вт, 05/12/2023 - 14:00

Расходы на городской транспорт в Севастополе становятся заоблачными

Только на компенсацию разницы в тарифах город потратит около 2 миллиардов.

В Севастополе продолжается доработка проекта бюджета города перед его рассмотрением во втором чтении. В понедельник, 4 декабря, поправки, которые планируется внести в главный финансовый документ, были рассмотрены на заседании бюджетной комиссии Заксобрания.

А вот кому льгот

Напомним: 31 октября проект трехлетнего бюджета был представлен на заседании правительства Севастополя, а 24 ноября его рассмотрели в первом чтении депутаты. При этом подчеркивалось, что без внесения изменений в законопроект не обойтись. И 4 декабря эти поправки были озвучены на заседании бюджетной комиссии. 

Для начала о хорошем: как сообщил председатель комиссии Вячеслав Аксенов, 330 миллионов дополнительно выделяются на нужды здравоохранения. В прошлом году эта статья расходов также подросла между первым и вторым чтением на 300 млн рублей, что  позволило многим севастопольцам получить высотехнологичную медицинскую помощь.

Около 200 млн рублей дополнительно выделяется департаменту городского хозяйства на ремонт внутридворовых проездов. Безусловно хорошая новость – выделение средств на проектирование физкультурно-оздоровительного комплекса для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Такое предложение, как уже сообщал ForPost, высказало более 20 участников общественных обсуждений проекта бюджета. О том, что в Севастополе нет спорткомплекса и бассейна, приспособленных для людей с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, ForPost писал много раз. Многократно звучали и обещания решить эту проблему. Но и по сей день центр «Инваспорт», воспитавший паралимпийского чемпиона и почётного гражданина Севастополя Андрея Граничку и многих других замечательных спортсменов, вынужден пользоваться объектами не приспособленными.

Предложение выделить средства на проектирование, по словам Вячеслава Аксенова, тоже было членами комиссии дружно поддержано.

А теперь о плохом. Баснословной суммой – около 2 млрд рублей – выражаются расходы города на компенсацию разницы между экономически обоснованным и действующим тарифом на проезд в общественном транспорте. И это – без учета расходов на обеспечение неограниченного бесплатного проезда всех пенсионеров, в том числе и работающих. На них бюджету требуется еще около полумиллиарда рублей.

Вопрос о том, что затраты на проезд льготников в Севастополе непомерно высоки, а льготы предоставляются всем без разбора, поднимался многократно. В 2018 году ForPost выяснил, что право бесплатного проезда имеет около четверти жителей города – такого размаха не знает ни один другой регион, кроме Москвы и Санкт-Петербурга с их огромными и, что немаловажно, самостоятельно заработанными бюджетами. Один из наших источников рассказывал об эксперименте, поставленном военным пенсионером, работающим и хорошо зарабатывающим мужчиной в полном расцвете сил: льготу ему оформили без единого вопроса.

«Льготы, безусловно, нужны, но они должны быть адресными. У нас же их получают и те, кто в льготах не очень-то нуждается, - считает глава бюджетной комиссии. – Понимание этой проблемы есть и в правительстве города. Но это вопрос, требующий тщательной проработки. Глубокого анализа ситуации мы требуем от департамента транспорта, департамента финансов и департамента труда и социальной защиты. И такая работа ведется».

Резать, где можно и нельзя?

Другой наш источник к проработке правительством этого вопроса отнесся скептически: с тем, что там понимают, что так дальше продолжаться не может, он согласен, но при этом уверен: в предвыборный год принимать непопулярные решения никто не станет. Даже если речь идет об экономии серьезных средств. При этом в 2024 году, напомним, Севастополь будет жить с дефицитом бюджета в размере около 3 млрд рублей.  

Но вернемся к компенсации межтарифной разницы. В варианте бюджета, принятом в первом чтении, на нее было заложено более 700 млн рублей.

 «Однако этого было явно недостаточно. Напомню: с начала следующего года по общегородскому тарифу смогут ездить все жители сел, в том числе и отдаленных. О том, что защитить их интересы необходимо, говорилось много раз, однако это означает существенную нагрузку на бюджет», - поясняет Вячеслав Аксенов.

По информации другого нашего источника, расчет в соответствии с нормативами Минтранса показывает, что затраты бюджета вообще должны превышать 3 миллиарда. Но это уже цифры, стремящиеся в бесконечность. 

О том, что ранее предусмотренных в проекте бюджета средств на компенсацию явно недостаточно, в октябре говорил в эфире программы ForPost – Реактор и глава Союза транспортных компаний Севастополя Виктор Рыков. По его словам, очевидная недостаточность компенсации могла послужить причиной отказа перевозчиков от участия в конкурсах по распределению пригородных маршрутов. Но тогда и. о. замгубернатора Павел Иено обозначал затраты бюджета на компенсацию проезда людей из пригородов совсем скромной суммой - около 50 млн рублей. Что вряд ли отражало объективную реальность: до сих пор, напомним, жители сел платили за проезд в зависимости от километража. При этом расходы на одну поездку, как 4 декабря сообщил глава департамента транспорта Станислав Таматаев, достигали 150 рублей и более.

По словам одного из наших источников, чтобы наскрести на транспортные расходы, пришлось сокращать расходы всюду, «где можно и где нельзя». Однако спикер Заксобрания Владимир Немцев, которого цитирует пресс-служба Заксобрания, считает, что в процессе доработки все же удалось найти баланс, который позволит городу нормально жить.

«Мы проводили не одну консультацию и с профильным заместителем губернатора, и с руководителем департамента финансов, и постарались добавить там, где не хватало: на здравоохранение, департаменту транспорта, департаменту городского хозяйства, который не смог бы на те деньги, которые были изначально заложены в бюджете, содержать город в чистоте, не говоря уже о текущих задачах по освещению, ремонту стен и дворов», -подчеркнул он.

Вячеслав Аксенов просит помнить и о том, что принятый в декабре вариант бюджета всегда отличается от его варианта в конце года: дополнительные средства, поступающие в течение года из разных источников, становятся для города серьезной поддержкой. Утверждать, что так будет и в году наступающем, никто не может, но надежда есть, причем зиждется она на достаточно прочном основании. Рассмотрение же во втором чтении проекта бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов в его сегодняшнем виде состоится на одном из ближайших заседаний Заксобрания.

Ольга Смирнова

Читайте также: