше, чем в июле 2023-го, но больше на 490 тыс., чем в июле 2022-го, по данным Росстата.
По информации Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в РФ проданы 893 578 новых легковых и лёгких коммерческих машин в январе-июле — против 411 753 и 402 640 штук в аналогичном периоде прошлого и позапрошлого годов.
Рынок новых авто в РФ продолжает расти, хоть динамика продаж замедлилась, но сохраняется потенциал увеличения, считает председатель Комитета автопроизводителей, Алексей Калицев.
Для него очевидно как то, что доля машин, ввезённых в нашу страну по параллельному импорту, «становится несущественной», так и то, что Россия «снова становится рынком официальных импортёров и производителей».
«Однако вскоре мы также увидим сокращение импорта автомобилей, что обусловлено рядом факторов и инициатив правительства, направленных на стимулирование локализации производств», — полагает он.
По его мнению, к этим факторам относятся возможное повышение утилизационного сбора, предстоящая налоговая реформа и уже состоявшееся увеличение ключевой ставки. Их влияние начнёт ощущаться «уже в ближайшее время», но полноценно можно будет оценить его не ранее конца 2024 — начала 2025 года, уточнил Алексей Каливцев.
Очень дорогое удовольствие
По данным Объединённого кредитного бюро, в июле россияне на покупку машин получили 133 тыс. займов на сумму 197 млрд рублей — объём выдачи увеличился на 57% по сравнению с июлем прошлого года — и обновили исторические максимумы, рассказали «Известия».
В бюро кредитных историй «Скоринг» добавили, что в январе — июле россиянам выдали почти один миллион автокредитов на сумму 1,4 трлн рублей, тогда как за семь месяцев 2023 года — 600 тыс. займов на 800 млрд.
«Известия», опираясь на свои подсчёты и сведения Объединённого кредитного бюро, уточнили:
- средний размер кредитов на машины — 1,48 млн рублей;
- средний срок таких займов — больше пяти лет;
- полная стоимость автокредитов составила 21% к августу.
Переплата за машину с таким займом превысит 164% — владельцу «железного коня» придётся отдать в 2,5 раза больше первоначальной суммы.
Алексей Лохвицкий
Обсуждение (9)
у вас ничего не будет и вы будете счастливы (с)
Oberon,
"Не жили хорошо, нечего и начинать"?
"Средняя цена новой легковой иномарки выросла до 2,4 млн рублей в июле — против 2,22 млн в июле прошлого года и 1,99 млн в июле позапрошлого."
Под "иномаркой" подразумевается то, что на фото?
еще одна мама …,
То, что на фото, скорее всего подороже будут. За 2.4 миллиона руб. сейчас новая "Лада Веста" продаётся. Каких-то 3-4 года назад столько стоил новый Мерседес. Во-общем, наше "благосостояние" растёт не по дням, а по часам ((
(Под "иномаркой" подразумевается то, что на фото?)
Правда победит,
Да. Как не вспомнить незабвенного Януковича с его перлами!
Набиулина борется с инфляцией повышая ставку по кредиту. Это всё-равно что бороться с жаждой - не давать воды. Никакой армии врага не понадобится. Экономику она быстро "сделает".
Пора понять что машина это есть роскошь, а не средство передвижения, а то уже столько вёдер дырявых с болтами ездит по улицам, что уже не удивительно что нами руководит такое же ведро🤣
А чего удивляться? Когда Сейчас делается ВСЁ для того чтобы люди в России прекратили брать кредиты и соответственно жить в кредит. Для этого и "взвинчены до небес" процентные ставки чтобы сделать кредиты НЕвыгодными для простых обывателей. Также, при падении спроса - падают объёмы производства, и соответственно скоро начнутся сокращения на предприятиях.
Если у людей будет доступен личный транспорт, то должены быть доступны и все виды топлива... а иначе будет недовольство автовладельцев. А это большие отборы из нефти, предназначенной: на Запад, в Индию, в Китай. Очевидно, что на всех не хватает. Кого-то надо ограничить! И по ценнику на автотехнику, видно кого "назначили" - на того, что всё проглотит и всё стерпит
А спекулянты в накладе не останутся, они же в нынешней формации экономики - бизнесменами значатся!