Россия

Новые автомобили на шкале «неадекватность» рванут вправо

Что повлияет на стоимость автомобилей, рассказали эксперты.

Фото:
ForPost / Алексей Лохвицкий

Неприятная новость пришла с автомобильного рынка для россиян, которые хотят купить свою первую «ласточку» или обновить семейный гараж.

Стоимость иностранных и отечественных машин серьёзно вырастет, полагают эксперты и автодилеры, опрошенные РБК. По их мнению, подорожание «железных коней» произойдёт, вероятно, на 10-20%.

В деньгах это увеличение составит 200-300 тысяч рублей для китайских автомобилей и 100-200 тысяч, считают они.

По их словам, на возникновение такой ситуации могут повлиять такие факторы:

  • утилизационный сбор, ставки на который хотят увеличить в ближайшее время. В частности, с октября ставка для моделей с двигателями объёмом до двух литров составит 556 тысяч рублей — вместо нынешних 306 тысяч. И далее она будет расти;
  • повышение Центробанком РФ ключевой ставки (сегодня — 18%), влияющей на стоимость автокредитов и деятельность автодилеров, и ужесточение банковских требований к заёмщикам;
  • колебание курсов валют и уровень инфляции в нашей стране.

Всему есть предел

Отечественный авторынок «вялотекущий», особо движений на нём «нет уже как несколько лет», считает специалист по автоподбору Андрей Морозов из Санкт-Петербурга.

«Хорошие машины люди перестали продавать, как это было раньше. То есть человек покупал машину, ездил пару лет — машина отличная, но были деньги и был выбор, машину продавал и покупал либо свежее, либо выше классом. Сейчас большинство людей продолжают эксплуатировать <ранее купленные авто>, если машина в полном порядке. Если мелкие недочёты есть — доводят до ума и дальше ездят», — уточнил он в разговоре с ForPost.

Наш собеседник не понимает, «куда ещё дорожать» — сейчас цены «немножко откатились от пиков», но всё равно «цены, конечно, такие — не очень адекватные».

«Я тоже слышал про подорожание — от 10 до 40%. Всё может быть, сложно загадывать вообще что-либо», — сказал специалист.

По его оценке, среди автомобилей на вторичном рынке сейчас пользуются спросом европейские, корейские и японские машины, а «китайцы» на вторичке не пользуются спросом вообще».

«Желающих купить б/у «китайца» — пока очень мало. Новые — да (есть спрос на них — прим.), их покупают только потому, что выбора нет вообще. Кто хочет новый автомобиль (китайского производства — прим.), чтобы была гарантия, идут в салон. Отечественные — тоже покупают, дешёвые машины — конечно, покупают те, у кого денег нет», — полагает Андрей Морозов.

Несмотря на сложившуюся ситуацию, считает он, личный автомобиль для россиян остаётся «повседневным предметом быта».

Хоть цены и взлетели, но люди всё равно покупают и продают машины — «все привыкли к комфорту, на автобусах ездить особо никто не хочет», да и деньги у людей всё равно есть, пояснил собеседник ForPost.

«Просто когда-то цена достигнет такого пика, люди просто перестанут покупать по этой цене. Если машина будет стоить — какой-нибудь б/у «Хёндэ Солярис» — условные три или четыре миллиона, я думаю, желающих покупать такие машины уже не будет. Будут либо пользоваться каршерингом, либо общественным транспортом. Потому что предел есть всему», — обратил внимание специалист по автоподбору.

По его мнению, ключевая ставка «убивает авторынок — это однозначно».

Если раньше многие граждане брали машины в кредит, то сейчас — при нынешних банковских ставках для займов — «кредит уже многим непосилен», и люди отказываются от приобретения авто, если у них нет своих денег, отметил он:

«Если будет ещё повышение ключевой ставки, то это уже полностью уничтожит рынок кредитования. В принципе, на что правительство настроено сейчас, — потребление хотят свести на ноль. То есть таким образом подавить инфляцию. Хотя не очень у них всё это получается».

Что касается утильсбора, то в апреле его поднимали, напомнил наш собеседник.

«Перед этим была паника в феврале-марте: люди начали сметать машины, цены из-за этого полезли вверх. Подняли утильсбор — ничего не произошло, а цены, наоборот, упали. Это всё-таки паникёрские настроения. Возможно, в сентябре опять люди начнут паниковать, начнут снова сметать всё подряд, цены опять вырастут. По моему мнению, даже если поднимут утильсбор, то б/у машины на этом точно не подорожают. По крайней мере в апреле этого не произошло. Это — больше нагнетание панических настроений», — подытожил Андрей Морозов.

К обсуждению того, располагает ли финансово-экономическая ситуация в России к покупке личного авто, мы привлекли кандидата экономических наук, доцента кафедры «Экономика, финансы и менеджмент» Новороссийского филиала Финансового университета при Правительстве РФ Татьяну Марцеву.

«Не секрет, что уровень дохода наших граждан колеблется относительно медианного значения. Поэтому всегда будут те, которые готовы приобретать товары роскоши, к коим относится автомобиль», — сказала она.

Экономист привела данные Росстата за июнь, которые показали рост номинальной зарплаты, она в сравнении с июнем прошлого года увеличилась на 15% — до 89,1 тысячи рублей.

