ForPost продолжает цикл материалов «Рассекречено», посвящённых 75-летию Победы в Великой Отечественной войне и рассказывающих о ранее неизвестных страницах деятельности советской контрразведки накануне Крымской наступательной операции весны 1944 года.
В одном из документов, собранных в книге «Крымская весна 44-го», рассказывается о ранее неизвестном эпизоде со взрывом на крымском аэродроме Сарабуз — сейчас это военный аэродром Гвардейское — самолёта Маршала Советского Союза Александра Михайловича Василевского.
В спецсообщении на имя начальника Главного управления контрразведки НКО Смерш комиссара госбезопасности Абакумова сказано, что 18 апреля 1944 года в 10 часов 15 минут на аэродроме станции Сарабуз самолёт Си-47, принадлежащий Маршалу Советского Союза товарищу Василевскому, при рулёжке для взлёта потерпел аварию от взорвавшейся мины.
Расследованием было установлено, что самолёт, пилотируемый майором Афанасьевым, прибыл на аэродром Сарабуз из Москвы 17 апреля 1944 года в 16:00. Посадка была произведена на аэродроме согласно выложенному знаку.
Из материалов архива УФСБ России по Омской области:
«18 апреля 1944 года при выруливании самолёта к старту для перелёта на аэродром села Весёлое, после пробега 180 метров от места стоянки, на рабочем поле заднее колесо-дутик самолёта наскочило на установленную и замаскированную в земле мину, которая взорвалась под хвостовым оперением.
В результате взрыва переломлен фюзеляж самолёта, хвостовое оперение имеет большое количество пробоин».
Из документа становится известно, что Сарабузский аэродром был принят в эксплуатацию 14 апреля 1944 года. Очистка его от мин производилась минёрами 460-го батальона авиационного обслуживания под командованием старшего сержанта Масленникова. Отмечается, что очистка аэродрома от мин была поверхностной, поле аэродрома тщательному обезвреживанию подвергнуто не было.
«Однако 17 апреля 1944 года командиром батальона майором Замуриевым, врид. нач. сапёрной службы батальона старшим сержантом Масленниковым и минёром-сапёром Петровым составлен акт, где указано: „Аэродром проверен, готов для боевых действий. Мин нет”», — сообщает Абакумову начальник Управления контрразведки Смерш 4-го Украинского фронта генерал-майор Н. Ковальчук.
Генерал-майор Ковальчук доложил, что уже после аварии самолёта Василевского на поле аэродрома 18 апреля 1944 года были обнаружены и обезврежены ещё 4 мины.
В итоге расследованием было установлено, что авария самолёта Си-47 произошла вследствие халатного отношения со стороны командира 460-го отдельного батальона аэродромного обслуживания майора Замуриева и врид. нач. сапёрной службы этого же батальона сержанта Масленникова к обезвреживанию от вражеских мин лётного поля и подготовке для эвакуации аэродрома.
Военный историк, генерал-лейтенант ФСБ России, профессор РГГУ Василий Христофоров в разговоре с ForPost предположил, что эпизод со подрывом самолёта маршала Василевского на мине мог произойти из-за несогласованности саперов и дефицита времени в условиях боевых действий.
«В качестве примера могу привести московскую спецоперацию осени 1941 года, когда больше 400 объектов в столице Советского Союза были заминированы НКВД СССР на случай, если Москва будет занята германскими войсками для последующего их уничтожения вместе с оккупантами», — рассказал Христофоров.
Известно, что тогда были заминированы здания Большого театра, Госплана (нынешнее здание Госдумы), храма Василия Блаженного, гостиницы Москва и другие. А когда угроза оккупации была снята, произвели разминирование зданий и доложили, что всё нормально.
«И вот в 2000 году проводили реконструкцию гостиницы Москва, и в фундаменте обнаружили одну тонну взрывчатки, которая лежала с октября 1941 года. Во время войны существует дефицит времени, несогласованность каких-то мероприятий. Минирование зданий проводили одни специалисты, а разминирование занимались другие. И в итоге тонна взрывчатки лежала почти 60 лет. Можно сделать предположение, что и в деле с подрывом на мине самолёта Василевского тоже была некоторая несогласованность. Одних могли поторопить с работами по разминированию, другие могли понадеяться на тех, кто проводил эти работы», — заключил Василий Христофоров.
Сергей Абрамов
Обсуждение (3)
Повезло нашему маршалу. Было бы очень обидно, если под конец войны он погиб.
Вспомнил чекиста Кузнецова, как он уничтожал вражеских немецких генералов в тылу врага....
Не рассекречено, а найдено. А рассекретил это все 13 лет назад еще Сердюков, в свою бытность военным министром.
Приказом №9589 Зарегистрирован в Минюсте РФ 5 июня 2007 г.
Рассекретил ВСЕ документы поеннного периода, оптом.
Нельзя рассекретить документ , которого не в архиве. Народная мудрость.