Но при этом нужно понимать, что усреднённое значение может колебаться. Так, медианное значение зарплаты — около 45 тыс. рублей, то есть половина жителей РФ имеет доход выше или ниже этого значения, уточнила наша собеседница.

«Следовательно, возможно, взрывного роста спроса не ожидаем, но традиционный интерес к автомобилям сохранится», — полагает Татьяна Марцева.

По её оценке, сегодня личная машина для россиян — «однозначно предмет роскоши», так как даже отечественный автомобиль «не по карману гражданам со средним доходом», если у них нет накоплений или возможности взять кредит.

«Многие сейчас предпочитают даже работу искать вблизи места проживания. Поскольку вопрос трафика и сопутствующие расходы могут сильно ударить по бюджету. А в свете резкого удорожания такси общественный транспорт приобретает всё большую популярность», — рассказала экономист.

Она полагает, что в ближайшие несколько лет ситуация не поменяется.

Незначительный прирост зарплаты, в сравнении с темпами инфляции и высокой стоимостью кредита, явно не способствует росту спроса на автомобили, заключила Татьяна Марцева.

О чём говорят сухие цифры

Средняя цена нового легкового автомобиля отечественного производства увеличилась до 1,23 млн рублей в июле — на 238 тысяч больше, чем в июле 2023-го, и на 278 тыс. больше, чем в июле 2022-го.

Средняя цена новой легковой иномарки выросла до 2,4 млн рублей в июле — против 2,22 млн в июле прошлого года и 1,99 млн в июле позапрошлого.

Средняя цена б/у иномарки составила 1,46 млн рублей в июле — на 482 тыс. меньше, чем в июле 2023-го, но больше на 490 тыс., чем в июле 2022-го, по данным Росстата.

По информации Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в РФ проданы 893 578 новых легковых и лёгких коммерческих машин в январе-июле — против 411 753 и 402 640 штук в аналогичном периоде прошлого и позапрошлого годов.

Рынок новых авто в РФ продолжает расти, хоть динамика продаж замедлилась, но сохраняется потенциал увеличения, считает председатель Комитета автопроизводителей, Алексей Калицев.

Для него очевидно как то, что доля машин, ввезённых в нашу страну по параллельному импорту, «становится несущественной», так и то, что Россия «снова становится рынком официальных импортёров и производителей».

«Однако вскоре мы также увидим сокращение импорта автомобилей, что обусловлено рядом факторов и инициатив правительства, направленных на стимулирование локализации производств», — полагает он.

По его мнению, к этим факторам относятся возможное повышение утилизационного сбора, предстоящая налоговая реформа и уже состоявшееся увеличение ключевой ставки. Их влияние начнёт ощущаться «уже в ближайшее время», но полноценно можно будет оценить его не ранее конца 2024 — начала 2025 года, уточнил Алексей Каливцев.

Очень дорогое удовольствие

По данным Объединённого кредитного бюро, в июле россияне на покупку машин получили 133 тыс. займов на сумму 197 млрд рублей — объём выдачи увеличился на 57% по сравнению с июлем прошлого года — и обновили исторические максимумы, рассказали «Известия».

В бюро кредитных историй «Скоринг» добавили, что в январе — июле россиянам выдали почти один миллион автокредитов на сумму 1,4 трлн рублей, тогда как за семь месяцев 2023 года — 600 тыс. займов на 800 млрд.

«Известия», опираясь на свои подсчёты и сведения Объединённого кредитного бюро, уточнили:

  • средний размер кредитов на машины — 1,48 млн рублей;
  • средний срок таких займов — больше пяти лет;
  • полная стоимость автокредитов составила 21% к августу.

Переплата за машину с таким займом превысит 164% — владельцу «железного коня» придётся отдать в 2,5 раза больше первоначальной суммы.

Алексей Лохвицкий

610
Поделитесь с друзьями:
Оцените статью:
1
В среднем: 1 (1 голос)

Обсуждение (4)

Profile picture for user Oberon
6653

у вас ничего не будет и вы будете счастливы (с) 

Profile picture for user еще одна мама школьников
3940

"Средняя цена новой легковой иномарки выросла до 2,4 млн рублей в июле — против 2,22 млн в июле прошлого года и 1,99 млн в июле позапрошлого."

Под "иномаркой" подразумевается то, что на фото? 

Profile picture for user sergey-ka
4216

Набиулина борется с инфляцией повышая ставку по кредиту. Это всё-равно что бороться с жаждой - не давать воды. Никакой армии врага не понадобится. Экономику она быстро "сделает".

Главное за день

Какие пути могут ждать задержанного Евгения Горлова

Изучаем Уголовный кодекс и вспоминаем «героев прошлого».
19:02
2
132

«Байдарская сказка» в Севастополе может кончиться судом и сносом

В правительстве призвали не торопиться с покупкой коттеджей.
14:04
23
3864

Бывшего и.о. вице-губернатора Севастополя Евгения Горлова взяли под стражу

Ему предъявлено официальное обвинение по уголовной статье.
21:21
62
6964

ЦКБ «Черноморец» может стать для Севастополя точкой невозврата. Интервью с Вячеславом Гореловым

Стройка создаст прецедент для центра города, и вскоре мы не узнаем Севастополь.
20:00
36
3229

У Севастополя есть повод через суд не допустить нового отеля над «Черноморцем»

Правда, подать иск должны те же, кто и лоббировал стройку.
15:04
49
1700